Проверка технического состояния системы зажигания включает в себя проверку следующих основных параметров: проверку и регулировку угла опережения зажигания; проверку цепей низкого и высокого напряжения; проверку конденсатора.
Перед проверкой угла опережения зажигания на двигателях с контактной системой зажигания необходимо проверить и отрегулировать зазор между контактами распределителя зажигания
Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя производится следующим образом. Снять крышку распределителя, повернуть рукояткой коленчатый вал до полного размыкания контактов и щупом проверить зазор, который должен составлять 0,35.0,45 мм. Проверка и регулировка угла опережения зажигания осуществляется с помощью стробоскопа либо контрольной лампы.
Регулировка угла опережения зажигания с помощью контрольной лампы производится следующим образом:
1. Установить поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия. Для этого нужно вывернуть из первого цилиндра свечу, установить вместо нее бумажную пробку и проворачивать коленчатый вал до момента выталкивания пробки из отверстия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания.
2. Снять крышку распределителя, установить его ротор в положение, при котором его контакт будет совпадать с боковой клеммой крышки для провода к первому цилиндру, и вставить распределитель в гнездо блока.
3. Слегка поворачивая ротор, ввести валик распределителя в зацепление с приводом и завернуть вручную гайку (ки) крепления корпуса распределителя (датчика-распределителя).
4. Подсоединить контрольную лампу к клемме низкого напряжения распределителя или специальное проверочное устройство с лампой к клемме датчика-распределителя и включить зажигание.
|
5. Поворотом корпуса распределителя в ту или другую сторону определить момент включения-выключения лампы и зафиксировать положение корпуса затяжкой его крепления. После чего установить на место крышку распределителя.
6. Подсоединить к крышке распределителя провода от свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя с учетом направления вращения ротора распределителя. При подрегулировке угла опережения зажигания, когда распределитель уже установлен на двигателе при проверке, производится только совмещение установочных меток и выполнение работ, указанных в п. 4—6.
Практическую проверку правильности установки угла опережения зажигания можно произвести на автомобиле во время движения. Для этого на автомобиле с прогретым двигателем развивают скорость 50 км/ч и, двигаясь на высшей передаче, резко нажимают на педаль газа, открывая дроссельную заслонку. При этом в двигателе должны прослушиваться несильные и быстро исчезающие детонационные стуки. Полное отсутствие стуков указывает на слишком позднее зажигание, а долго непрекращающиеся стуки — на слишком раннее.
Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Наиболее точную и достоверную информацию об электрических процессах, протекающих в цепях системы зажигания, можно получить при использовании специальных диагностических стендов с осциллографами, применение которых позволяет достаточно просто и быстро определить работоспособность элементов системы зажигания по осциллограммам. Для этого подключают осциллограф к цепям низкого (клемма первичной обмотки катушки зажигания) и высокого (клемма вторичной обмотки катушки зажигания) напряжения. На типовых осциллограммах системы зажигания можно выделить следующие характерные участки (рис. 195):
|
А — участок длительности горения дуги между электродами свечи зажигания. Мощность искры (амплитуда кривой) и время горения дуги (протяженность участка кривой) зависят от состояния контактов прерывателя и зазора между ними;
Б — участок рассеяния остаточной энергии катушки зажигания. Характер кривой на этом участке определяет исправность колебательного контура катушки зажигания и конденсатора;
В — участок времени от момента прекращения колебаний до замыкания контактов;
Г — участок угла замкнутого состояния контактов.
Оценку системы зажигания осуществляют, сравнивая полученную форму кривой с эталонной.
При отсутствии специального стенда с осциллографом проверка цепей контактной системы может быть выполнена с использованием индикатора (контактной лампы) в следующей последовательности.
Для проверки исправности цепи низкого напряжения следует присоединить один провод индикатора к корпусу автомобиля («к массе»), а другой — последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к входной и выходной клеммам выключателя зажигания, входной и выходной клеммам катушки и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение контакта или обрыв будет на том участке цепи, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выходной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указывать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на «массу»). В этом случае необходимо заменить контактную группу прерывателя.
|
Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) необходимо снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала полностью соединить контакты прерывателя и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем включить зажигание и, держа конец провода на расстоянии 4.5 мм от «массы», пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о наличии неисправности в цепи высокого напряжения или неисправности конденсатора. Для окончательного выявления причины необходимо заменить конденсатор заведомо исправным и повторить проверку; если искры нет, заменить катушку зажигания.
Проверка исправности конденсатора производится следующим образом. Отсоединить провод конденсатора от клеммы прерывателя, после чего, поставив контакты прерывателя на полное смыкание, включить зажигание и рукой размыкать контакты, между которыми должно наблюдаться сильное искрение. После этого провод конденсатора следует снова присоединить к клемме и размыкать контакты. Если искрение уменьшается, конденсатор исправен, в противном случае его необходимо заменить.
Проверку распределителей, снятых с автомобиля, производят на стендах СПЗ-8, СПЗ-12, СП-38М или КИ-968.
Контроль необходимо начинать с испытания конденсатора распределителя, чтобы исключить влияние конденсатора при последующих проверках. При проверке определяют исправность изоляции и емкость конденсатора. К конденсатору, включенному в схему, показанную на рис. 9.1, а, подводят постоянное напряжение в 500 В. Если конденсатор исправен, то стрелка микроамперметра в период зарядки конденсатора в течение долей секунды отклонится, а затем возвратится на нуль. Поворот стрелки микроамперметра на некоторый угол указывает на то, что через изоляцию конденсатора проходит ток. Допускается утечка тока, не превышающая 10 мкА. Для удобства измерения шкала прибора имеет закрашенную цветную зону. Конденсатор подлежит замене, если стрелка прибора не располагается в закрашенной зоне.
Сопротивление изоляции конденсатора, измеренное омметром, должно быть не менее 40 МОм.
При измерении емкости конденсатор подключают к зажимам измерительного моста (рис. 9.1, б), предварительно настроенного на определенную емкость. Значение емкости регистрируется с помощью микроамперметра, с ценой шкалы в микрофарадах.
Рис. 9.1. Схемы для проверки конденсатора: а — на сопротивление изоляции; б — на емкость; 1 — устройство; 2 — конденсатор мой емкости. Если при измерении стрелка прибора отклоняется за пределы закрашенной зоны, то конденсатор неисправен.
Сопротивление контактов прерывателя оценивают, измеряя величину падения напряжения на замкнутых контактах. При проверке к аккумуляторной батарее подключают прерыватель с последовательно соединенными между собой катушкой зажигания и добавочным резистором. Повернув валик прерывателя до замыкания контактов, вольтметром определяют падение напряжения, которое не должно быть выше 0,1 В. На стендах начало шкалы прибора имеет зачерненную зону, соответствующую допустимому значению падения напряжения. Если стрелка прибора находится правее зачерненной зоны, то сопротивление контактов велико и их необходимо зачистить или заменить. Кроме того, проверяют надежность крепления проводников, соединяющих подвижную пластину прерывателя с корпусом и выводной клеммой распределителя. Если стрелка находится в зоне шкалы, состояние контактов нормальное.
Для проверки натяжения пружины подвижного контакта прерывателя необходимо зацепить поводок динамометра за рычажок прерывателя у самого контакта, расположив динамометр вдоль оси контактов. Момент размыкания контактов при плавном увеличении силы натяжения определяют по отклонению стрелки прибора. При размыкании контактов стрелка прибора отклонится вправо. Натяжение пружины определяют по шкале динамометра. Ослабленную пружину меняют вместе с рычажком.
Рис. 9.2. Схема включения приборов при проверке угла замкнутого состояния контактов прерывателя: /, 6 — резисторы; 2 — микроамперметр; 3 — проверяемый распределитель; 4 — электродвигатель; 5 — тахометр
Зазор между контактами вследствие эрозии рабочих поверхностей с помощью щупа с достаточной точностью измерить невозможно. Поэтому измеряют и регулируют угол замкнутого состояния контактов, т. е. угол поворота кулачка, в пределах которого контакты находятся в замкнутом состоянии. Проверяемый прерыватель подключают по схеме, приведенной на рис. 9.2. На шкале микроамперметра 2 нанесены цветные зоны допустимых отклонений угла замкнутого состояния контактов для прерывателей с четырьмя, шестью и восемью выступами кулачка. Резистор 6 подбирается при тарировании прибора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, на которой проводится измерение угла замкнутого состояния контактов (например, 1500 мин-1). Чем больше угол, а следовательно, и время замкнутого состояния контактов, тем больше средняя величина тока, проходящего через прибор, и тем больше угол отклонения стрелки прибора. Если коленчатый вал не вращается и контакты прерывателя замкнуты, то стрелка прибора отклонится на всю шкалу.
Переменный резистор 1 обеспечивает точность настройки прибора в зависимости от напряжения аккумуляторной батареи и состояния контактов прерывателя. Если стрелка прибора выходит за пределы соответствующей цветной зоны, зазор между контактами необходимо отрегулировать.
Признаками неисправности системы зажигания являются отказ или ненормальная работа двигателя.
Стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с нормальной частотой вращения, но двигатель не пускается и нет признаков даже отдельных вспышек рабочей смеси в цилиндрах (это же наблюдается и при нарушениях работы системы питания двигателя топливом).
Для определения неисправности системы зажигания от наконечников свечей зажигания одновременно или поочередно отсоединяют два-три высоковольтных провода и устанавливают их таким образом, чтобы между наконечниками и корпусом можно было изменить зазор от 2 до 8 мм. При прокручивании стартером коленчатого вала двигателя между наконечником и корпусом двигателя при увеличении зазора могут возникать искры синего цвета или не возникать.
Искры синего цвета означают, что высокое напряжение поступает к свечам зажигания. В этом случае необходимо проверить свечи на специальных приборах. Работоспособность свечей зажигания может быть нарушена при конденсации на наружных частях изоляции значительного количества влаги. Исправность свечей зажигания указывает на исправность всей системы зажигания, и причину отказа надо искать в другом месте.
Отсутствие высокого напряжения на свечах зажигания указывает на неисправность системы зажигания. В этом случае необходимо проверить крепление высоковольтных проводов в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания. Также следует внимательно осмотреть крышки катушки зажигания и распределителя. Если при осмотре обнаружены следы пробоя, поверхностного разряда или об- горания наружной изоляции, необходимо заменить катушку зажигания или крышку распределителя.
Если осмотр не дал положительного результата, проверяют наличие высокого напряжения на катушке зажигания. Для этого отсоединяют центральный провод от распределителя и проверяют в нем наличие высокого напряжения. Если на центральном проводе есть высокое напряжение, это означает, что неисправен распределитель.
Перед техническим обслуживанием системы зажигания сначала, чтобы избежать пожара, необходимо отключить аккумуляторную батарею, а затем осмотреть высоковольтные провода, крышку распределителя и катушку зажигания. Очистить их от пыли, грязи и масла тряпкой, смоченной в бензине, и вытереть насухо. Желательно это делать при каждом осмотре автомобиля.
В процессе эксплуатации на поверхности крышек распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются небольшие трещины. Через них при попадании пыли, грязи, влаги происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен и полный отказ системы зажигания. Во-вторых, постоянное «проскальзывание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. Поэтому следует хотя бы раз в месяц проверять чистоту крышек и проводов, а примерно раз в три года целесообразно менять весь комплект высоковольтных проводов и наконечников.
После очистки наружных поверхностей необходимо снять крышку с распределителя, протереть ее внутреннюю поверхность, проверить чистоту контактов крышки и легкость перемещения центрального угольного электрода в гнезде, осмотреть ротор, и проверить затяжку винтов крепления. Ослабление крепления ротора может привести к срыву с посадочного места ротора и разрушению крышки распределителя.
Домашнее задание:
1. Прочитайте конспект
2. Посмотрите видео
3. Заполните таблицу:
№ п/п | Основные параметры системы зажигания | Последовательность выполнения работ |
проверка и регулировка угла опережения зажигания; | ||
проверка цепей низкого и высокого напряжения; | ||
проверка конденсатора |