Домашняя работа. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)




4.12

Домашняя работа

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Практическое занятие № 50

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России в лирических произведениях С.А. Есенина

 

Стихотворения для анализа:

«Гой ты, Русь моя родная!»,

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»,

«Отговорила роща золотая».

УСТНО

Система общих вопросов и заданий

1. Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии». Согласны ли вы с мнением литератора? Обоснуйте свое мнение обращением к стихам «Поет зима – аукает…», «Выткался на озере…», «Сыплет черемуха снегом…».

2. Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «Звенящая, шумная»? Какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?

3. Какие яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречаете в ранних стихах поэта?

4. Согласны ли вы с тем, что «даже в ранних стихах где-то глубоко внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты?

5. Какие богатства народного языка и народных поэтических образов вы встречаете в лирике С. Есенина?

6. В чем духовная красота и сложность образа родины в лирике Есенина?

7. За что можно любить Родину? Сделайте вывод.

ПИСЬМЕННО. Выполнить анализ одного стихотворения (по выбору).

Вопросы и задания:

«Гой ты, Русь моя родная...»

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто они такие?

3. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ избы?

4. С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты-образа»?

5. Какой прием использует автор? для чего? Какая картина рождается?

6. Но цветопись у С. Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?

7. Пронаблюдайте, какими звуками наполнено стихотворение?

8. Какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они связаны? Что это за праздники?

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

1. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

2. Проследите по содержанию, откуда идёт эта печаль и чем вызвана грусть.

3. Кто представляет главный образ стихотворения?

4. Какое чувство лирического героя так широко представлено встихотворении?

5. Назовите образы, которые вызывают эту любовь?

6. А какие образы вызывают печаль, грусть у лирического героя?

7. Что это за новый свет, за чужая юность?

«Отговорила роща золотая»

1. Определите, пожалуйста, тему этого стихотворения (о чем оно?). Подтвердите свое мнение строчками из стихотворения.

2. Каким чувством наполнено оно?

3. Выделяем строчки, касающиеся жизни природы и жизни людей.

4. Какую же роль в этом стихотворении выполняет пейзаж?

5. Какую картину вы бы нарисовали красками?

6. Найдите инверсию. Вдумайтесь в этот эпитет. Что имел в виду поэт?

7. Какие тропы также передают грусть лирического героя?

8. Понаблюдайте над чувствами лирического героя (работа по строфам).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Сергей Есенин – удивительный поэт, который всем сердцем любил свою малую Родину, писал о ней стихи, но так не любил туда возвращаться. В чём особенность новокрестьянской поэзии Есенина?

Сергей Александрович родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Его отец появлялся в селе редко, потому что работал в московской мясной лавке у купца Крылова. Мечтая о педагогическом образовании сына, он отправляет его учиться в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу (1909-1912 года).

Сергей начинает писать стихи в 8 лет, подражая частушкам. Будущий великий поэт увлекается творчеством Надсона. По приезде в Москву завязывает знакомство с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Он устраивается работать помощником корректора в типографию.

В 1914 году выходят первые произведения – «Берёза», «Пороша», но большей частью они продолжают быть подражательными. Место Надсона в сердце поэта занимает Александр Блок, его манит новая поэтика, новый подход к сочинительству. Именно к нему Есенин отправляется в 1905 году со сборником стихотворений «Радуница», думая: «Он меня поймет».

После встречи Блок пишет: «Стихи свежие, чистые...». Он советует молодому человеку обратиться к Сергею Городецкому.

Особенностью ранней лирики поэта является подражательность частушкам и поэтике Блока с его загадочностью образов. Но больше всего современников удивляет лексика Есенина, ведь он использует диалектизмы, чтобы ещё больше обратить наш взор на образ в стихотворении. В 1914 году он пишет «Гой ты, Русь, моя родная...», заявляя, что хаты (дома) – это в ризах (облачение священника) образа. Лирического героя удивляет бескрайность родины. Так уже в первом абзаце чувствуются все основные особенности поэтики Есенина: образы-метафоры, пришедшие из загадочности поэзии Блока, цветопись через аллитерацию (только синь сосет глаза) и диалектизмы («гой» – обращения в древнерусской литературе). Лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, который любуется крестьянской жизнью (поля, тополя, запах меда и яблок, пляски), и вот ему уже кажется, что он бежит по мягкой стежке. Поэт, пользуясь звукописью, создаёт ощущение присутствия: «гудит», «звонно», «прозвенит». И вот в этот момент упоения поэт признаётся, что ни на что не променяет свою родину: «Не надо раю,/ Дайте родину мою».

