Практическое задание № 1
Тема для обсуждения: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.
Цель: Овладение навыками разграничения семантико-грамматических разрядов имён существительных, их употребления в речи.
Основные понятия
Категориальное значение существительного – значение предметности.
Словоизменительные категории числа и падежа.
Несловоизменительные категории рода и одушевлённости и неодушевлённости
Предметность как категориальное значение понимается широко: это названия конкретных предметов живого и неживого мира, названия явлений, действия, состояния, признака в отвлечении от предметов.
Лексико-грамматические разряды имени существительного (нарицательные / собственные; одушевлённые / неодушевлённые; конкретные / отвлечённые; вещественные, собирательные; единичные -- сингулятивы).
Нарицательные существительные дают общее название целому классу однородных предметов.
Собственные имена – это названия отдельных предметов из класса однородных.
Неодушевлённые существительные служат наименованием неживых предметов, а также предметов растительного мира.
Одушевлённые существительные служат для наименования живых предметов.
Существительное с колеблющимся показателем одушевлённости / неодушевлённости (с указанием на значение в тексте).
Грамматический показатель одушевлённости – совпадение винительного падежа множественного числа с родительным падежом (В.=Р.); при неодушевлённости винительный падеж множественного числа совпадает с именительным падежом (В.=И.).
Конкретные существительные служат названиями конкретных предметов, событий, фактов и могут быть подвергнуты счёту.
|
Отвлечённые существительные служат названиями отвлечённых понятий действия, состояния, качества, свойства.
Вещественные существительные называют вещества, сочетаются с количественными числительными, имеют форму либо только единственного числа, либо множественного числа.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое и имеют форм только единственного числа.
Сингулятив – это название единичного предмета, из которых состоит множество, выраженное вещественными или собирательными существительными: студент – студенчество, жемчужина – жемчуг.
Групповое обсуждение вопросов
· Понятие имени существительного как части речи.
· Основные разряды имён существительных: общие (одушевлённые / неодушевлённые; собственные / нарицательные); необщие (конкретные / абстрактные; вещественные, собирательные; сингулятивы).
· Стилистическое использование отдельных лексико-грамматических разрядов имён существительных.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите учебную литературу по предложенной теме и составьте тезисы ответа на каждый вопрос.
2. Прочитайте определения имени существительного. Сравните их. Что общего в них и чем они отличаются?
Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и несловоизменительных категориях рода и одушевлённости / неодушевлённости. (Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. Ч. II. – М., 2001. – С. 32).
|
Существительное – знаменательная часть речи, выражающая грамматическое значение предметности в несловоизменительных категориях одушевлённости и рода и словоизменительных категориях числа и падежа (Краткий справочник по современному русскому языку / Под редакцией П. А. Леканта. – М., 1991. – С. 259).
Именем существительным называется часть речи, которая объединяет в общий грамматический класс все слова с предметным значением, обладающие морфологическими категориями рода, числа, падежа и выступающие в предложении главным образом в роли подлежащего или дополнения, но способные быть и другими его членами. (Современный русский язык. Дудников А. В. – М., 1990. – С. 206).
3. Почему возникают определённые трудности при определении категориального значения (предметности) при анализе таких слов, как бег, ожог, краснота? (См. Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 33).
4. Подтвердите примерами из словарей следующее высказывание «Однако в современном русском языке появилась тенденция[1] выделять в качестве начальной формы форму множественного числа именительного падежа в те случаях, когда форма множественного числа называет класс предметов (хотя эти слова имеют и формы единственного числа). – См. Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 33).
5. Прочитайте текст. Подчеркните высказывание конкретными примерами, доказав одушевлённость / неодушевлённость имени существительного.
