Работа по таблице, рисункам.




Тема: БЕЗОПАСНОЕ (ПРАВИЛЬНОЕ)ПИТАНИЕ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Преподаватель-организатор ОБЖ Малахов А.И.
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «рацион питания», рассказать о сбалансированном питании по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов); обучить правилам безопасного питания.
Учебно-наглядный комплекс: учебник, таблицы, рисунки.
Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1. Выборочный опрос:

o Может ли человек жить в бесшумной среде, почему?

o Какие источники шумового загрязнения вы знаете? Приведите положительные и отрицательные примеры.

o Почему шумовое воздействие вредно для организма человека, и в чём этот вред заключается?

2. Практическое задание: какие источники шума вами выявлены; какие меры по снижению его уровня предложите?

Изучение новой темы.

1. Введение в тему урока.

Одного врача спросили: «В какое время лучше всего принимать пищу?». И он ответил: «У кого есть, что покушать, пусть ест, когда хочет. А кому нечего есть, пусть ест, когда найдёт пищу».

o Можем ли мы с вами оспорить компетентное мнение доктора? Или согласимся с ним полностью?
Как вы уже догадались, речь сегодня на уроке пойдёт о питании.

2. Рассказ учителя.

Рационом питания называют состав пищи, потребляемый человеком для пополнения энергии, выделяемой в моменты своей деятельности.

Он состоит из пищи растительного и животного происхождения. Исторически сложилось, что человек своё преимущество всегда отдавал растительной пище. Причём, ввиду отсутствия механизмов обработка этой пищи была неполная, и организм человека приспособился к такой грубой пище, получая из неё необходимые вещества – волокна для работы кишечника, а также важнейшие витамины группы В. С изобретением мельниц тонкого помола хлеб стал другим, и теперь растительные волокна и соответствующие витамины добавляют в муку. До этого возникали болезни богачей: несварение желудка, рак прямой кишки. Сейчас, к сожалению, эти болезни стали более доступными, и ими может заболеть любой человек, употребляющий продукты, переработанные с помощью современных механизмов.

Мясо появилось в рационе питания человека гораздо позже растительной пищи. С изменением климата и появлением засушливого климата перед человеком встала проблема обеспечения себя едой, и он нашёл заменитель растительной пищи в мясе и других продуктах мясомолочного происхождения. Так сложился смешанный рацион питания человека с преобладанием всё-таки растительной пищи. Мясо – необходимый продукт, содержащий аминокислоты, имеет высокую энергетическую ёмкость и необходим человеку в период активного роста.

Однако современный городской да и сельский житель в свой рацион включают не «живое» мясо, а субпродукты из него: консервы, колбасы и др. А если добавить сюда сливочное масло, концентрированные соки, то можно с уверенностью говорить о скором приобретении человеком различных заболеваний. Такой рацион содержит высококалорийные вещества, в два раза превышающие необходимое для человеческого организма количество животных жиров, соли, сахара и в три раза меньше необходимых для него же пищевых волокон и микроэлементов. Такой рацион нередко приводит к заболеваниям сердца, сосудов, сахарному диабету, раковым болезням.

Работа по таблице, рисункам.

Учитель предлагает ученикам сравнить изменение структуры питания человека в разные периоды по таблице учебника.

· Теперь рассмотрите рисунки.

· Какие последствия современного «благополучного» рациона питания показаны на рисунках?

4. Постановка и обсуждение проблемных вопросов.

 

· Что же делать? Перейти к домашней обработке зерна? Есть растительную пищу взамен мясомолочной? Исключить конфетки-бараночки, а заодно с ними и соль? (Ответы учащихся.)

В настоящее время существует много различных методик питания, но самой простой и наглядной является калорийно-белковая методика. Суть её состоит в том, что в основе лежит баланс энергозатрат жизнедеятельности человека и энергопотребления продуктов питания. В зависимости от характера деятельности человека, он затрачивает в сутки определённое количество калорий. Ровно столько калорий ему необходимо возместить для нормального функционирования организма. Сверяясь с таблицами учебника, вы сможете без особого труда составить для себя суточный рацион питания.

5. Материал учебника.
БЕЗОПАСНОЕ ПИТАНИЕ
Из истории пищевого рациона человека
Пищевое взаимодействие живых организмов является одним из важнейших. Значительная часть людей, в отличие от других животных, уже давно осуществляет его не непосредственно в дикой природе, собирая плоды или охотясь, а делает это опосредованно, т. е. через сеть магазинов.
Чтобы понять, как питаться безопасно для здоровья, обратимся к истории пищевого рациона человека.
Как и другие приматы, люди в самом начале своего существования питались лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека к растительной пище свидетельствует строение жевательного аппарата, наличие червеобразного отростка, участвующего в усвоении растительной пищи, более низкая температура тела, чем у хищников. После того как в местах первоначального распространения человека влажные тропические леса заменились на саванны с переменным увлажнением, переход к питанию мясной пищей помог человеку разрешить важную экологическую проблему – проблему пропитания в засушливое время года. Позже развитие скотоводства, молочного хозяйства привело к появлению стабильного источника животной пищи. Но питание мясом никогда не носило преимущественного характера по той причине, что растительные продукты более «родные», свойственные для человека, а также из-за относительной дороговизны мяса. Таким образом, исторически сложился смешанный рацион питания, в котором преобладают растительные компоненты.

Мясо – важный продукт питания человека, поскольку содержит незаменимые аминокислоты, имеет высокую энергетическую ценность. Оно особенно необходимо в период активного роста.

А в чём заключается достоинство растительной пищи? С ней мы получаем значительное количество биологически активных веществ, осуществляющих регуляторные процессы в организме. Такими веществами являются витамины. Один из основных витаминов, необходимый нам в большем количестве по сравнению с другими (до 1 г в сутки), - это витамин С. В настоящее время множество заболеваний обмена веществ связано с 70%-ной нехваткой витамина С у населения, особенно в зимнее время.

Испокон веков одним из основных продуктов питания был хлеб. При отсутствии достаточных средств механизации мельницы обеспечивали лишь грубый помол зерна, при котором в муке, а значит, и в хлебе сохранялись волокна, необходимые для нормальной работы кишечника. Кроме того, раньше не умели отделять зёрна от плевел, т. е. мололи зерно вместе с плодовыми оболочками, в которых содержатся важнейшие витамины группы В. С развитием мукомольного производства хлеб стал иным, чем тот, к которым привыкли наши предки, - «достижения» пищевой индустрии почти полностью исключили из хлеба такие нужные человеку пищевые волокна и витамины, и сегодня их добавляют искусственно.
Современный «благополучный» рацион и болезни питания
Современный «благополучный рацион» городского жителя строится на излишнем употреблении колбас, ветчины, мясных консервов, сливочного масла, концентрированных соков. Такой рацион – это не соответствующее природе человека высококалорийное, избыточное питание, содержащее вдвое больше животных жиров, значительно больше сахара и соли, но в три раза меньше, чем в прошлом, пищевых волокон и микроэлементов. Несвойственное человеку питание сопровождается заболеваниями сердца, сосудов, сахарным диабетом; из-за избыточного веса большинства землян нашу цивилизацию нередко называют «цивилизацией двойных подбородков». В последнее время отмечен рост тяжёлых заболеваний пищеварительного тракта, в том числе и раковых (рис. 5).

Таблица 4
Изменение структуры питания человека в ходе истории развития человеческого общества

Исторические периоды развития человеческого общества Содержание веществ в относительных единицах
Жиры Сахар Крахмал Белок Соль Клетчатка
Доземледельческий период, I (охотники-собиратели) 15-20 0 50-70 15-20 1 40
Доземледельческий период, II (крестьяне) 10-15 5 60-75 10-15 5-15 60-120
Современное общество х 40* 20 30 12 10 20
* В 40 раз больше, чем в I и во II периоды.

Многие болезни пищеварительного тракта поначалу были болезнями богачей, поскольку только им были доступны самые лакомые продукты питания. Для улучшения вкусовых качеств эти продукты подвергались сложной и длительной обработке, в процессе которой они теряли свои полезные свойства и даже становились вредными. Так, несварением желудка из-за использования в пищу дорогого хлеба из муки мелкого помола в XIX в. страдала лишь богатая знать. Сегодня от несварения желудка страдают многие, если не большинство. Рак прямой кишки сначала тоже был болезнью богатых, а теперь получает всё более широкое распространение. При избыточном потреблении колбас, других мясных продуктов и нехватке в рационе клетчатки, которой богаты чёрный хлеб, свежие овощи и фрукты, рис и другие крупы, возникают хронические запоры. Хронические запоры препятствуют, в частности, своевременному выведению из организма консервантов и вредных пищевых добавок, что может привести к воспалению слизистой оболочки прямой кишки. На этой почве возможны различные её заболевания, в том числе и рак. Запоры усугубляются недостатком движения.

Из-за избыточного потребления животных жиров одним из самых распространённых заболеваний стал атеросклероз.

Это болезнь артерий, приводящая к постепенному сужению их просвета за счёт отложения на стенках скоплений жироподобного вещества – холестерина. Атеросклероз приводит к нарушению кровотока, что вызывает кислородное голодание и нехватку питательных веществ в соответствующем органе. Особенно опасно, когда он поражает сосуды сердца или мозга. Факторами риска атеросклероза, кроме жирной пищи, являются недостаточная двигательная активность, курение и стрессы.

В настоящее время существуют различные системы питания, каждая из которых имеет свои особенности и сторонников. Калорийно-белковый метод, или сбалансированное калорийное питание – самая простая и наглядная. Суть её в том, что в основе суточного рациона пищи лежит баланс энергозатрат жизнедеятельности человека и энергопотребления продуктов питания (табл. 5-7).

Таблица 5
Энергозатраты человека

Вид деятельности На 1 кг массы тела, ккал/ч На 70 кг массы тела, ккал/ч
Сон 0,93 65
Сидение 1,43 100
Лёгкая работа 2,43 170
Ходьба, 6 км/ч 4,28 300
Тяжёлая работа 6,43 450
Пиление брёвен 6,86 480
Плавание 7,14 500
Бег, 8 км/ч 8,14 570
Ходьба на лыжах, 15 км/ч 16,00 1120


Таблица 6
Энергозатраты детей и подростков

 

Возраст, лет Ккал в сутки
1-3 1000-1300
3-7 1300-1800
7-9 1800-2000
9-11 2000-2400
11-14 2400-3000
14-17 3000-3500


Таблица 7
Энергетическая ценность некоторых продуктов питания

 

Наименование продуктов Ккал в 100 г
Масло растительное 869
Солёное свиное сало 776
Масло сливочное 730
Орехи 615
Печень трески 608
Шоколад 532
Сервелат 502
Леденцы 438
Сахар, ветчина 390
Макароны, сыр «Эменталь» 365
Пшеничная мука, рис 354
Горох, фасоль, водка, колбаса варёная, сыр 330
Свинина, мёд 305
Зельц, сушёные грибы 296
Фруктовый сироп, джем, мармелад, хлеб белый 255
Брынза 246
Сосиски, баранина, хлеб, сельдь копчёная 210
Плавленый сыр 187
Говядина, яйца, творог 150
Карп 106
Картофель, бананы 90
Молоко, сливы, вино 65
Груши, яблоки, кефир, черника 60
Яблочный сок, лимоны, апельсины, пиво 45
Клубника, морковь, грибы белые 38
Квашеная капуста, арбуз, помидоры 26
Лимонад, капуста 20
Огурцы свежие 15

При тяжёлом труде человеку необходимо около 5000 ккал в сутки, при напряжённых тренировках спортсмены тратят до 7000 ккал в сутки. Людям умственного труда требуется в сутки около 2500 ккал.

Таким образом, можно быстро, но достаточно приблизительно рассчитать и регулировать покрытие расхода организмом энергии соответствующим количеством определённых продуктов питания.
Что же надо сделать, чтобы обеспечить собственную экологическую безопасность при питании?

· Прежде всего, сократить употребление мяса и животных жиров до 30-50 г в день. Не стоит заменять мясо колбасой и сосисками: в них много вредных добавок и красителей, а пищевая ценность невелика.

· На вашем столе как можно чаще должна появляться морковь, капуста, яблоки, любые другие овощи и фрукты. Они содержат и витамины, и микроэлементы, и клетчатку.

· Полезны различные растительные масла, сливочное же масло употребляйте в минимальном количестве.

· Одним из главных блюд в вашем рационе должна стать каша, лучше всего овсяная. Её можно чередовать с гречневой, рисовой, пшённой.

· Помните об умеренности в еде. Калорийность пищи должна соответствовать вашим энергетическим затратам: «Как потопаешь, так и полопаешь».

· Не забывайте о хорошей физической нагрузке, которая помогает сохранять тонус кишечника, повышает иммунитет организма.
Вопросы:

 

1. Какой рацион питания свойственен биологической природе человека?

2. Каковы последствия неправильного питания для здоровья?
Что будет, если…

современный человек не изменит свой пищевой рацион в сторону его оздоровления?

 

Итог урока.

  • Какие факторы влияют на формирование рациональной привычки питания? (Физиологические – рост, активность; психологические – пищевые традиции и пристрастия; социально-экономические, культурно-исторические, географо-экологические.)
  • Назовите основные требования к рациональному питанию. (Полноценность, сбалансированность, разнообразие, регулярность, витаминизация, количество пищевых продуктов.)
  • Какие пищевые привычки могут привести к нарушениям в состоянии здоровья?
  • Какие основные группы продуктов должны входить в рацион питания?
  • Проанализируйте свой пищевой рацион с точки зрения полноценности и разнообразия.
  • Продолжите предложение:
    «Беспорядочный приём пищи, особенно перед сном, способствует …» (появлению различных заболеваний, ожирению).

  • Какова должна быть суточная калорийность для современного человека? (Суточная калорийность в 3000 ккал годна только лицам с высокими потерями при значительной физической нагрузке; здоровым лицам без таких потерь – 2000-2200 ккал. Лицам, склонным к полноте, - не более 1800 ккал в сутки.)
  • Сделайте вывод по теме урока. (В организации питания всё зависит от самого человека; он может воспитать в себе привычку питания, управлять своим питанием, чтобы не возникало проблем со здоровьем.)

    Домашнее задание: 1. Изучить по учебнику правила обеспечения экологической безопасности при питании. Ответить на вопрос: сможете ли вы их выполнять прямо сейчас? Какое из них для вас самое тяжёлое, невыполнимое? Что мешает вам их выполнять, чтобы сохранить своё здоровье?

2.Составьте собственный рацион питания на одни сутки в соответствии с показателями таблиц 5-7. Обосновать свой выбор продуктов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: