Палеообсерватория Большие каменные палатки на озере Большие Аллаки




Жижилев Ф.Е. – краевед, действительный член

Русского Географического Общества

Полякова О.О. – археоастроном, историк,

аспирант кафедры философии ЧелГУ.

Объектом настоящего исследования являются Большие каменные палатки на озере Большие Аллаки в Челябинской области (55,96° СШ; 60,92° ВД).

В 50 метрах от воды, на небольшом возвышении, стоят 14 каменных глыб, которые называют «древним святилищем». В радиусе нескольких километров от этого места нет гор, кругом сплошная степь, и только далеко на западе, над гладью озера возвышаются Вишневые и Потанины горы. Волнистая линия горизонта на западе и каменный комплекс на восточном берегу озера невольно задают пищу для пытливого ума, когда человек, постоянно проживающий в этой местности, замечает в какое время года и за какую горку Солнце садится на западе, или находит ориентиры на востоке по восходу Солнца, отслеживая время года, в том числе, возможно, по теням от естественных или искусственных объектов - гномонов. Древний человек, не меньше, чем современные люди, нуждался в знании календарной системы (простой или сложной – насколько это было доступно уму представителей различных эпох) для успешного планирования древним обществом накопления и потребления средств к существованию, особенно, в холодные периоды времени года.

Предварительные археоастрономические исследования на озере Большие Аллаки проводились О.О. Поляковой и А.Р. Беляковым, в результате которых было выявлено возможное место наблюдения захода Солнца в равноденствия с северного каменистого берега озера в направлении северного окончания Вишневых гор (Рис. 1). Но пока артефактов на том месте не обнаружено.

 

а

б

в

Рис. 1. Каменистый мыс северного берега оз. Большие Аллаки (а), направление на заход Солнца в весеннее и осеннее равноденствия, наблюдаемые с северного мыса оз. Большие Аллкаки (б), карта–гугл (а, б). Проекция захода Солнца в северную подошву Вишневых гор в весеннее и осеннее равноденствия, наблюдаемые с северного мыса оз. Большие Аллаки (в). Фото Поляковой О.О.

Интересными оказались наблюдения Ф.Е. Жижилева на Больших каменных палатках, сначала обратившего внимание на непонятный символический наскальный рисунок северо-западного останца, возможно, указывающий на календарь (Рис. 2), и, затем, заметившего яркую тень от восходящего на востоке Солнца на одном из каменных останцев (Рис. 5).

Рис. 2. Наскальный рисунок на юго-юго-восточной стороне северо-западного останца. Фото Ф.Е. Жижилева.

 

Исследуя наскальное изображение на Рис. 2, О.О. Полякова предположила, что оно символически обозначает Солнечно-Лунный календарь. Мышление человека той эпохи, в которой было создано это изображение, уже способно было схематично передавать смысл явлений. В исследовании д.м.н., профессора В.Ю. Голяховского отмечается, что первые символические пиктографические изображения появляются, примерно, с 3500 гг. с целью выразить более глубокое содержание понятия, чем просто запись числовых значений или изображения объекта, у людей с развитым воображением - тонким порождением интеллекта [1, с. 78-79]. По данным археологии мы можем фиксировать появление символьного мышления у людей с тех моментов, когда на керамике и наскальных рисунках появляются своеобразные символы, в семиотике называемые идеографическими знаками, основанными на передаче идеи структуры изображаемого понятия графическими способами. Некоторые из этих знаков-структур угадываются нами, некоторые непонятны нам, возможно, они являются конвенциональными знаками (по Соссюру, признанному исследователю в области семиотики), т.е. основанными на договорённости о структуре знака в конкретном обществе, как, например, в наше время есть договоренность о том, что «зебра» на дороге обозначает пешеходный переход.

На рассматриваемом нами рисунке с Больших каменных палаток (Рис. 2) может быть изображен идеографический символ солнечно-лунного года, где вертикальные черты разделяют месяцы. Наверху 6 зон между вертикальными чертами, читающиеся справа налево, могут показывать 6 теплых лунных месяцев (каждый из которых длится 29-30 дней от одного новолуния до другого новолуния), когда Солнце встает выше равноденственной линии восток-запад от весеннего равноденствия до осеннего равноденствия, с продолжительностью дня большей по сравнению с ночью. Затем, в конце длинной горизонтальной черты слева изображена косая линия – это символически может показывать то, что Солнце на «зиму поворотилось» после осеннего равноденствия. Внизу 7 зон, разделенных вертикальными чертами, читающимися слева-направо, могут обозначать 7 холодных лунных месяцев от осеннего равноденствия до весеннего равноденствия, когда Солнце встает ниже равноденственной линии восток-запад и день короче ночи, при этом, 7-й месяц неполный – это 13-й добавочный лунный месяц в году перед весенним равноденствием, длительностью 10-11 дней, и, действительно, расстояние от последней вертикальной черты до конца горизонтальной линии меньше примерно в 3 раза по сравнению с другими расстояниями между началами месяцев.

Рядом с описанным знаком на северо-западном валуне находятся и другие идеографические знаки, все вместе обозначенные Широковым, как 2-я группа рисунков аллакской писаницы [2] (Рис. 3).

а б

Рис. 3. Аллакская писаница, 2-я группа рисунков (а) [2] и прорисовка коротких символов Ф.Е. Жижилевым (б).

