Закрепление психических реакций




Психологические методы воздействия: убеждение, внушение, психическое заражение, закрепление психических реакций, подражание, уговаривание, принуждение, манипулирование.

В межличностном взаимодействии используются методы психологического воздействия с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека или людей.

К видам психологического воздействия прежде всего относятся убеждение, внушение, психическое заражение, закрепление психических реакций, подражание, уговаривание, принуждение, манипулирование.

Убеждение – метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.

Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, на ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их хода мнение гораздо глубже, чем та, которая возникла за пассивного восприятия информации.

Отличительные особенности убеждения:

1. Убеждение ориентированно на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

2. При убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

3. Убеждения представляют собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Внушение – это (лат. suggestio — сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением явные прямые (гипноз).

Условия необходимые для эффективного внушения:

1. Авторитетность источника информации;

2. Доверие к источнику информации;

3. Отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Психическое заражение – это бессознательная передача от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Заражение. Массовый способ интеграции групповой деятельности возникает у значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Одним из его признаков является стихийность.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной области (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

Подражание (англ. imitation) это — воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта.

Подражание это один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает при помощи подражания предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Виды подражания:

1. Логическое и вне логическое.

2. Внутреннее и внешнее.

3. Подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

1. Внутренние образцы вызывают раньше подражание, чем внешние.

2. Низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Закрепление психических реакций

Бихевиоризм (англ. behavior - поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных в психологии Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (оперантное поведение)– это какие-либо действия, направленные на достижение определенной цели. Маленький Альберт (11 месяцев) и белая крыса. Другой представитель этого направления – Эдвард Ли Торндайк, (проблемный ящик – голодная кошка в ящике и еда рядом, выбраться из ящика, значит поесть) основным принципом которого является закон эффекта, который считал, что последовавшая за поведением реакция определяет вероятность совершения действий повторно. Это выделило подкрепление как решающую реакцию на поведение, усиливая ее связь со стимулом (S – R).

Положительное подкрепление:

· вознаграждение;

· похвала;

· одобрение;

· получение желаемого.

Отрицательное подкрепление:

· замечание;

· болезненные действия;

· наказание;

· критика;

· отсутствие получения желаемого.

 

Уговаривание как качество личности – способность обработать, упросить, заставить согласиться с кем-либо, чем-либо; убеждать, склонять к чему-либо; приходить к взаимному соглашению в результате переговоров.

Уговаривание – это эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нужную.

Психологи под уговариванием понимают мягкое, но настойчивое воздействие, где идет обращение к добрым чувствам. На мирных и цивилизованных людей уговаривание действует, хотя если это повторяется, вызывает протест, как манипулятивное поведение. На тех, кто хочет поскандалить, уговоры не действуют, напротив — как проявление слабости и подключение эмоций, только раскручивают скандал.

Женщины то ли в силу воспитания, то ли в силу своих биологических особенностей в проблемных ситуациях с детьми (нужно уложить спать, нужно подниматься из постели, пора прекращать компьютерные игры и так далее) практикуют только уговоры и до последнего избегают сформулировать ясное и четкое требование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: