Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
|
Методика исследования понимания эмоциональных состояний других людей глухими детьми В. Петшака.
Цели исследования: определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок, а также исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками и школьниками.
Материал и оборудование: набор стимульного материала в виде трёх комплектов картинок: схематических изображений 6 основных эмоций (радости, печали, гнева, страха, удивления, равнодушия), реалистических изображений вышеназванных эмоций, затем реалистических изображений данных эмоциональных состояний в сюжетных картинках.
Процедура исследования: представляет собой поочерёдное предъявление комплектов стимульных картинок. Сначала детям предъявляются схематические изображения 6 эмоциональных состояний (радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия). Посредством доступным для понимания глухими детьми языковыми средствами ведётся опрос, как они понимают на схематическом изображении ту или иную эмоцию. Проще говоря, у ребёнка спрашивают: «Что чувствует этот человечек?». Процедура может быть проведена в виде вопросов с подсказками: «Покажи мне на этих картинках человечка, которому радостно», «Покажи мне человечка, которому грустно» и т.д. Далее предъявляются картинки с теми же эмоциональными состояниями, но уже их реалистические изображения. Точно так же после предъявления этого комплекта картинок выясняется понимание ребёнком отражённых на них эмоций других людей. Последним показывается набор картинок, где эмоциональные состояния изображены в реалистических сюжетных картинках. Значит, там можно проследить причинно-следственные связи возникновения этих эмоций. Точно так же выясняется понимание детьми этих эмоциональных состояний. Но могут, в зависимости от возраста испытуемых, быть добавлены следующие вопросы: «Покажи мне человека, которому страшно», «Как ты думаешь, почему ему страшно?», «Скажи, а чего он боится?». И так с другими вопросами к соответствующим эмоциональным состояниям. Задача испытуемого в целом состоит в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определенной мимикой и пантомимикой персонажа. Надо назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи.
|