«Для ответа на эти вопросы (об одушевлённости / неодушевлённости) следует установить: 1) как осмысливается предмет – как живой или как неживой; 2) на какой вопрос отвечает существительное, называющее этот предмет (кто? или что?); 3) каков грамматический показатель одушевлённости / неодушевлённости? (См. Современный русский язык / Под редакцией Е. И. Дибровой. – Ч. II. М., 2001. – С. 37).
|
6. Что общего и различного у существительных, которые так или иначе связаны с выражением собирательного значения: студенчество, потомство, бельё, зверьё, группа, полк, стая, мебель, птица (стояли, отправились на юг)?
7. Какие противопоставления можно наметить среди лексико-грамматических разрядов имён существительных? Приведите примеры.
8. Почему возникают трудности анализа следующих существительных по лексико-грамматическим разрядам конкретности, вещественности, отвлечённости, собирательности: путешествие, доход, жемчуг, сено, толпа, стая, крапива?
9. Приведите примеры перехода имён существительных из одного лексико-грамматического разряда в другой. Что характеризует этот процесс?
10. Законспектируйте ответы на вопросы:
а) Имя существительное в разных стилях речи.
б) Отвлечённые имена существительные в художественной литературе.
в) Собственные имена существительные в художественной литературе.
При выполнении задания используйте: Голуб И. Б. Грамматика стилистики современного русского языка. – М., 1989. – С. 25-35.
11. Какова стилистическая роль собственных имён существительных в материалах СМИ?
При ответе используйте материалы газет, радио-, телепередач.
Письменное задание
Распределить имена существительные, встречающиеся в тексте Д. С. Лихачёва «Тревоги совести», по лексико-грамматическим разрядам.
Укажите основные грамматические признаки существительных каждого разряда, выделите суффиксы отвлечённых и собирательных существительных. Охарактеризуйте морфологические средства выражения одушевлённости / неодушевлённости.
Какова стилистическая роль отвлечённых имён существительных в статье Д. С. Лихачёва?
ТРЕВОГИ СОВЕСТИ
Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек.
… Совесть – понятие очень сложное, и, конечно, сложно требовать от каждого человека совестливость. Но требовать чести можно, потому что бесчестный поступок на виду, он явно замечается общественным мнением. Бесчестные поступки рождают разные обстоятельства.. Допустим, человек не ищет личных выгод, привилегий, он хороший товарищ, хороший директор учреждения. Это ведь большое достоинство – быть хорошим товарищем и хорошим директором учреждения. И для того, чтобы учреждение получило дополнительные средства, фонды, он придумывает ему большую работу, которая, в сущности, неадекватна расходам на эту большую работу, неадекватна штатам. Он защищает штаты, защищает людей. Выполняет долг руководителя. Он всё-таки нарушает закон чести, идёт на сделку с совестью, хотя перед лицом своей личной совести он, может быть, и прав: ему удалось сохранить место Ивана Ивановича и Марьи Ивановны. Но тут возникает сложнейшее расхождение между долгом, честью и совестью.
… Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее – «чиновничьей») души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда к гибели подлинных ценностей.
Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью. Честь и совесть надо рассматривать не только в плане личных отношений, но и в государственном масштабе. Если человек совершает добрые поступки, как это часто бывает, не за свой счёт, а за счёт государства, то это уже не доброта, не бескорыстие, а делячество и хитрость.
В чём выражается внутренняя честь? В том то человек держит слово. И как официальное лицо, и просто как человек. Ведёт себя порядочно – не нарушает этических норм, соблюдает достоинство, не пресмыкается перед начальством перед любым «благо-дающим», не подлаживается к чужому мнению, не упрямится чтобы доказать свою правоту, не сводит личные счёты, не расплачивается с нужными людьми за счёт государства различными поблажками, устройством на работу нужных людей и так далее. Вообще умеет отличать личное от государственного, субъективное от объективного в оценке окружающего.
Честь – это достоинство нравственно живущего человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 226-228.
2. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 275-284.
3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 25-35.
Справочная литература
Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. -- М., 1981.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. – М., 1992.