Дидактические единицы, обязательные для освоения
Орфография
1.1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся)
1.2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова
1.3. Правописание Ъ и Ь. Ь в грамматических формах слов
1.4. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях
1.5. Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм
1.6. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание суффиксов
1.7. Правописание гласных перед формообразующими суффиксами в формах глагола прошедшего времени и причастий
1.8. -Н- и -НН- в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных
1.9. Дифференциация написания -Н- и -НН- в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий
1.10. Правописание согласных в корне слова и на стыке морфем.
1.11. Правописание -НЕ- с различными частями речи
1.12. Правописание -НЕ- и -НИ- на основе их смыслового разграничения
1.13. Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях
1.14. Слитно-раздельно-дефисные написание различных частей речи.
Пунктуация
2.1. Тире в простом предложении
2.2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении
2.3. Знаки препинания при однородных членах предложения
2.4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения
2.5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций
2.6. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах
2.7. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении
2.8. Тире и двоеточие в простом и сложном предложении
|
2.9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений
2.10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах
Культура речи и стилистика
3.1. Орфоэпические нормы
3.2. Нормы лексической сочетаемости
3.3. Лексическое значение слова
3.4. Морфологические и синтаксические нормы
Текст
4.1. Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели стилей
4.2. Изобразительно-выразительные средства языка
5. Система языка
5.1. Основные понятия фонетики
5.2. Лексический состав языка
5.3. Морфология. Классификация и грамматические признаки разных частей речи
5.4. Синтаксис. Понятие о грамматической основе предложения. Типы простых и сложных предложений по структуре
Тест для самоконтроля
По дисциплине «Русский язык и культура речи»
Часть А
В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов.
А1. Буква А пишется в слове
1) эск...латор
2) сокр...щение
3) зар...сль
4) р...весник
5) ум...лять о помощи
А2. Ь знак пишется в слове
1) бул...он
2) к помещич...ему крыльцу
3) гвоз...дик
4) отреж...
5) восем…сот
A3. Буква О пишется в слове
1) ж...лудь
2) снож...м
3) заверш…нный
4) дириж...р
5) парч...вый
А4. Согласная буква пропущена в слове
1) ас…ортимент
2) рас...чертить
3) скольз...кий
4) гиган...ский
5) грам...отность
А5. Буква Е пишется в слове
1) пр...кончить
2) пр...дворный
3) пр…тендовать
4) отмет...нка
5) преодолевать
А6. Буква Е пишется во всех словах ряда
1) колыш...шь; он выпор...т
2) на знамен...; о чирикань...
3) к наступающ...му празднику; с приехавш...м отцом
|
4) о сверхприбыл...; о Севастопол...
5) о бильярд...; о мавзоле...
А7. А(Я) пишется в слове
1) брезж...щий
2) закач...нный газ
3) уч...щий латынь
4) тащ...щий
5) плач...щий
А8. НН пишется в слове
1) студс.ый
2) квалифицирова...ый
3) ветре...ый
4) моше.ичество
5) позолоче...ый
А9. -НН- пишется в предложении
1) Девушка была взволнова...а предстоящим объяснением, говорила быстро, не глядя в глаза собеседнику.
2) Скорость поездов на новой трассе была утрое...а.
3) Часто и нервно вспыхивали ракеты, лома...о обозначая передовые линии окопов противника.
4) Топилась щелястая, давно не маза...ая печь.
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
1) (не)навсегда; (не)ряшливый вид
2) (не)проснувшись; (не)надолго, а на час
3) (не)виновность; (не)раз спрашивали
4) (не)чиненный еще велосипед; (не)спеша
5) очень (не)интересный рассказ; (не)по-товарищески
A11. НИ пишется в предложении
1) Положено было сообща бабушке не говорить об этом н... слова.
2) Кто н... понимает всей важности такого явления, тот пусть лучше не судит о нашей литературе.
3) С кем только н... воевал Суворов!
4) О чем, бывало, н... заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить.
А12. Пишется НЕ
1) Жить и писать ему (н...) для кого, потому что тех он ненавидит, а нас презирает.
2) Наконец акулы отстали, им было уже (н...)чего есть.
3) В области стихосложения с Тредиаковским не могли сравниться не только Ломоносов и Сумароков, но и (н...)кто другой из соотечественников.
4) (Н...)когда я протянула ему деньги, он почти злобно оттолкнул мою руку.
|
А13. Слитно пишется
1) (кролико)водство
2) (до)суха
3) (в)четвером
4) действовать (в)открытую
5) (нашатырно)анисовый
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении
1) От ума до рассудка _ гораздо дальше, чем полагают.
2) Танцы _ это искусство отдергивать свою ногу раньше, чем на нее наступит партнер.
3) Первое, что я увидел, вернувшись после долгого отсутствия, _ укоряющие глаза жены.
4) На хлеб зарабатывают руками, на масло _ головой.
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
1) Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревенелое лицо_ и как проясняются мысли.
2) Девочки залезли на крышу сарая_ и через редкий забор им было отлично видно, как цыганенок играл кнутом, а хромой мужик ругал его на непонятном языке.
3) Будет скоро тот мир погублен! Посмотри на него тайком, пока тополь еще не срублен_ и не продан еще наш дом.
4) Она привязывалась к нему все сильнее, обожала его_ и было немыслимо сказать ей, что все это должно иметь когда-нибудь конец.
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Один из них, низенький, смуглый до черноты с рябым лицом и приплюснутым носом, вышел в сенцы.
2) Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.
3) Все то, о чем они говорили: о зимних воробьях, о видениях Дали, о способах заварки чая, о теории цвета Гёте, никак не соотносилось с заботами стоявшего на дворе времени.
4) Очень скоро она не только заняла угловую комнату, но и определилась в семье в статусе полуродственницы и всем стала необходима.
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
1) Не нравилось матери в нем и то, что он влюбленный в её дочь ездил в дом полтора месяца и чего-то как будто ждал.
2) В гостиной она остановилась глядя на дверь и тщетно стараясь придать своему лицу строгое и презрительное выражение.
3) Потом возникло слабое зареви полузатемненной Москвы и гулкие пустые платформы Белорусского вокзала.
4) Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою.
5) Кричит этот маленький древесный лягушонок только перед дождем.
А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
1) На столе стоял букет полевых цветов, собранных_ должно быть_недавно.
2) Между тем_ снеговая крупа сменилась дождем.
3) Игра в карты, обжорство, пьянство отхватывают на свою долю лучшую часть времени, и_ в конце концов_ остается какая-то куцая, бескрылая жизнь.
4) По словам современников_ во всех обществах, во всех культурах любовь и брак существовали раздельно, сливаясь в одно только при исключительно редких и благоприятных обстоятельствах.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Он любил свою газету, как сигару после обеда, за производимый ею в голове туман.
2) За десять лет он так и не узнал, как следует, своих сослуживцев.
3) Пристал, как банный лист, со своими расспросами.
4) И этот засыпанный снегом бульвар казался ему не чем иным, как преддверием мира.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) У меня столько хлопот по дому, что если со мной случится что-то ужасное, я смогу начать огорчаться не раньше, чем через две недели.
2) Мне не написали ни почему изменились его планы, ни когда он теперь собирается заехать к нам.
3) Когда телега что привезла Леонтьева за кордон, скрылась, он посмотрел вокруг и вздохнул.
4) Она не заметила, как ушел поезд, и обнаружила его исчезновение только после того, как обратила внимание на открывшиеся по его отбытии вторые пути.
А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении
1) Швондер, вспыхнув, сказал Филиппу Филипповичу, что вы исказили наши слова.
2) «Позвольте, профессор», начал Швондер, меняясь в лице.
3) По сообщениям синоптиков, «во второй половине дня ожидается дождь», но я абсолютно уверен, что вопреки прогнозам будет ясно.
4) Шарль Бодлер парадоксально заметил, что: «Работать не так скучно, как развлекаться».
А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
Единственное средство умственного общения людей есть слово, (1) и (2) для того чтобы общение это было возможно, (3) нужно употреблять слова так, (4) чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие, (5) точные понятия.
А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове
1) слив о вый
2) эксп е ртный
3) торт ы
4) ст а туя
5) туфл я
А24. Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении
1) Мы должны собраться и обсудить ряд вопросов.
2) Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.
3) Тактично дай ему понять, что его присутствие у нас на даче в воскресенье нежелательно.
4) По сути, из наших кошельков нефтяные короли столбят место в мировой элите.
5) При этом он испытал нетерпимую душевную боль.
А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении
1) Родители жалуются, что только на учебники и тетради каждого ученика приходится инвестировать больше тысячи рублей.
2) Проиллюстрируйте свою мысль примерами.
3) Книгу написал некто В. Петров. Но я такого писателя не знаю, он для меня аноним.
4) Хирург своими большими добрыми руками берет скальпель и делает надрез.
А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании
1) пирожки с яблочной повидлой
2) часовые поясы
3) на полноводном Миссисипи
4) признаться в допущенном просчете
А27. Речевая ошибка допущена в предложении
1) Поднявшись на вершину горы, перед нами открылась великолепная панорама.
2) У меня двое близких подруг, и обе живут в Петербурге.
3) Выразительное чтение это не только выражение голосом эмоций, обусловленных содержанием текста, но и правильный выбор темпа, соблюдение пауз, верное логическое ударение.
Часть В
Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В1 В13).
В1. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).
Для нас диктант оказался легким. Но на следующий день мы узнали, что нам поставили по четверке - как оказалось, не за ошибки, а за кляксы и помарки. Зато в чтении отрывков из
хрестоматии мы были на высоте. Сказалась наша любовь к чтению русских писателей-классиков. Мы выделялись из экзаменующихся, большинство которых читали тексты очень по детски и запинаясь.
В2. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).
Необыкновенно величественной показалась мне гора с юга - мрачная и тяжелая, почти кубичиская глыба из исполинских пластов, которые наваливались, плющились, громоздились друг на друга и, казалось, лезли к небу в слепом старании подняться выше. Рядом стояли еще две такие лее глыбы какой-то очень грубой титанической формы, словно обрубленные топором.
В3. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении).
Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы воспитания и приручения. Мы называем их талантливыми учителями,
блестящими военачальниками, выдающими тренерами, гениальными дрессировщиками.
В4. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении.
Лошади бегут, солнце все выше, и кажется, что тогда, в детстве, степь не бывала в июне такой богатой, такой пышной; травы в цвету зеленые, желтые, лиловые, белые, и от них и от
нагретой земли идет аромат; и какие-то странные синие птицы по дороге.
В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя колонками. Ответом должно быть сочетание цифр и букв. Запишите их в бланке ответов, соблюдая последовательность цифр первого столбца (без пробелов и запятых). При этом могут быть использованы не все данные из второго столбца. НАПРИМЕР: 1Г 2A 3Б.
В5. Укажите тип каждого предложения по структуре
1) Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. | А. Простое. |
2) Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо. | Б. Сложносочиненное. |
3) Но я по-прежнему не чувствовал себя свободным, ибо у входа в мою хижину была поставлена стража - вооруженные копьями воины. | В. Сложноподчиненное. |
Г. Бессоюзное сложное. |
В6. На месте пропуска в предложении
1) Чайка прилетела _ скоро лед пойдет. | А. Следует поставить двоеточие. |
2) После вчерашнего дождя снова стояла сухая _ ветреная погода. | Б. Следует поставить тире. |
3) По утрам окраины тайги оживали _ тысячи птиц кричали без умолку на разные голоса. | В. Следует поставить запятую. |
Г. Не следует ставить никакого знака. |
В7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Цифра относится к следующему за ней слову). Выпишите номер слова и соответствующую букву.
Всякая (1) интеллектуальная задача представляет собой поиск способа (2) достижения поставленной цели, а иначе это (3) будет не решением задачи, а просто действием по точной инструкции, мало (4) чем (5) отличающимся от работы станка-автомата.
А. Существительное
Б. Прилагательное
В. Причастие
Г. Местоимение
Д. Глагол
Е. Наречие
В8. Установите значение слова
1) Риторический | А. (перен.) Равномерный, налаженный, размеренный. |
2) Парадоксальный | Б. Отличающийся приподнятостью изложения, напыщенный. |
3) Проблематичный | В. Отвлечённый, не опирающийся на опыт, на практику. |
4) Респектабельный | Г. Предположительный, маловероятный, сомнительный. |
Д. Почтенный, вызывающий уважение, солидный. | |
Е. Совершенно невероятный, удивительный. |
В9. Определите стиль приведенного ниже текста.
Милый мой, только твой образ, только мысль о тебе и с тобой дают мне силы как-то бороться, что-то делать. Изнемогаю от бессилия, обиды, непонимания. Мой маленький ум, мои больные нервы, больная психика не вмещают, не могут справиться с ужасами творящегося и творимого. Времена апокалипсические. Страны нет. Мы оккупированы, завоеваны. Всё, всё непереносимо! Ну разве здесь нужны слова? Ну как же всё это рассказывать? Да и зачем
и кому передавать? Собственное бессилие, слабость? Конечно, вот это и хочется передать. Хочется поддержки, ласки, логики. Ощущаешь только свое бессилие и боль. Ах, я всю жизнь жила в иллюзиях, что что-то могу, понимаю! И теперь, на старости лет, вижу всю иллюзорность своих представлений. Жизнь ужас. Война реальность.
В10. Укажите происхождение подчеркнутого слова.
В11. Укажите, какое средство выразительности употреблено в выделенных предложениях.
В12. Каким членом предложения является выделенное жирным шрифтом слово?
В13. Укажите (цифрами) количество звуков в словах (цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова).
молния
полёт
дуешься
лестный
Ключ
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 |
А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | |||
Часть В
В1 | по-детски |
В2 | кубическая |
В3 | выдающимися |
В4 | |
В5 | 1Б2А3В |
В6 | 1Б2Г3А |
В7 | 1Б2А3Д4Г5В |
В8 | 1Б2Е3Г4Д |
В9 | разговорный |
В10 | заимствованное - греческое |
В11 | риторический вопрос |
В12 | сказуемое |
В13 |