Инфляция и анализ финансовой отчетности.




Содержание отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

 

В отчете о прибылях и убытках отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме N 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в отчете о прибылях и убытках показывают в круглых скобках.

Отчет характеризует финансовые результаты деятельности организации (счет 90 «Прибыли и убытки») за отчетный период и должен содержать следующие числовые показатели:

· Сумму выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей.

· Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

· Валовая прибыль (убыток).

· Коммерческие расходы (расходы по продаже).

· Управленческие расходы (заполняется, если общехозяйственные расходы списываются сразу на финансовый результат, без распределения по затратным счетам).

· Прибыль (убыток от реализации).

· Проценты к получению.

· Проценты к уплате.

· Доходы от участия в других организациях.

· Прочие операционные доходы.

· Прочие операционные расходы.

· Прибыль (убыток от финансово-хозяйственной деятельности).

· Внереализационные доходы.

· Внереализационные расходы.

· Прибыль (убыток) до налогообложения.

· Отложенные налоговые активы.

· Отложенные налоговые обязательства.

· Текущий налог на прибыль.

· Чистая прибыль (убыток отчетного периода).

Справочно:

· Постоянные налоговые обязательства (активы).

· Базовая прибыль (убыток) на акцию.

· Разводненная прибыль (убыток) на акцию.

Если рекомендованный Минфином России образец формы N 2 не содержит каких-либо строк, необходимых для полного и достоверного отражения информации о доходах и расходах, организация должна внести в отчет нужные строки самостоятельно.

В частности, согласно пункту 22 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" доходы и расходы в Отчете должны показываться с подразделением на: обычные и чрезвычайные. Однако в образце формы N 2, рекомендованном в приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности", нет отдельных строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов.

Вспомним, что чрезвычайные расходы - это расходы, возникающие из-за стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и т.п. Чрезвычайные доходы - это доходы, возникающие вследствие чрезвычайных ситуаций: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Чрезвычайные доходы и расходы учитываются на соответствующих субсчетах счета 99 "Прибыли и убытки".

Если у организации в отчетном периоде возникли чрезвычайные доходы и расходы, в форме N 2 они должны быть отражены в отдельной строке. Расположить эти строки следует в разделе "Прочие доходы и расходы", потому что согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 чрезвычайные доходы/расходы относятся к прочим поступлениям. Показатели этих строк должны участвовать в формировании финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Если организация занимается несколькими видами деятельности, в форме N 2 можно показать доходы и расходы по каждому из них или привести необходимые разъяснения в пояснительной записке.

Те доходы и расходы, которые организация считает существенными (и по количественному, и по качественному признаку), тоже должны отражаться отдельно. Соответствующие статьи отчета в этом случае расшифровываются дополнительно введенными строками "в том числе" или "из них". Некоторые виды доходов и расходов можно расшифровать в специальном разделе формы N 2 "Расшифровка отдельных прибылей и убытков". Организация вправе выбрать, что больше отвечает ее потребностям: заполнение этого раздела или введение дополнительных строк в основную таблицу.

Однако если у организации нет каких-либо видов доходов, расходов, хозяйственных операций, строки для которых предусмотрены в рекомендованном Минфином России образце формы N 2, эти строки в отчет включать не следует (п. 5 приказа Минфина N 67н). Это учтено при автоматическом формировании регламентной отчетности в программе 1С. Печатная форма отчета о прибылях и убытках выходит в сокращенном варианте только по заполненным строкам.

Составляется отчет о прибылях и убытках по данным счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки". При формировании отчета за 1-е полугодие 2005 года в графе 3 "За отчетный период" отражаются обороты по счетам за 1-е полугодие 2005 года, в графе 4 "За аналогичный период предыдущего года" - обороты за 1-е полугодие 2004 года. Их переносят в отчет из графы 4 формы N 2 за 1-е полугодие прошлого года.

В бухгалтерской отчетности можно привести данные более чем за два года, если организация считает это целесообразным и соответствующее положение есть в приказе по учетной политике. В этом случае в отчет, который формирует организация, добавляются дополнительные графы.

Если данные за предыдущие годы несопоставимы с данными за отчетный год вследствие изменений в нормативных актах или в учетной политике, то показатели предыдущих лет должны быть скорректированы. В регистры бухгалтерского учета при этом изменения не вносятся.

Инфляция и анализ финансовой отчетности.

Термин «инфляция» возник в связи с переходом стран к бумажным деньгам и отражает переполнение сферы денежного оборота этими деньгами.

Инфляция в конечном счете оказывает тормозящий эффект на экономический рост производства.

В условиях инфляции, прежде чем приступить к анализу финансовой отчетности, необходимо соответствующим образом ее подготовить, очистив ее от инфляционного воздействия.

Крайне необходим учет инфляционного фактора при анализе оборотных активов и при уплате налогов. В условиях роста цен связующим звеном между динамикой цен и объемом производства являлись налоги, всегда принимающих форму инфляционных. Это означает, что налогами облагается та часть средств, которая при отсутствии инфляции должна быть отнесена к затратам.

В 1990 г. вышел МСФО №29 «Финансовая отчетность в условиях инфляции». Да, действительно, в условиях инфляции финансовые отчеты имеют смысл только тогда, когда они выражены в единицах измерения, типичных на момент представления балансового отчета. Итоговая сумма в балансовом отчете всегда выражается в единицах измерения, соответствующих времени составления отчета, и уточнятся путем введения общего индекса цен.

Переоцениваются за период с момента их приобретения:

· Имущество,

· Основные производственные средства,

· Оборудование,

· Инвестиции,

· Сырьевые ресурсы, товары,

· Нематериальные активы, деловая репутация (гудвилл),

· Патенты,

· Торговые марки.

