Выполнила студентка группы 21-ГО
Писарева Юлия
Теории происхождения права
Теория происхож-дения права | Представи-тели | Основные положения | Плюсы (достоинства) теории | Минусы (недостатки) теории |
Теологическая теория | А.Августин Ф.Аквинский | - законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше; - право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. | -теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью; | -теологическая теория не может объяснять происхождения права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим перстом». Мы можем судить об это только из народных историй, передающихся из поколения в поколение. |
Теория «Естественного права» | Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев | -человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами, которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них; - согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы. | -провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на революционные выступления против правительства, попирающего эти права; - естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Его выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. | -полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве и начала закономерности в развитии права. Я считаю, что эта теория не описывает происхождения права, потому что она была выдвинута только для того чтобы свергнуть старые представления о праве и под ее прикрытием проводить буржуазные революции; - естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. |
Историческая теория | Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта | Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. - Позитивное право не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание. | С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право. - Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. | Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей. |
Реалистическая теория права | Сократ, Аристотель, Гроций, Дж.Локк, Ж.Ж. Руссо, С.Пуффендорф, Х.Томазий | Учение, связывающее происхождение права с естественной природой человека. | -она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; - Благодаря этой теории стали различать право и закон (естественное и позитивное право); - Она концептуально соединяет право и нравственность. | - Не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. - Различное понимание людьми идей справедливости. - Противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей. |
Социологическая теория | Ф. Жени. Е. Эрлих | Право воплощается не в законе или же позитивном праве, а в реализации установленных норм. Отсюда социологическая юриспруденция выходит из рамок закона к правоприменительной практике. Закон – сфера должного, право – сфера сущего. Позитивное право, по которому закон считался книжным и "мертвым". Его противовесом в современной теоретикам реальности выступало "живое" право, наблюдаемое в действии. Играет роль только реальное поведение участников правовых отношений. А также их юридические действия, отношения, правопорядок, применение законов. Право – это, прежде всего, юридическая практика. Создателями "живого" права выступают администраторы и судьи. Именно они создают закон и являются истинными правотворцами. | - Общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления. -Доказывает то, что изучать нужно всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений. -Подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти. | -Отрицает нормативность как важнейшее свойство права. – Недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала. - Вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. |
Нормативистская теория | Ганс Кельзен (1881-1973 гг.) | Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от Государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или администраций, договоры и т.п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган. Оценка права с позиции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существу е т. | -Позволяет создавать и совершенствовать систему законодательств. - Обеспечивает единообразное применение норм и индивидуально-властных велений. - Обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения. | -Отрицает обусловленности права потребностями общественного развития. -Игнорирование естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм - Абсолютизация государственного влияния на правовую систему. |
Психологическая теория | Л. Петражицкий | - Право, есть продукт, обусловленный человеческой психики. - Усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». | -Теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. -Признание психологического элемента в возникновении и функционировании права. | -Носит односторонний характер. -Оторвана от объективной реальности. - В ее рамках невозможно структурировать право. |
Материалистическая (марксистская) теория | К. Маркс, Ф. Энгельс | - Право связано с государством и зависит от социально- экономических факторов общества. | - Показывает зависимость права от социально-экономических факторов. -Показывает взаимосвязь права и экономического развития, производительных сил. -Верно указывает на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. | - Нельзя считать возникновение классов единственной причиной появления права. - Односторонняя теория: ограничена историческими рамками классового общества. -Недооценена интегрирующая функции права как средства решения противоречий в обществе. |
|