Объяснение — наиболее часто используемый метод обучения, предусматривающий сообщение преподавателем основных сведений, подтверждение их примерами, демонстрацией учебно-наглядных пособий, записями на доске, а также обращение к учащимся с вопросами для активизации их познавательной деятельности. Следит преподаватель и за тем, чтобы учащиеся делали записи в своих тетрадях.
Объяснение сочетает в себе и слово, и наблюдение по поводу объясняемых явлений разными способами: примерами из природы, на экскурсии, во время эксперимента либо лабораторной работы или опосредствованным путем — с помощью кинофильма, рисунка, таблицы, чертежа на доске и т.п.
Важно то, что любое объяснение направлено на объективизацию понимания студентами сути, смысла явления. Понимание — процесс установления связи известного и неизвестного, нового с уже известным; составления правильного понятия.
Рассказ — монолог преподавателя, сообщение о событиях, фактах, явлениях для конкретизации теоретических положений.
Особенностями рассказа являются артистичность, выразительность речи педагога, высказывание им своего оценочного суждения. Рассказ нередко сопровождается вопросами педагога к учащимся.
Вопрос — один из приемов словесного метода. Значение вопроса заключается в том, что с его помощью выражается стремление к устранению сомнения, колебания, неопределенности в знаниях, а также стремление к получению нового, более полного и точного знания. Вопрос связан с требованием найти неизвестное, указывает на необходимость перехода от незнания к знанию.
Классификация вопросов выглядит следующим образом.
С точки зрения познавательной функции:
познавательные;
репродуктивные;
проблемные.
|
По отношению к цели обучения:
— узловые вопросы, когда ответы на них служат непосредственному раскрытию изучаемой темы;
— наводящие вопросы, если верный ответ подготавливает обучаемого к пониманию узлового ответа.
По составу:
— простые;
— сложные. Образуются из простых с помощью союзов и, или,если, то.
В логическом плане:
-открытые, т.е. обладающие неоднозначным смыслом и позволяющие дать ответ в свободной форме (например, билеты на экзаменах). Постановка открытых вопросов отличается значительной неопределенностью в своих требованиях к структуре и содержанию ответов;
-закрытые, т.е. строго лимитирующие отвечающего, требующие точных, определенных ответов в виде одного-единственного повествовательного предложения («Да», «Нет»).
Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое устное изложение материала. Как метод обучения основана на косвенной или непосредственной передаче информации преподавателем студенческой аудитории. Дидактическая цель лекции — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Главный стержень лекции — научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений. С точки зрения учебной технологии на лекции активно работают методы дедукции, индукции, сравнения.
Репродуктивные методы.
Упражнение — это многократное выполнение какого-либо действия для приобретения навыков и получения более совершенных умений.
Одно из самьгх распространенных методов обучения, оно позволяет одновременно осуществить две задачи обучения: и учесть индивидуальные возможности обучаемого, уровень его самостоятельности, нужный для выполнения упражнения, и отработать определенную систему практических профессиональных умений и навыков.
|
Различают упражнения для отработки практических действий и интеллектуальные упражнения.
Упражнения для отработки практических действий направлены на отработку алгоритма решения типовых профессиональных задач, т. е. тех задач, которые нужно будет решить будущему специалисту в соответствии с его функциональными обязанностями.
Интеллектуальные упражнения направлены на выработку логических умений и навыков. В ходе таких упражнений студенты учатся анализировать, синтезировать, обобщать имеющуюся учебную информацию, представленную в виде текстов, моделей, графиков, таблиц, схем.
Как разновидность этих двух видов упражнений можно назвать имитационные упражнения — активный метод обучения, отличительной особенностью которого является наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или оптимального решения проблемы.
Перечисленные виды упражнений подразделяются по своему целевому назначению на две группы:
----упражнения, составленные для изучения материала, приобретения умений и навыков. Основу их составляют подготовительные, пробные упражнения, выполняемые по образцу, схеме, заданному предписанию;
----упражнения, составленные для закрепления пройденного материала. Такие контрольные упражнения предназначаются для проверки глубины усвоения полученных знаний.
|
Пересказ учебного материала — важный метод обучения, поскольку именно он позволяет студенту закрепить полученные знания. Пересказ не должен превращаться в механическое воспроизведение заученного текста, поэтому в колледже пересказ чаще всего приобретает форму выступления или доклада, акцент в которых сделан на высказывании студента по поводу той информации, какую он использовал.
3. Проблемно-поисковые методы. Они применяются в ходе проблемного обучения и предполагают использование цепи последовательных приемов:
- создание проблемной ситуации;
- организацию коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации;
- выбор рационального варианта разрешения проблемы;
- обобщение полученных результатов;
- формирование теоретических выводов.
Перечислим ряд методов, относящихся к этой группе.
Беседа — диалог преподавателя и студентов. С точки зрения дидактической роли беседы бывают разных типов:
1) вступительная. Имеет двоякую цель: вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового (т.е. своеобразный настрой) и организовать их для новой работы. Поэтому в беседе возможны и сообщение ее темы, и постановка учебных задач, и информация о новом материале, и обращение к опыту учащихся в связи с новым материалом, и объяснение новых терминов;
2)беседа, которая дает новую информацию. Она имеет характер разговора с опорой на опыт учащихся, дополненный новой информацией. Дает эффект при большой активности обучаемых;
3)закрепляющая беседа. Основана на работе с тем материалом, который усвоен ранее. Здесь предполагается широкое обобщение фактов, проблем, частей, когда ранее приобретенные знания сочетаются с новой информацией.
Эвристическая беседа (от греч. heurisko — нахожу, открываю) — метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса. Ее характеризует различие позиций в соединении с поиском положения, которое могли бы принять все участники. Она имеет большое значение, поскольку студенты показывают свое понимание проблемы; высказывают свои позиции; у них совершенствуются навыки диалогического общения, развивающие критическое мышление. В форме дискуссии происходит приобщение к культуре демократического общества, проявляется личностно-гуманное отношение к партнерам.
Виды дискуссии:
1.спонтанная дискуссия, развивающаяся в ходе общего хода решения проблем группой учащихся;
2.поведенческая дискуссия, направленная на формирование убеждений молодежи, на формирование собственного отношения, позиции к нравственным категориям (добро — зло; любовь — ненависть; справедливость — несправедливость), где решающую роль играют не факты и аргументы, а собственные оценки учащихся, система их ценностей;
3.учебная дискуссия, имеющая целью восполнение учащимися пробелов в собственных знаниях. Это наименее динамичная разновидность дискуссии, так как в ней важны не столько аргументы и оценки, сколько наличие богатой и точной информации на эту тему.
Мозговой штурм (банк идей). Название идет от англ. brainstorming — метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности студентов. Основан на групповом формировании изобретения проблемно-познавательной задачи, усматривает наличие нескольких этапов: создание проблемной ситуации; генерация идей; анализ, проверка, оценка и выбор лучших идей. Метод представляет собой единство двух элементов — выдвижение идей и их обсуждение.
Исследовательский метод. Проблемное обучение, предполагающее самостоятельное учебное исследование, которое учащиеся выполняют индивидуально, малыми группами в лабораториях или непосредственно на производстве, а затем докладывают о его результатах на учебных занятиях, обосновывая или подтверждая таким образом изучаемый теоретический материал курса.
Как исследование можно рассматривать метод проектов.
Проекты всегда выполняются самостоятельно. Они могут быть краткосрочными, т.е. продолжаться всего несколько занятий, средней продолжительности — от недели до месяца и долговременными — от одного до нескольких месяцев. Их виды:
практико-ориентированные, т.е. направленные на учебно-методическое обеспечение процесса обучения по предмету; конечным результатом проекта становятся словари терминов, тесты для контрольной проверки знаний, опорные схемы;
·
информационные, направленные на обработку какой-либо информации; по своей форме они напоминают рефераты или доклады;
·
исследовательские, приближенные к научному исследованию или совпадающие с ним; по своей форме они напоминают курсовые работы;
·
- монопредметные, межпредметные и надпредметные, или вне-предметные.
4. Методы обучения, направленные на формирование профессиональных умений специалистов.
Инструктаж — метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания предстоящей практической деятельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, предмет и средства труда), а также организацию труда (создание необходимых условий, установление последовательности действий, соблюдение технологических правил и правил техники безопасности).
·
Для студентов педагогических колледжей привычнее всего применение метода анализа (решения) педагогических задач.
Задачи бывают проверочными, учебными, коммуникативными, познавательными. В среднем профессиональном образовании с учетом педагогической практики задачи разделяют по предметной принадлежности: как учебно-предметные, составляющие основы теоретического обучения; как межпредметные, необходимые для практики.
Представляя собой лаконично сформулированную педагогическую ситуацию, педагогическая задача требует быстрого и правильного анализа и оперативного решения, поиска выхода из сложившегося положения. Данный метод позволяет развить у студентов аналитические навыки при решении жизненных и производственных задач; способствует правильному использованию имеющейся в их распоряжении информации; вырабатывает самостоятельность и инициативность в решениях; помогает преподавателю сформировать у студентов убежденность в необходимости теоретических знаний.
Деловая игра — еще один метод обучения профессиональной деятельности, она предполагает решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.
Обязательными элементами и условиями деловых игр являются:
а) наличие дидактической (учебной) задачи (направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, выработку профессионально значимых качеств личности);
б) наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью, которую выполняет учащийся;
в) наличие ролей, соответствующих тому уровню профессиональной подготовки, которая предусмотрена средним специальным образованием;
г) различие ролевых целей (каждая роль наделена определенными обязанностями, не совпадающими с обязанностями, свойственными другим ролям);
д) наличие игровой (конфликтной) ситуации, на разрешение которой и направлена игра;
е) наличие правил (ограничений сферы действий, «мер наказания» за нарушение правил игры);
ж) коллективный характер игры, предполагающий взаимодействие играющих в соответствии с выбранными ролями; з) состязательность в игре, которая достигается системой индивидуальной или групповой оценки деятельности ее участников.
Активные методы обучения. Одной из центральных задач преподавателя на учебном занятии является задача побуждения обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, поэтому активные методы обучения выделяют в отдельную группу методов обучения. Они ориентированы на самостоятельное добывание студентами знаний, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы делятся на имитационные (игровые, неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловая игра, разнообразные упражнения, анализ педагогических ситуаций и т.д.), и неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, разные виды самостоятельных работ, мозговой штурм и т.д.).
Прием обучения — это деталь метода, его часть, определяющая путь активизации учащихся в процессе обучения. Любой прием направлен на повышение эффективности конкретного метода обучения.
На учебном занятии в зависимости от его типа и вида метод может рассматриваться и как самостоятельная единица, и как прием, а возможно, и как средство. Например, в проблемной лекции дискуссия — это прием, а на семинаре — основной метод обучения. Просмотр учебного видеофильма — это или прием наглядного метода обучения, или средство обучения.
Поэтому нужно четко определить требования к выбору методов обучения:
· они должны определяться целью учебного занятия;
· способствовать активизации учащихся в учебном процессе;
· соотноситься с характером обучаемого материала.
· методы должны соотноситься с этапом обучающего познания. Так, при восприятии новых знаний используются методы прямой и опосредованной передачи информации, а на этапе практического применения — исследовательские методы и методы, стимулирующие самостоятельность обучаемых;
· применяемые методы должны быть педагогически и психологически целесообразны. Так, объяснение стимулирует отработку понятий; проблемно-поисковые методы — развитие мышления;
· они должны обеспечивать понимание изучаемого материала и способствовать всестороннему развитию и воспитанию студентов;
· должны предупреждать о возможных учебных и внеаудиторных нагрузках, возникающих у студентов в момент выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, во время учебного занятия;
· на учебном занятии должна прослеживаться взаимосвязь всех используемых методов. Так, при изложении нового материала могут сочетаться и лекционное изложение, и рассказ, и показ иллюстраций, и беседа и т.д.;
· при выборе метода обучения преподаватель должен руководствоваться аксиомой: «Развивает и формирует учащегося не столько само знание, сколько метод его приобретения!»;
· выбранные методы должны соответствовать индивидуальным возможностям преподавателя, уровню его методического мастерства;