 

Предполагаем, что короткий горизонтальный символ с тремя вертикальными черточками сверху и снизу показывает символ полугодия от летнего до зимнего солнцестояния (справа-налево и обратно), а короткий горизонтальный символ с тремя нижними черточками показывает символ квартала от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (слева-направо), где косая черта справа может обозначать «поворот Солнца на лето». Еще один рисунок, верхний во2-й группе рисунков аллакской писаницы, в виде двурогого символа, мог обозначать шапку шамана или какой-то другой конвенциональный знак, о котором могла быть договоренность в данном сообществе.

Для сравнения можно привести подобные уральские наскальные рисунки, предположительно оставленные угорскими племенами, на Змиевом камне у д. Гаево и Сокольиных утесах у пгт. Махнёво на р. Тагил в Свердловской области из исследования Широкова В.Н. и Чаиркина С.Е. [3, с. 13, Рис. 4; с. 73, Рис. 46] (Рис. 4).

а б

Рис. 4. Наскальные рисунки на Змиевом камне по прорисовке Д.П. Шорина (а) и на Сокольинских утесах по прорисовке В.Н. Чернецова [3, с. 13, Рис. 4; с. 73, Рис. 46]

 

На указанных В.Н. Широковым наскальных рисунках мы выделяем похожие с аллакским рисунком горизонтальные изображения с 6 или 12 вертикальными черточками вверху и внизу. Символический календарный смысл изображений может быть тем же, что и в аллакском рисунке, только лишь с той разницей, что в случае с 12 вертикальными черточками вверху и внизу древними людьми вертикальными черточками отмечались не только начала месяцев в новолуния, но и середина месяца в полнолуние.

Других каких-либо искусственных объектов с календарным назначением, кроме наскальных рисунков, на памятнике не обнаружено. Нет искусственно установленных мегалитов, по которым принято фиксировать древние обсерватории. Тогда по каким же еще ориентирам древние люди могли отслеживать календари?

Возникает предположение о том, что древние люди сначала использовали естественные объекты природы для календарных наблюдений, если их было достаточно для возникновения размышлений на эту тему, например в холмистой местности. Стояла только задача найти удачное место для наблюдений – остальное предоставляла природа. Можно предположить, что изначально календарь наблюдался древними людьми именно в таких холмистых местностях, где природа сама предоставляла объекты, удобные для наблюдения. И только потом уже, люди, разошедшиеся на другие, не холмистые территории, без каких-либо ориентиров на горизонте, но по-прежнему испытывающие потребности продолжать календарные наблюдения, позднее стали возводить искусственные деревянные и каменные палеообсерватории, по типу уже освоенных их предками наблюдений в холмистых местностях.

Культовое место на Больших Аллаках известно по запискам В.Я. Толмачева. Он обследовал эти места в 1914 году, сделал описание писаниц и провел на памятнике археологические раскопки. В.Н. Чернецов опубликовал материалы Толмачева во втором томе своего свода «Наскальные изображения Урала» в 1971 году [4, с. 149]. Затем в конце 1960-х гг. В.Т. Петриным был заложен раскоп в 20 кв. м и было найдено несколько сотен предметов из камня, глины, металла и кости. Все найденное археологами говорит о том, что данное место посещалось в течение нескольких тысячелетий от эпохи камня до средних веков нашей эры [5, с. 328].

Челябинский краевед Ф.Е. Жижилев предположил, что подсказками для ведения календаря на Больших каменных палатках являлись тени от восходящего солнца, движение которых было заметно на камнях в течение дня и года. Среди неподвижных объектов природы в данной местности, тени были единственными подвижными явлениями, позволявшими фиксировать смещающееся со временем Солнце над горизонтом. Мышление древнего человека улавливало эти изменения. Наблюдения за тенями является повсеместным явлением древнего мира, и оно активно использовалось людьми, в т. ч., в солнечных часах вплоть до середины 20 века, пока повсеместно не появились механические часы. Причем, солнечные часы показывали не только суточное время, но и времена года.

Рис. 5. Тень от восходящего Солнца на одном из останцев Больших палаток. Фото Жижилева Ф.Е.

 

Предполагаем, что культовое место Большие палатки имело большое значение для местных народов, прежде всего потому, что в этом месте можно было наблюдать календарные изменения времен года, что подтверждает наскальный рисунок в виде идеографического знака солнечно-лунного года во 2-й группе аллакской писаницы на юго-юго-восточной поверхности северо-западного останца, а рисунки танцующих человечков с юго-западной стороны того же останца показывают нам проведение в этом месте ритуальных празднований. Теоретически, культовые празднования можно проводить в любом месте, в том числе, в доме, но изображены эти рисунки именно здесь, там, где подтверждаются календарные наблюдения за временами года.

Исходя из предположений Жижилева Ф.Е. о том, что за сменой времен года следили по тени от восходящего Солнца, Поляковой О.О. были произведены астрономические расчеты восходов Солнца в равноденствия и солнцестояния в различные эпохи, указанные археологами. Расчеты приведены ниже. На плане памятника отмечены рассчитанные направления (Рис. 6).

Расчеты производим по формуле, данной в пособии Т.М. Потемкиной и В.А. Юревича [6, с. 18]

CosA = (Sinδ - (Sinφ х Sinh)) / (Cosφ х Cosh), где

δ - склонение Солнца

φ – широта местности 55,96°

h – высота восходящего светила - 0,85°, с учетом рефракции и того факта, что линия горизонта с восточной стороны от Больших палаток ровная, без возвышений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: