Продольная статическая устойчивость самолета
Нарушение продольного равновесия самолета под действием возмущений сопровождается изменением угла атаки и перегрузки, а также изменением скорости полета. Угол атаки изменяется быстро, а скорость полета, в силу инерции самолета, сравнительно медленно. Это позволяет разделить продольную статическую устойчивость на устойчивость по перегрузке (при постоянной скорости полета) и устойчивость по скорости (при полете с постоянной перегрузкой).
Самолет устойчивый по перегрузке стремится самостоятельно без вмешательства в управление пилота или автоматики сохранить перегрузку исходного режима полета, а устойчивый по скорости стремится сохранить скорость исходного режима полета.
Статическую устойчивость рассматривают как при фиксированных органах и рычагах управления, так и при освобожденном управлении. Рассмотрим продольную статическую устойчивость при фиксированном руле высоты.
Устойчивость по перегрузке
Пусть самолет с фиксированным рулем высоты совершает квазиустановившийся криволинейный полет в вертикальной плоскости с постоянной скоростью и углом атаки. В этом случае коэффициент момента тангажа самолета равен:
.
, (3.1)
где
;
- угол атаки в установившемся горизонтальном полете с той же скоростью и на той же высоте, что и в криволинейном полете;
- коэффициент аэродинамической подъемной силы, искривляющей траекторию полета;
- приращение угла атаки в криволинейном полете по сравнению с углом атаки, обеспечивающим горизонтальный полет.
Найдем из условия равенства подъемной силы
, искривляющей траекторию, и силы инерции
, возникающей в криволинейном движении:
.
Здесь - масса самолета,
- его скорость,
- угол наклона траектории,
- радиус ее кривизны.
Величина , обусловленная изменением только угла атаки, с учетом составляющей силы тяги равна:
= ,
где - коэффициент тяги.
Поскольку , то
.
Дифференцируя по времени соотношение и имея в виду, что
, получим
или
.
Следовательно, , откуда
, (3.2)
где - относительная плотность самолета в продольном движении,
- плотность атмосферы.
Выражение для принимает вид
.
. (3.3)
Так как опорное движение (установившийся горизонтальный полет) сбалансировано, то при :
.
Следовательно,
. (3.4)
Возьмем полную производную от по
при
и обозначим ее через
:
. (3.5)
Имея ввиду, что , получим
. (3.6)
Полная производная коэффициента момента тангажа по коэффициенту подъемной силы при фиксированном руле высоты в квазиустановившемся криволинейном движении самолета в вертикальной плоскости с постоянной скоростью называется степенью продольной статической устойчивости по перегрузке при фиксированном руле высоты.
Если , а
мало по сравнению с
, то можно принимать
, (3.7)
где .
По знаку производной можно судить о продольной статической устойчивости по перегрузке. Величина и знак производной определяются по формулам или по тангенсу угла наклона кривой
в точке, соответствующей режиму балансировки
.