К ранней лирике относится стихотворение «В том краю, где жёлтая крапива...», в котором поэт рассказывает об «убийцах и ворах», чьи «грустные взоры» полюбил. Идейно стихотворение делится на 2 части: в первой поэт рисует картину крестьянской деревни, в которой избы «приютились к вербам сиротливо», а «в зелени озёр» «пролегла песчаная дорога/ До сибирских гор». Тут-то и появляются каторжники, в которых поэт видит и свою судьбу, выступая отчасти пророком.

Деревня для Есенина – лишь повод, а не крик души о тяжести крестьянского бремени, как для Некрасова. Его привлекает красота природы и антураж. Поэт выходит на подмостки столичных кафе, облачившись в нарочито мужицкие кафтаны: «Есенина разглядывали как диковину».

30 июля 1917 года поэт женится на Зинаиде Райх. На подъёме чувств он пишет «Инонию», называя себя в ней «пророком Есениным Сергеем», а под Инонией подразумевая иную страну. Но понимание Библии в произведении мужицкое, еретическое.

Любовная тема в лирике Есенина удивительна, ведь каждый образ возлюбленной – это ожившая природа. «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916 год) рисует образ девушки с овсяными волосами, ягодами на губах и зёрнами-глазами. Рефрен, звучащий в начале и в конце стихотворения, создаёт кольцевую композицию стихотворения, зацикливая читателя на ощущениях:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла...

К середине 1918 года поэт понимает, что с революцией ему не по пути, в частности, из-за красного террора со стороны властей, высылки интеллигенции. Так появляются «Кобыльи корабли», в которых поэт видит себя ненужным. В этом тяжёлом настроении он встречается с Анатолием Мариенгофом, который знакомит его с Вадимом Шершиневичем. Они объединяются в направление имажинистов. В этом союзе для Есенина были плюсы: свое издательство, книжная лавка и литературное кафе «Стойло Пегаса», где выступал «знаменитый русский поэт».

В это время намечается раскол в семейной жизни с Зинаидой Райх. Работая над Декларацией (манифестом имажинистов), Есенин ощущает раскол и внутри объединения, которое продержится до 1924 года.

В сентябре 1921 года С. А. Есенин знакомится с Айседорой Дункан. Богемная жизнь в доме танцовщицы, частые запои и переживания из-за будущего страны только ухудшают состояние Есенина-поэта и его лирического героя, который становится заложником круга: слёзы – ненависть – раскаяние; а его личность разрушается на глазах у публики.

В 1922 году вместе с Дункан он отправляется в поездку по Европе, во время которой видит технический прогресс Запада.

Появляются просоветские книги – «Баллада о двадцати шести», «Поэма о 36». Советская власть ликует, единомышленники не понимают Есенина. Но это лишь временный идеализированный взгляд.

В 1924 году поэт пишет «Русь Советскую», в которой лирический герой автобиографически напоминает, что не был дома «восемь лет», и сейчас «край осиротелый» ему кажется незнакомым. В его голове «проходят роем думы» о том, что село «лишь тем и будет знаменито», что здесь «баба родила» «российского скандального пиита». Но он чувствует, что «юноши поют другие песни», а народ собирается, чтобы послушать про террор красноармейцев. В этот момент поэт остро ощущает раскол в отношениях с народом: «Какого ж я рожна/ Орал в стихах, что я с народом дружен?» – и заключает: «Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

Так обостряется противоречие Есенина и идей нового государства, рождается стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» 1925 года, где мысль смирения и готовности нести свой крест возрастает до максимальной точки:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Лирический герой не мыслит себя вне родины, мучения и страдания здесь лучше тихой радости на чужбине.

Стихотворение 1924 года «Мы теперь уходим понемногу...» продолжает тему смирения. Поэт любуется красотой природы, которая душу «облекает в плоть». Но он испытывает дрожь, потому что не увидит в сонме природу и людей, которые «живут... на земле».

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Последним произведением поэта станет поэма «Чёрный человек», в которой чувствуется раздвоение личности, вынесенное на всеобщее обозрение: «очень и очень болен». Поэт умирает в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Петербурге в гостинице «Англитер».

...Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И разбитое зеркало...

Итак, с детских лет он пытался приблизиться к народу через подражания частушкам, в юношеские годы стилизовал свои стихи под Александра Блока, полемизировал с Владимиром Маяковским не только в стихах, но и на сцене, был самым ярким поэтом-имажинистом, не принял революцию, потому и ощутил внутреннюю трагедию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: