Характеристика требований к ремонтопригодности, включаемых в техническое задание на проектирование и изготовление машины
Показатели ремонтопригодности должны входить в состав основных технико-экономических показателей изделия и подлежат обязательному обеспечению и оценке на всех этапах проектирования, изготовления и испытания машин.
Основными путями решения проблемы ремонтопригодности на этапе разработке ТЗ и проектирования являются:
анализ тенденций развития конструкций машин и совершенствования системы из технического обслуживания и ремонта;
применение рациональных методов выбора состава показателей ремонтопригодности и их нормирование на основе учета конкретных условий создания и использования машин и требований к уровню надежности и эффективности;
анализ ремонтопригодности находящихся в эксплуатации машин на основе использования данных действующей системы информации;
качественная и количественная оценки характеристик ремонтопригодности;
экспериментальные исследования с целью проверки конструктивных решений, направленных на обеспечение ремонтопригодности.
Требования к ремонтопригодности: общие и частные.
Общие требования показателей ремонтопригодности
условия эксплуатации и ремонта;
состав и количественное значение показателей и дополняющие их качественные характеристики ремонтопригодности;
требования к эксплуатации и ремонтной документации;
методы оценки качественных характеристик и показателей ремонтопригодности;
В раздел требований к условиям эксплуатации и ремонта изделий включаются:
принятая система ТО и ремонта;
условия выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту;
|
|
квалификация и численность эксплуатационного и ремонтного персонала;
применяемая система материально0технического обеспечения, эксплуатации и ремонта.
Требования к стандартизации и унификации
При разработке конструкции новых машин должны быть широко использованы стандартизованные и унифицированные запасные части.
Конструкция машины должна обеспечивать минимальное использование при ТО и ремонте специального инструмента и приспособлений, дефицитных материалов.
Конструирование машин одного вида должно идти по линии создания параметрических и типоразмерных унифицированных сборочных единиц с максимальным их использованием в компоновке машин, с тем чтобы номенклатура запасных частей была минимальной.
Конструкция машины должна предусматривать использование ограниченного количества типов смазочных материалов.
Требования к преемственности технологических процессов технического обслуживания и ремонта конструктивно однотипных машин
При создании новых конструкций машин должны учитываться принятые в отрасли системы ТО и ремонта, типизация технологических процессов, возможность применения наилучших образцов средств механизации.
Требования к контролепригодности машин
Сборочные единицы машин должны быть приспособлены к диагностированию при помощи способов и средств косвенного контроля. Особенно легко доступными для контроля технического состояния должны быть сборочные единицы и детали, ресурс которых меньше межремонтного ресурса машины.
|
|
Требования к принципам рационального расчленения и расположения сборочных единиц машины
Конструкция машины должна обеспечивать удобство и легкость независимого расчленения ее на сборочные единицы. В местах соединений сборочных единиц должны быть установлены быстроразъемные соединения для электроцепей, маслопроводов и т. д.
Соединения в сборочных единицах должна выполняться таким образом, чтобы исключалась возможность их неправильного монтажа при ремонте.
Детали, имеющие ответственные сопряжения, обработанные при изготовлении совместно или приработанные в процессе использования, должны иметь метки спаренности, предотвращающие их обезличивание при ремонте.
Требования к доступности деталей и сборочных единиц
Части машин, подлежащих ТО и ремонту, должны быть легко доступными. Требования к доступности должны исключать необходимость работы персонала по ТО и ремонту в неудобных позах.
Требования к легкосъемности деталей и сборочных единиц
У деталей и сборочных единиц, имеющих большой вес, должны быть предусмотрены элементы захвата их подъемно-транспортными средствами. Системы крепления деталей должны обеспечивать легкосъемность деталей и сборочных единиц, особенно требующих периодической замены. Размещение стопорящих деталей не должно вызывать затруднений при разборке и сборке узлов. Стопорные кольца должны иметь демонтажные ушки.