В международной практике в основном распространены два метода оценки корректировки влияния изменения цен на статьи финансовой отчетности. Они основаны на двух моделях учета.

1. Модель учета в постоянных ценах (или учета общего уровня цен). Она оставляет первоначальную стоимость активов неизменной, но преобразует единицы измерения в постоянные (сопоставимые) цены.

2. Модель учета в текущих ценах. При использовании этой модели, наоборот, первоначальная стоимость пересчитывается в текущие цены.

Основной целью финансовой отчетности, выраженной в постоянных ценах, являются представление ее в единообразных единицах покупательской способности, а не в денежных единицах, которые искажают сравнение по периодам.

Балансы в текущих ценах представляют собой более реалистичные показатели текущей экономической стоимости активов и пассивов, чем баланс в сопоставимых ценах. Этот метод более эффективен при отражении влияния цен на неденежные статьи, однако он не учитывает уменьшение стоимости денежных активов или снижение экономически значимых пассивов. В целом же самые сильные стороны одного метода чаще всего являются слабыми местами второго, и наоборот.

Одним из важных показателей инфляционного процесса является индекс цен. Выражается индексация цен (инфляция) в долях единицы или в процентах и рассчитывается следующим образом:

Совокупность товаров в ценах отчетного периода,

Jр = Совокупность товаров в ценах базисного периода

 

где Jр – индекс цен.

По данным Госкомстата в 2005г. он равен 1.104.

Для расчета реальной величины денежного дохода (или стоимости денежных активов), очищенной от инфляционного влияния, необходимо разделить номинальную стоимость на индекс инфляции и получим величину показателя в сопоставимых целях.

Большой уровень инфляции приводит к завышению ликвидности предприятия, что создает опасную иллюзию финансового благополучия для руководства, инвесторов и партнеров предприятия. Необходима разработка методик расчета инфляционного воздействия в бухгалтерском учете и отчетности предприятия.

Финансовая отчетность, скорректированная в соответствии с динамикой инфляции, с полным основанием может рассматриваться в качестве исходной базы для глубокого анализа финансового состояния предприятия и оценки его финансовой устойчивости.

1 .Горизонтальный и вертикальный анализ

Данные виды анализа помогут ознакомиться с общей картиной финансового состояния предприятия.

В ходе горизонтального анализа можно определить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период. Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, то есть выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

Проведем горизонтальный и вертикальный анализ баланса, используя данные таблицы 1.

Величина валюты баланса взросла по сравнению с началом года, темп роста составил 1,22 тыс. руб. При этом к концу года в структуре баланса на 6,64 % снизилась доля оборотных активов. При этом увеличилась доля внеоборотных активов на 6,64%. Вероятнее всего, предприятие получило кредит под строительство какого-то объекта, об этом свидетельствует увеличение показателя краткосрочных кредитов и займов предприятия на 4392 тыс. руб. по сравнению с началом года.

Собственный капитал организации составлял к концу 2003 года 32922 тыс. рублей, что на 13% меньше, чем на начало изучаемого периода. Соответственно на 13% увеличилась доля заемного капитала.

Таким образом, полагаясь на все изменения, произошедшие в структуре баланса с 01.01.2003 по 01.01.2004, можно назвать структуру баланса удовлетворительной.

 

 

Таблица 1 «Сравнительный бухгалтерский баланс на 1 января 2004г. СПК «Тепличный»

Разделы и статьи баланса Код строки На начало года, тыс.р. Структура, % На конец года, тыс.р. Структура,% Прирост к началу года, тыс.р. Темп роста к началу года, тыс.р. Изменение удельного веса к началу года,%
            (5-3) (5/3) (6-4)
АКТИВ                
I. Внеоборотные активы                
Нематериальные активы   - - - - - - -
Основные средства     17,55   13,56 -362 0,94 -3,99
Незавершенное строительство     35,69   46,34   1,58 10,65
Долгосрочные финансовые вложения     0,41   0,39   1,17 -0,02
Итого по разделу I     53,65   60,29   1,37 6,64
II. Оборотные активы                
Запасы     25,26   34,68   1,67 9,42
НДС по приобретенным ценностям     0,56   2,43   5,27 1,87
Дебиторская задолженность краткосрочная     20,12   2,08 -6085 0,13 -18,04
Краткосрочные финансовые вложения     0,13 - - -46 - - 0,13
Денежные средства     0,28   0,11 -50 0,48 -0,17
Прочие оборотные активы   - -   0,41   - 0,41
Итого по разделу II     46,35   39,71   1,04 -6,64
БАЛАНС             1,22 -
ПАССИВ                
III. Капитал и резервы                
Уставной капитал     18,17   10,58 -1828 0,71 -7,59
Добавочный капитал     40,02   32,89   1,00 -7,13
Резервный капитал     12,48   11,88   1,16 -0,60
Целевое финансирование   - - - - - - -
Нераспределенная прибыль прошлых лет     20,97 - - -7254 - - 20,97
Нераспределенная прибыль отчетного года   - -   22,85   - 22,85
                 
Итого по разделу III     91,64   78,2   1,04 -13,44
IV.Долгосрочные обязательства                
                 
Итого по разделу IV   - - -   - - -
V.Краткосрочные обязательства                
Займы и кредиты     1,17   11,4   11,84 10,23
Кредиторская задолженность     7,19   10,4   1,76 3,21
Прочие краткосрочные обязательства   - - - - - - -
Итого по разделу V     8,36   21,8   3,17 13,44
БАЛАНС             1,22 -


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: