Содержание отчета о прибылях и убытках (форма N 2).
В отчете о прибылях и убытках отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме N 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.
Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в отчете о прибылях и убытках показывают в круглых скобках.
Отчет характеризует финансовые результаты деятельности организации (счет 90 «Прибыли и убытки») за отчетный период и должен содержать следующие числовые показатели:
· Сумму выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей.
· Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).
· Валовая прибыль (убыток).
· Коммерческие расходы (расходы по продаже).
· Управленческие расходы (заполняется, если общехозяйственные расходы списываются сразу на финансовый результат, без распределения по затратным счетам).
· Прибыль (убыток от реализации).
· Проценты к получению.
· Проценты к уплате.
· Доходы от участия в других организациях.
· Прочие операционные доходы.
· Прочие операционные расходы.
· Прибыль (убыток от финансово-хозяйственной деятельности).
· Внереализационные доходы.
· Внереализационные расходы.
· Прибыль (убыток) до налогообложения.
· Отложенные налоговые активы.
· Отложенные налоговые обязательства.
· Текущий налог на прибыль.
· Чистая прибыль (убыток отчетного периода).
Справочно:
· Постоянные налоговые обязательства (активы).
· Базовая прибыль (убыток) на акцию.
· Разводненная прибыль (убыток) на акцию.
Если рекомендованный Минфином России образец формы N 2 не содержит каких-либо строк, необходимых для полного и достоверного отражения информации о доходах и расходах, организация должна внести в отчет нужные строки самостоятельно.
В частности, согласно пункту 22 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" доходы и расходы в Отчете должны показываться с подразделением на: обычные и чрезвычайные. Однако в образце формы N 2, рекомендованном в приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности", нет отдельных строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов.
Вспомним, что чрезвычайные расходы - это расходы, возникающие из-за стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и т.п. Чрезвычайные доходы - это доходы, возникающие вследствие чрезвычайных ситуаций: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Чрезвычайные доходы и расходы учитываются на соответствующих субсчетах счета 99 "Прибыли и убытки".
Если у организации в отчетном периоде возникли чрезвычайные доходы и расходы, в форме N 2 они должны быть отражены в отдельной строке. Расположить эти строки следует в разделе "Прочие доходы и расходы", потому что согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 чрезвычайные доходы/расходы относятся к прочим поступлениям. Показатели этих строк должны участвовать в формировании финансового результата деятельности организации за отчетный период.
Если организация занимается несколькими видами деятельности, в форме N 2 можно показать доходы и расходы по каждому из них или привести необходимые разъяснения в пояснительной записке.
Те доходы и расходы, которые организация считает существенными (и по количественному, и по качественному признаку), тоже должны отражаться отдельно. Соответствующие статьи отчета в этом случае расшифровываются дополнительно введенными строками "в том числе" или "из них". Некоторые виды доходов и расходов можно расшифровать в специальном разделе формы N 2 "Расшифровка отдельных прибылей и убытков". Организация вправе выбрать, что больше отвечает ее потребностям: заполнение этого раздела или введение дополнительных строк в основную таблицу.
Однако если у организации нет каких-либо видов доходов, расходов, хозяйственных операций, строки для которых предусмотрены в рекомендованном Минфином России образце формы N 2, эти строки в отчет включать не следует (п. 5 приказа Минфина N 67н). Это учтено при автоматическом формировании регламентной отчетности в программе 1С. Печатная форма отчета о прибылях и убытках выходит в сокращенном варианте только по заполненным строкам.
Составляется отчет о прибылях и убытках по данным счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки". При формировании отчета за 1-е полугодие 2005 года в графе 3 "За отчетный период" отражаются обороты по счетам за 1-е полугодие 2005 года, в графе 4 "За аналогичный период предыдущего года" - обороты за 1-е полугодие 2004 года. Их переносят в отчет из графы 4 формы N 2 за 1-е полугодие прошлого года.
В бухгалтерской отчетности можно привести данные более чем за два года, если организация считает это целесообразным и соответствующее положение есть в приказе по учетной политике. В этом случае в отчет, который формирует организация, добавляются дополнительные графы.
Если данные за предыдущие годы несопоставимы с данными за отчетный год вследствие изменений в нормативных актах или в учетной политике, то показатели предыдущих лет должны быть скорректированы. В регистры бухгалтерского учета при этом изменения не вносятся.
Инфляция и анализ финансовой отчетности.
Термин «инфляция» возник в связи с переходом стран к бумажным деньгам и отражает переполнение сферы денежного оборота этими деньгами.
Инфляция в конечном счете оказывает тормозящий эффект на экономический рост производства.
В условиях инфляции, прежде чем приступить к анализу финансовой отчетности, необходимо соответствующим образом ее подготовить, очистив ее от инфляционного воздействия.
Крайне необходим учет инфляционного фактора при анализе оборотных активов и при уплате налогов. В условиях роста цен связующим звеном между динамикой цен и объемом производства являлись налоги, всегда принимающих форму инфляционных. Это означает, что налогами облагается та часть средств, которая при отсутствии инфляции должна быть отнесена к затратам.
В 1990 г. вышел МСФО №29 «Финансовая отчетность в условиях инфляции». Да, действительно, в условиях инфляции финансовые отчеты имеют смысл только тогда, когда они выражены в единицах измерения, типичных на момент представления балансового отчета. Итоговая сумма в балансовом отчете всегда выражается в единицах измерения, соответствующих времени составления отчета, и уточнятся путем введения общего индекса цен.
Переоцениваются за период с момента их приобретения:
· Имущество,
· Основные производственные средства,
· Оборудование,
· Инвестиции,
· Сырьевые ресурсы, товары,
· Нематериальные активы, деловая репутация (гудвилл),
· Патенты,
· Торговые марки.
В международной практике в основном распространены два метода оценки корректировки влияния изменения цен на статьи финансовой отчетности. Они основаны на двух моделях учета.
1. Модель учета в постоянных ценах (или учета общего уровня цен). Она оставляет первоначальную стоимость активов неизменной, но преобразует единицы измерения в постоянные (сопоставимые) цены.
2. Модель учета в текущих ценах. При использовании этой модели, наоборот, первоначальная стоимость пересчитывается в текущие цены.
Основной целью финансовой отчетности, выраженной в постоянных ценах, являются представление ее в единообразных единицах покупательской способности, а не в денежных единицах, которые искажают сравнение по периодам.
Балансы в текущих ценах представляют собой более реалистичные показатели текущей экономической стоимости активов и пассивов, чем баланс в сопоставимых ценах. Этот метод более эффективен при отражении влияния цен на неденежные статьи, однако он не учитывает уменьшение стоимости денежных активов или снижение экономически значимых пассивов. В целом же самые сильные стороны одного метода чаще всего являются слабыми местами второго, и наоборот.
Одним из важных показателей инфляционного процесса является индекс цен. Выражается индексация цен (инфляция) в долях единицы или в процентах и рассчитывается следующим образом:
Совокупность товаров в ценах отчетного периода,
Jр = Совокупность товаров в ценах базисного периода
где Jр – индекс цен.
По данным Госкомстата в 2005г. он равен 1.104.
Для расчета реальной величины денежного дохода (или стоимости денежных активов), очищенной от инфляционного влияния, необходимо разделить номинальную стоимость на индекс инфляции и получим величину показателя в сопоставимых целях.
Большой уровень инфляции приводит к завышению ликвидности предприятия, что создает опасную иллюзию финансового благополучия для руководства, инвесторов и партнеров предприятия. Необходима разработка методик расчета инфляционного воздействия в бухгалтерском учете и отчетности предприятия.
Финансовая отчетность, скорректированная в соответствии с динамикой инфляции, с полным основанием может рассматриваться в качестве исходной базы для глубокого анализа финансового состояния предприятия и оценки его финансовой устойчивости.
1 .Горизонтальный и вертикальный анализ
Данные виды анализа помогут ознакомиться с общей картиной финансового состояния предприятия.
В ходе горизонтального анализа можно определить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период. Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, то есть выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.
Проведем горизонтальный и вертикальный анализ баланса, используя данные таблицы 1.
Величина валюты баланса взросла по сравнению с началом года, темп роста составил 1,22 тыс. руб. При этом к концу года в структуре баланса на 6,64 % снизилась доля оборотных активов. При этом увеличилась доля внеоборотных активов на 6,64%. Вероятнее всего, предприятие получило кредит под строительство какого-то объекта, об этом свидетельствует увеличение показателя краткосрочных кредитов и займов предприятия на 4392 тыс. руб. по сравнению с началом года.
Собственный капитал организации составлял к концу 2003 года 32922 тыс. рублей, что на 13% меньше, чем на начало изучаемого периода. Соответственно на 13% увеличилась доля заемного капитала.
Таким образом, полагаясь на все изменения, произошедшие в структуре баланса с 01.01.2003 по 01.01.2004, можно назвать структуру баланса удовлетворительной.
Таблица 1 «Сравнительный бухгалтерский баланс на 1 января 2004г. СПК «Тепличный»
Разделы и статьи баланса | Код строки | На начало года, тыс.р. | Структура, % | На конец года, тыс.р. | Структура,% | Прирост к началу года, тыс.р. | Темп роста к началу года, тыс.р. | Изменение удельного веса к началу года,% |
(5-3) | (5/3) | (6-4) | ||||||
АКТИВ | ||||||||
I. Внеоборотные активы | ||||||||
Нематериальные активы | - | - | - | - | - | - | - | |
Основные средства | 17,55 | 13,56 | -362 | 0,94 | -3,99 | |||
Незавершенное строительство | 35,69 | 46,34 | 1,58 | 10,65 | ||||
Долгосрочные финансовые вложения | 0,41 | 0,39 | 1,17 | -0,02 | ||||
Итого по разделу I | 53,65 | 60,29 | 1,37 | 6,64 | ||||
II. Оборотные активы | ||||||||
Запасы | 25,26 | 34,68 | 1,67 | 9,42 | ||||
НДС по приобретенным ценностям | 0,56 | 2,43 | 5,27 | 1,87 | ||||
Дебиторская задолженность краткосрочная | 20,12 | 2,08 | -6085 | 0,13 | -18,04 | |||
Краткосрочные финансовые вложения | 0,13 | - | - | -46 | - | - 0,13 | ||
Денежные средства | 0,28 | 0,11 | -50 | 0,48 | -0,17 | |||
Прочие оборотные активы | - | - | 0,41 | - | 0,41 | |||
Итого по разделу II | 46,35 | 39,71 | 1,04 | -6,64 | ||||
БАЛАНС | 1,22 | - | ||||||
ПАССИВ | ||||||||
III. Капитал и резервы | ||||||||
Уставной капитал | 18,17 | 10,58 | -1828 | 0,71 | -7,59 | |||
Добавочный капитал | 40,02 | 32,89 | 1,00 | -7,13 | ||||
Резервный капитал | 12,48 | 11,88 | 1,16 | -0,60 | ||||
Целевое финансирование | - | - | - | - | - | - | - | |
Нераспределенная прибыль прошлых лет | 20,97 | - | - | -7254 | - | - 20,97 | ||
Нераспределенная прибыль отчетного года | - | - | 22,85 | - | 22,85 | |||
Итого по разделу III | 91,64 | 78,2 | 1,04 | -13,44 | ||||
IV.Долгосрочные обязательства | ||||||||
Итого по разделу IV | - | - | - | - | - | - | ||
V.Краткосрочные обязательства | ||||||||
Займы и кредиты | 1,17 | 11,4 | 11,84 | 10,23 | ||||
Кредиторская задолженность | 7,19 | 10,4 | 1,76 | 3,21 | ||||
Прочие краткосрочные обязательства | - | - | - | - | - | - | - | |
Итого по разделу V | 8,36 | 21,8 | 3,17 | 13,44 | ||||
БАЛАНС | 1,22 | - |