Вопросительные предложения




Продолжение лекции «Предложение как единица синтаксиса

(конец первого вопроса «Определение предложения.

Основные признаки»)

Строение предложения представляет собой конструкцию, имеющую грамматическую основу, специально предназначенную для сообщения.

Парадигмой (системой форм) предложения является весь комплекс его модально-временных значений. Она в первую очередь базируется на системе форм изменения глагола (наклонение, время):

- Реальность сообщаемого. Индикатив (изъявительное наклонение): Дочь учится, дочь училась, дочь будет учиться.

- Ирреальная модальность (ирреальные наклонения): возможность (дочь училась бы); желательность (училась бы дочь; если бы дочь училась!), побудительность (пусть дочь учится; чтоб дочь училась!), долженствование (дочь, учись).

Наконец, предложение обладает не только семантической, но и интонационной завершенностью, которая оформляет предложение как относительно законченную единицу сообщения.

Итак, предложение является многоаспектной единицей синтаксиса, в нем различают несколько аспектов: 1) при описании на уровне языка – статический, или конструктивный аспект, то есть структурные схемы (образцы) построения предложения; 2) на уровне речи – динамический, или коммуникативный аспект, то есть приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации в связи с включением в ту или иную речевую ситуацию (актуальное членение предложения); 3) семантический аспект или семантическую структуру предложения (типовое значение предложения).

Эти аспекты можно разделить на две группы: 1) структурные признаки (каждое предложение имеет структурную схему и способы выражения компонентов); 2) семантические признаки: предложение выражает мысль, имеет модально-временной план (предикативность), является средством общения людей, имеет типовое значение, может делиться на тему и рему (данное и новое) и др.

Типология предложений основана на различии их признаков. Предложения классифицируются:

1) в зависимости от количества предикативных основ на простые (монопредикативные) предложения (Лес шумит. Утро) и сложные (по-липредикативные, состоящие из двух и более предикативных единиц (Светило солнце, но было холодно).

2) по объективной модальности, то есть по характеру выражаемого в них отношения к действительности, на утвердительные и отрицательные (с разнообразными оттенками субъективно-модальных значений). Субъективная модальность – это отношение говорящего к сообщаемому при выражении им чувства радости, тоски, уверенности, неуверенности, сомнения и др. Ср.: Стоит тишина (утвердительное); Не понимаю я такой любви. Не я избранник твой (отрицательные). К сожалению, разговор у нас не получился; Почерк, несомненно, женский (Ч.); Предки восточных славян были, по-видимому, люди свободолюбивые (Н. Мих.) – утвердительные и отрицательные предложения с оттенками субъективно-модальных значений;

3) по цели высказывания, или по коммуникативной целеустановке, – на повествовательные (Ярко светит луна); вопросительные (Неужто ради меня весна среди зимы наступила? (Марш.); побудительные (Спите, любимые братья (Ес.); и оптативные (Дождя, – шептала ночь, – дождя);

4) в зависимости от отсутствия или наличия второстепенных членов – на нераспространенные и распространенные предложения (Наступила ночь; Скоро наступила весенняя дождливая ночь; Нездоровится; Мне нездоровится);

5) в зависимости от характера грамматических основ простых предложений – на двусоставные (с грамматическим составом подлежащего и сказуемого: Ярко светит на небе луна) и односоставные (с грамматическим составом только одного главного члена в форме подлежащего или сказуемого: Лес. Тишина. Светает);

6) на неосложненные и осложненные простые предложения в зависимости от отсутствия или наличия таких семантико-синтаксических форм, как однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, сравнительные обороты и обращения, осложняющих структуру предложения: Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе (Г. Ник.); Я стою у дороги, прислонившись к иве (Ес.); Во имя счастья и свободы летите, голуби, вперед (Матус.);

7) в зависимости от наличия членов предложения – на членимые, имеющие члены предложения (Взошло солнце. Тишина) и нечленимые, не имеющие членов предложения (Да. Нет);

8) в зависимости от полноты грамматического строения – на полные, в которых представлены все необходимые компоненты структуры данного типа предложения (Тиха украинская ночь...), и неполные, в которых не выражены те или иные главные или второстепенные члены, но восстанавливаются из контекста, ситуации или подсказываются структурой предыдущего предложения (– Как тебя зовут? – Антипом, батюшка (Т.) – полное Меня зовут Антипом, батюшка).

 

2а) (по плану) По характеру выражаемого отношения к действительности предложения в современном русском языке делятся на утвердительные и отрицательные.

В утвердительных предложения утверждается связь между предметом речи и тем, что о нем говорится. Предложения, в которых связь между предметом мысли (речи) и тем, что в нем высказывается (говорится), осознается как реально существующая (как реальный факт), называются утвердительными. Так, в предложении На холмах Грузии лежит ночная мгла (П.) связь между предметом мысли (мгла) и тем, что о нем сообщается (лежит), осознается как реально существующая, как реальный факт. Такая же связь есть в предложении К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.), но с оттенком субъективно-модального значения (к нашему счастью), с отношением говорящих к этому факту.

Утвердительными могут быть не только повествовательные, но и вопросительные предложения, в частности, такая их разновидность, как вопросительно-утвердительные предложения, которые требуют лишь подтверждения того, что было высказано в самом вопросе. Обычно в них содержится экспрессивно окрашенное утверждение: (Юрьев здесь?) – А где еще ему быть? Так вы едете? Разве это не красота? Значит, я не ошибся?

В отрицательных отрицается связь между предметом речи и тем, что о нем говорится. Следовательно, отрицание – это «элемент значения предложения, указывающий на отсутствие связи между некоторыми явлениями, о которых говорится в предложении».

Грамматические средства выражения отрицания:

- частица не: Это не настоящий, это сказочный лес;

- частица ни в именных односоставных предложениях и в ФО: Ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало-мальски светлой точки;

- отрицательные местоимения и наречия с префиксом не-: Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем;

- местоимения и местоименные слова с префиксом ни-: Следов нигде никаких;

- предикативы нет, нельзя, невозможно: А путь и далек и долог. И нельзя повернуть назад;

- слово нет как эквивалент предложения или главного члена: На работе со всем поспеваю, а дома нет.

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные. Полное отрицание происходит тогда, когда частица не стоит перед сказуемым и, следовательно, отрицается предикативный признак, а значит, и вся ситуация, о которой сообщается. Например: Не люблю я этого дома (Ч.)

А. М. Пешковский подчеркивает, что «только отрицание, стоящее перед сказуемым, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания».

И частноотрицательные, в которых отрицание находится перед другими членами предложения, например: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз Воевода дозором обходит владенья свои (Н.А.Некрасов).

Ср.: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи... (Н.); Не себя он упрекал; Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца (Л.). В предложении может быть несколько отрицаний, общих и частных: Климович говорил не о драме, не о разводе и не об измене, а о смерти (Сим.).

Усиление отрицания достигается при помощи отрицательных местоимений, наречий и частицы ни: Мальчик ничем никогда не болел; В доме не было ни души. Есть случаи имплицитного выражения отрицания, когда отрицательное значение получают предложения, не имеющие формальных признаков отрицания, отрицание которых может быть выражено с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц: Нужны мне ваши советы!; Стану я с тобой спорить!; Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Островский).

В ряде предложений наблюдается асимметрия формы и содержания, то есть может происходить нейтрализация отрицания, когда предложение лишается отрицательного смысла, не является отрицательным. Это предложения с двойным отрицанием, в которых частица не повторяется дважды: Раскольников не мог не засмеяться (Дост.); Он не мог не скучать в деревне (Т.).

Такие предложения являются утвердительными, в которых возникает категорическое утверждение с оттенком долженствования, неизбежности, обязательности. Сюда же относятся предложения, в которых частица не приобретает другие оттенки значения: обобщения, одобрения, необходимости, неопределенности и другое: Кто не проклинал станционных смотрителей? (обобщение, утверждение); Ну чем не работа? (одобрение); Как мне не плакать? (необходимость); Черт не черт, а страх наводит (неопределенность). У большинства таких предложений отрицание снимается и возникает значение утверждения.

Следует отметить, что некоторые структурно-семантические типы простого предложения вообще не принимают отрицания, то есть являются только утвердительными. Это номинативные и генитивные предложения (Ночь; Тишина; Народу! Смеху!), в которых отрицание противоречит их значению бытийности. Таким образом, утвердительными могут быть как повествовательные, так и вопросительные и восклицательные предложения.

 

2 б (по плану) Классификация предложений по цели высказывания

В зависимости от цели высказывания или коммуникативной целеустановки все предложения делятся на четыре типа: повествовательные, вопросительные, побудительные и оптативные. Особый тип составляют восклицательные предложения.

Предложения каждого из этих типов модифицируются в зависимости от цели сообщения, задач его актуализации, эмоционально-оценочных характеристик и связанных с ними особенностей интонационного оформления.

Повествовательными называются предложения, в которых сообщается (повествуется) о каких-либо фактах, явлениях, событиях действительности или содержится их описание. Например: Я сегодня рукою упругою готов повернуть весь мир (Ес.); Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (М. Г.).

Основная коммуникативная целеустановка этих предложений – передача определенной информации. Она обусловила особенности интонации данного типа предложений, для которых характерны спокойная повествовательная интонация, средний темп произношения, обычной высоты тон в начале произношения, повышение его в середине и понижение к концу предложения. Ср.: Долгая зимняя ночь прошла незаметно.

Это наиболее распространенный тип предложений (содержание их богато и разнообразно, как и окружающая нас действительность) и по своей структуре (они могут быть двусоставными и односоставными, распространенными и нераспространенными, неосложненными и осложненными, простыми и сложными).

Вопросительные предложения

Вопросительными являются предложения, в которых выражается особая форма мысли – вопрос, в которых говорящий спрашивает (задает вопрос) о чем-либо ему неизвестном или хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли: Так вы едете? А что ты делал в моем саду? (П.).

Вопрос говорящего может быть обращен к собеседнику или самому себе: Вы готовы к ответу? Готов ли я к ответу?

Основная коммуникативная целеустановка этих предложений – не передача информации, а побуждение к получению информации.

Вопросительные предложения очень выразительны, обычно передают эмоциональное состояние участников диалога или монолога. Для них типична особая, с сильным повышением голоса, вопросительная интонация. Она служит основным грамматическим средством выражения вопросительности. Так, обычное повествовательное предложение благодаря такой интонации становится вопросительным. Ср.: Вы присутствовали на концерте. – Вы присутствовали на концерте? При этом повышение тона происходит на том слове, которое логически и интонационно выделяется говорящим. Ср.: Вы присутствовали на концерте? Вы присутствовали на концерте? Вы присутствовали на концерте? Интонация здесь будет разная в зависимости от того, на какой вопрос ожидается ответ.

Кроме того, вопросительность выражается с помощью вопросительных местоимений (кто? что? какой? чей? который? и др.), вопросительных наречий (когда? где? как? и др.), вопросительных частиц (ли, разве, неужели и др.): Кто пришел? Кого вы ожидаете? Когда состоится эта встреча? Скоро ли придет отец?

Классификация вопросительных предложений не имеет единого четкого критерия, поэтому в учебной и научной литературе разными авторами выделяются разные типы этих предложений. Так, в зависимости от типа заключенного вопроса и предполагаемого ответа выделяют два типа этих предложений: общевопросительные (неместоименные) и частновопросительные (местоименные) предложения.

Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом, а их вопросительность выражается интонацией или интонацией и частицами. Ответом на них будет утверждение «да» или «нет»: Приходилось ли вам когда-нибудь поздней осенью, в хмурое дождливое утро, выйти в сад? (Купр.).

Частновопросительными являются предложения, которые требуют в ответе сообщения о новой информации, то есть ответа о тех или иных обстоятельствах, признаках, деятелях и т. п., и вопросительность которых выражается вопросительными местоимениями и вопросительными наречиями в сочетании с интонацией. Они не допускают ответа «да» или «нет»: Что с вами случилось? Отчего ты так странно говоришь со мной?

Более подробной и практически важной является классификация вопросительных предложений в зависимости от значения и характера коммуникативной функции этих предложений. На этой основе выделяются следующие типы вопросительных предложений: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

- Наиболее употребительны и многообразны по значению собственно-вопросительные предложения, в которых содержится вопрос, предполагающий обязательный ответ собеседника, а спрашивающий ничего не знает о ситуации. При этом их вопросительность может быть выражена как интонацией, так и интонацией в сочетании с вопросительными частицами, местоимениями и наречиями: Другая дорога тут есть? Кто этот коренастый богатырского сложения человек с поседевшей головой?

- Близки к этому типу вопросительно-утвердительные предложения (их разновидность), которые требуют лишь подтверждения того, что было высказано в самом вопросе. Обычно в них содержится экспрессивно окрашенное утверждение: (Юрьев здесь?) – А где еще ему быть? Так вы едете? Разве это не красота? Значит, я не ошибся?

- В вопросительных предложениях может заключаться отрицание того, о чем спрашивается. Такие предложения называются вопросительно-отрицательными: Разве безумного можно научить? (М. Г.); Разве мы с этим делом справимся? Что же вам тут может нравиться?

- Вопросительно-побудительными являются предложения, которые содержат в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса: Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? (П.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

- Некоторые вопросительные предложения не требуют ответа на заключенный в них вопрос, так как он содержится в самом вопросе, то есть в них содержится утверждение или отрицание в форме вопроса. Такие предложения называются вопросительно-риторическими. Обычно они являются одним из ярких средств эмоционально окрашенной речи: Разве вы можете обойтиться и без публики, и без музыки, и без грома аплодисментов? (П.).

Надо учитывать, что в ряде вопросительных предложений значение вопросительности может сопровождаться оттенками модального значения неуверенности, сомнения, удивления, отрицательной оценки и другими, усиливающими экспрессию выражаемой мысли. Они обычно легко выявляются в конкретных контекстах. Вопросительные предложения противопоставлены всем остальным типам предложений. Это значит, что все предложения делятся на невопросительные и вопросительные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: