Раздел «Психопатология детского возраста»




Семинары

Врожденные и приобретенные патологии органов зрения. Оптические нарушения зрения Патологии глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения Заболевания защитного аппарата глаза (аномалии век, слезных органов, конъюнктивы). Аномалии и заболевания преломляющих сред глаза: роговицы, хрусталика. Афакия, амблиопия, помутнение стекловидного тела. Заболевания сосудистого тракта: аниридия, колобома радужки, колобома хориоидеи, иридоциклиты. Заболевания сетчатки. Нарушение цветового зрения. Глаукома.  
Гигиена и охрана зрения у детей. Лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа в специализированных учреждениях.   Классификация детей с нарушениями зрения. Частота зрительных нарушений у детей. Задачи специализированного детского сада для детей с косоглазием и амблиопией. Лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа. Развитие зрительного восприятия, зрительной ориентировки. Гигиена учебно-воспитательного процесса: особенности режима дня, допустимая зрительная нагрузка. Требования к освещенности. Повреждения глаз и первая помощь.
Исследование слуха   Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Тональная пороговая аудиометрия. Аудиограмма. Компьютерная аудиометрия. Безусловно-рефлекторные методы исследования слуха. Условно-рефлекторные методы. Акустическая импедансометрия. Тимпанометрия. Акустическая рефлексометрия. Метод отоакустической эмиссии. Электрокохлеография. Исследование слуха ультразвуком. Исследования слуха у детей.  
Патологии слуховой сенсорной системы.   Заболевания наружного уха: атрезия и микротия, серная пробка, инородные тела, отит наружного слухового прохода. Методы лечения. Заболевания барабанной перепонки: прободение, тимпаносклероз. Методы лечения. Заболевания среднего уха: катаральное воспаление и серозный отит, гнойный отит, осложнения гнойного отита, отосклероз. Особенности течения у детей, методы лечения. Заболевания внутреннего уха: врожденные дефекты улитки, лабиринтит. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге. Функциональные нарушения слуха (сурдомутизм).  
Патология органов речи Заболевания носа и носовой полости. Заболевания полости рта. Заболевания глотки. Заболевания гортани.

 

Терминологический словарь «Психопатология»

абсанс, абстиненция, аграфия, агнозии, акалькулия, алексия, адверсивный припадок, акинетический приступ, алалия, алгия, амбулаторный автоматизм, аменция, амнезия, анестезия, анорексия, антероградная амнезия, антероретроградная амнезия, апатия, апрозексия, астенический синдром, аура (и ее виды), аутотопагнозия, анозогнозия, аутометаморфопсия; бессвязность мышления, болезнь, бластопатии, большой судорожный припадок, брахицефалия, бредовые идеи, бредоподобные идеи, булимия; вербигерация; галлюцинация, галлюциноз, гаметопатии, гебефрения, гипербулия, гиперстезия, гипермнезия, гипостезия, гипобулия, гипомнезия; делирий, деменция, деперсонализация, дереализация, дистимия, дисфория, долихоцефалия; замедление мышления, здоровье; иллюзия, импульсивные влечения, инициальный период, истерический синдром; каталепсия, катаплектический приступ, кататония, клонические судороги, конфабуляции, копрофагия, криптомнезии; малый судорожный припадок, макроцефалия, маниакальное состояние, манифестный период, микроцефалия, миоклонический приступ, мутизм; навязчивые влечения, невроз навязчивых состояний, неадекватность эмоций, неврастения, невроз, норма; обнубиляция, обсессивный синдром, оглушение, олигофрения, онейроид, онихофагия; палимпсеста, парабулия, парамнезия, пароксизм, паронойя, патологическая обстоятельность, патологический аффект, патология, персеверации, полифагия, полидипсия, полная остановка течения мыслей, предвестники, преморбидный период, прогредиентность, псевдогаллюцинация, псевдореминисценции, психопатология, психоз, психопатия, пфропфшизофрения, пуэрилизм; разорванность мышления, регредиентное течение, резонерство, ремиссия, ретроградная амнезия, ритуал; сверхценные идеи, светлый промежуток, сенестопатия, синдром Корсакова, синестезия, сомнамбулизм, стереотипия, ступор, сумеречное состояние сознания; тики, тонические судороги, тревога, трихотилломания; ускорение мышления; фетопатии, фобия, циклотимия, шизофрения, эйфория, эксгибиционизм, эмбриопатии, эмоциональная лабильность, эмоциональная тупость, энурез, энкопрез, эпилепсия, эпилептический статус, эхолалия, эхопраксия

 

Семинары

 

 

Патопсихологическое исследование. Методы патопсихологического исследования. 1. Теоретические основы психопатологического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья 2. Принципы построения патопсихологического исследования. 3. Деятельность психолога по организации патопсихологического обследования. 4. Методы патопсихологического исследования (патопсихологический эксперимент, беседа, тесты, опросники, проективные методики). 5. Составление психологического заключения. 6. Диагностические и прогностические показатели психического развития лиц с ОВЗ
Патопсихологическое исследование детей и подростков. 1. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков. 2. Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков. 3. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка. 4. Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. 5. Патопсихологическое изучение детей младшего школьного возраста. 6. Значение психопатологического эксперимента в комплексном медико-психолого-педагогического обследовании лиц с ограниченными возможностями здоровья 7. Анализ результатов психопатологического эксперимента в структуре комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья.  
Патология чувственного познания. 1. Основные виды нарушений ощущения и восприятия: · Патология ощущений · Патология восприятия (иллюзии, галлюцинации, нарушения сенсорного синтеза) 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений ощущения и восприятия. 3. Методы изучения нарушений ощущения и восприятия.
Расстройства мышления. 1. Основные виды нарушений мышления: · Патология ассоциативного процесса · Патология суждения 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений мышления. 3. Методы изучения нарушений мышления.
Патология интеллекта. 1. Основные виды нарушений интеллекта: · Врожденное слабоумие · Приобретенное слабоумие 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений интеллекта. 3. Методы изучения нарушенного интеллекта.
Патология памяти. 1. Основные виды нарушений памяти. 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений памяти. 3. Методы изучения нарушений памяти.
Патология эмоций. 1. Охарактеризовать основные виды нарушений эмоций: · Маниакальный синдром · Депрессивный синдром · Апатический синдром 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений эмоций. 3. Методы изучения нарушений эмоциональной сферы
Патология воли и влечений. 1. Основные виды нарушений воли: · Гипобулия · Гипербулия · Парабулия 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений волевой сферы. 3. Методы изучения нарушений волевой сферы.
Особенности формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной (наркотической) зависимостью. 1. Основные понятия (семья, отягощенная алкогольной, наркотической зависимостью; созависимость). 2. Социальная ситуация развития ребенка в семье, отягощенной алкогольной (наркотической) зависимостью. 3. Типы реакций детей на ситуацию в семье. 4. Аддиктивное поведение несовершеннолетних. 5. Последствия хронической интоксикации алкоголем и другими психоактивными веществами.

 

 

а) основная учебная литература:

1. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=416718

2. Воропаева, С.В. Основы общей психопатологии: учебное пособие / С.В. Воропаева. - М.: Прометей, 2012. - 160 с. - ISBN 978-5-7042-2369-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211713

3. Гайворонский, И. В. Анатомия центральной нервной системы и органов чувств [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорчук. – Электронные текстовые данные. – Москва: Юрайт, 2015. – 293 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/search?query=%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2C+%D0%98.+%D0%92

4. Колесник, Н. Т. Нейро- и патопсихология. Патопсихологическая диагностика: учебник для академического бакалавриата / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова; под ред. Г. И. Ефремовой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 240 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль.). — ISBN 978-5-9916-9643-2. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/323DA65D-5683-4CA0-AE4B-D522725F8EF5.

5. Никифорова, О.А. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем: учебное пособие [Электронный ресурс] / О.А. Никифорова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 99 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232387

б) дополнительная учебная литература:

Раздел «Анатомия и физиология человека с основами патологии органов слуха, речи и зрения»

1. Маркова, Е. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Е. В. Маркова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 74 с.: ил. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/550/

2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учебник для вузов / Л.В.Нейман, М.Р. Богомильский.- Москва, 2000

3. Шипицына Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Текст]: учебник для вузов / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. - Изд. 2-е. - Москва: Академия, 2012. - 429, [3] с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 422-424. - ISBN 9785769544415.

4. Шипицына Л. М.Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Текст]: учебник для вузов / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. - Москва: Академия, 2008. - 429, [3] с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 422-424. - ISBN 9785769544415.

Раздел «Психопатология детского возраста»

1. Марилов, В. В. Общая психопатология [Текст]: учебное пособие для вузов / В. В. Марилов. - Москва: Академия, 2009. - 220 с.

2. Орлова, Е.А. Патопсихология [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. С. Козьякова. - Москва: Юрайт, 2011. - 235 с. - (Основы наук). - Библиогр.: с. 54. - ISBN 9785991612630

Примерные вопросы к экзамену

1. Раздел «Анатомия и физиология человека с основами патологии органов слуха, речи и зрения»

2.Человек как целостная биологическая система. Уровни организации живой системы. Общие законы роста и развития организма. Показатели физического развития. Общие закономерности развития ребенка. Онтогенез. Закономерности онтогенеза.

3. Возрастные периодизации жизненного цикла человека. Акселерация. Наследственность и среда. Характеристика возрастных периодов.

4. Период эмбрионального развития организма. Гисто- и органогенез. Ткань, виды тканей. Функциональное значение тканей.

5. Основные закономерности филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы на основе эволюционного подхода. Функции, значение нервной системы. Нервная ткань. Нейрон, функции его частей.

6. Общая схема строения нервной системы. Строение, свойства и виды нервных волокон. Синапсы.

7. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги. Кольцевой характер рефлексов.

8. Строение, функции и возрастные особенности спинного мозга, ствола головного мозга.

9. Строение периферической нервной системы. Строение и функции вегетативной нервной системы, ее роль в адаптации организма.

10. Строение, функции и возрастные особенности больших полушарий и коры головного мозга. Локализация функций в коре. Функциональная асимметрия полушарий. Электроэнцефалограмма.

11. Строение и функции отделов головного мозга.

12. «Высшая» и «низшая» нервная деятельность. Роль работ Сеченова И.М. и Павлова И.П. в создании учения о высшей нервной деятельности. Павловский метод экспериментального изучения ВНД. Вклад современных ученых.

13. Виды рефлексов, отличие условных рефлексов от безусловных. Приспособительное значение условных рефлексов. Физиологический механизм условия образования условных рефлексов.

14. Физиологический механизм динамического стереотипа. Роль стереотипов в жизни детей и подростков.

15. Возбуждение и торможение, взаимосвязь и взаимодействие между ними. Законы (правила) взаимодействия: иррадиации, концентрации, индукции процессов возбуждения и торможения, психофизические, возрастные особенности у детей с ОВЗ

16. Виды внешнего и внутреннего торможения; становление в процессе развития ребенка.

17. Современные представления о механизмах сна. Гигиена и организация сна детей.

18. I и II сигнальные системы, их взаимодействие в возрастном аспекте. Морфофизиологическая основа речи, речевые центры в коре головного мозга.

19. Учение о типах ВНД. Общие и частные типы, темпераменты. Пластичность типов ВНД - важнейший педагогический факт. Психофизические, возрастные особенности детей с ОВЗ.

20. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов, их роль в познании окружающего мира. Общие свойства анализаторов.

21. Центральные механизмы речи.

22. Анатомия периферического отдела слухового анализатора.

23. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора. Возрастные особенности у детей с нарушением слуха.

24. Звуковосприятие. Теории слуха.

25. Звукопроведение. Воздушное и костное звукопроведение. Понятие о кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.

26. Субъективные методы исследования слуха. Исследование слуха речью, камертонами. Аудиометрия.

27. Исследование слуха с помощью объективных методов.

28. Классификация нарушений слуха.

29. Заболевания наружного уха и барабанной перепонки, ведущие к снижению слуха.

30. Заболевания среднего уха.

31. Заболевания внутреннего уха, ведущие к снижению слуха.

32. Заболевания проводящих путей и корковых центров, ведущие к снижению слуха.

33. Анатомическое строение органа зрения.

34. Физиология зрительного анализатора. Основные зрительные функции зрения. Возрастные особенности у детей с нарушением зрения.

35. Глазодвигательный и оптический аппарат органа зрения.

36. Патологии органа зрения.

37. Косоглазие. Виды косоглазия.

38. Миопия у детей, причины, коррекция. Гигиена органа зрения.

39. Строение речевого аппарата.

40. Строение носовой полости.

41. Строение ротовой полости.

42. Строение глотки (носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка). Функции глоточного лимфоидного кольца.

43. Строение и функции гортани.

44. Строение трахеи, бронхов, легких. Грудная клетка.

45. Механизм голосообразования. Шепот, фальцет.

46. Артикуляция. Обеспечение речи со стороны различных органов и систем организма.

47. Заболевания носа и носовой полости.

48. Патологии строения и заболевания полости рта.

49. Заболевания гортани.

50. Модель речи Вернике – Гешвинда. Этапы нейронной обработки информации при ответе на зрительные команды.

51. Модель речи Вернике – Гешвинда. Этапы нейронной обработки информации при ответе на слуховые команды.

52. Исследование органов речи.

53. Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Гигиена голоса и речи.

54. Этапы развития речи у ребенка. Возрастные особенности у детей с нарушением речи.

55.

Раздел «Психопатология детского возраста»

1. Предмет и задачи психопатологии. История развития психопатологии как науки. Общая и частная психопатология.

2. Взаимосвязь психопатологии с другими науками..

3. Закономерности психического развития лиц с нарушениями развития.

4. Клинические и психиатрические классификации нарушений психического развития.

5. Теоретические основы психопатологического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья

6. Принципы построения патопсихологического исследования. Деятельность психолога по организации патопсихологического обследования.

7. Методы патопсихологического исследования (патопсихологический эксперимент, беседа, тесты, опросники, проективные методики).

8. Диагностические и прогностические показатели психического развития лиц с ОВЗ

9. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков.

10. Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков.

11. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка.

12. Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста.

13. Патопсихологическое изучение детей младшего школьного возраста.

14. Значение психопатологического эксперимента в комплексном медико-психолого-педагогического обследовании лиц с ограниченными возможностями здоровья

15. Анализ результатов психопатологического эксперимента в структуре комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

16. Основные подходы к пониманию психической нормы и психической патологии, психического здоровья и психической болезни.

17. Патологические состояния, патологические реакции, патологические привычки.

18. Симптомы и синдромы психических расстройств. Различия между болезнью и состоянием. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств

19. Симптомы и синдромы патологии чувственного познания.

20. Симптомы и синдромы патологии памяти.

21. Симптомы и синдромы патологии рационального познания.

22. Симптомы и синдромы патологии эмоций.

23. Симптомы и синдромы патологии волевой сферы и внимания.

24. Психомоторные расстройства

25. Шизофрения.

26. Эпилепсия.

27. Неврозы.

28. Травм и нейроинфекции.

29. Психический дизонтогенез, варианты дизонтогенеза.

30. Возрастная периодизация нервно-психических проявлений в детском возрасте.

31. Синдром невропатии.

32. Синдром раннего детского аутизма.

33. Гипердинамический синдром.

34. Синдром детских патологических страхов.

35. Синдром дисморфомании.

36. Синдром нервной анорексии.

37. Синдром психического инфантилизма.

38. Синдром гебоидности.

39. Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков. Типология социально дезадаптированного поведения.

40. Аддиктивное поведение несовершеннолетних. Деликвентное и криминальное поведение несовершеннолетних.

41. Понятие о психотерапии. Стратегия помощи психически больным.

42. Классификация и дифференцированные показания для применения различных психотерапевтических методов.

43. Психоаналитическая терапия. Поведенческая терапия. Гуманистические психотерапевтические способы лечения. Цели и принципы консультативно-коррекционной работы. Индивидуальная и групповая коррекция Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: