Информационно-развивающие методы.




Объяснение — наиболее часто используемый метод обучения, предусматривающий сооб­щение преподавателем основных сведений, подтверждение их примерами, демонстрацией учебно-наглядных пособий, запися­ми на доске, а также обращение к учащимся с вопросами для активизации их познавательной деятельности. Следит преподава­тель и за тем, чтобы учащиеся делали записи в своих тетрадях.


Объяснение сочетает в себе и слово, и наблюдение по поводу объясняемых явлений разными способами: примерами из приро­ды, на экскурсии, во время эксперимента либо лабораторной рабо­ты или опосредствованным путем — с помощью кинофильма, рисунка, таблицы, чертежа на доске и т.п.

Важно то, что любое объяснение направлено на объективиза­цию понимания студентами сути, смысла явления. Понимание — процесс установления связи известного и неизвест­ного, нового с уже известным; составления правильного понятия.

Рассказ — монолог преподавателя, сообщение о событиях, фак­тах, явлениях для конкретизации теоретических положений.

Особенностями рассказа являются артистичность, выразитель­ность речи педагога, высказывание им своего оценочного сужде­ния. Рассказ нередко сопровождается вопросами педагога к уча­щимся.

Вопрос один из приемов словесного метода. Значение во­проса заключается в том, что с его помощью выражается стремле­ние к устранению сомнения, колебания, неопределенности в зна­ниях, а также стремление к получению нового, более полного и точного знания. Вопрос связан с требованием найти неизвестное, указывает на необходимость перехода от незнания к знанию.

Классификация вопросов выглядит следующим образом.

С точки зрения познавательной функции:
познавательные;
репродуктивные;
проблемные.


По отношению к цели обучения:
— узловые вопросы, когда ответы на них служат непосредствен­ному раскрытию изучаемой темы;
— наводящие вопросы, если верный ответ подготавливает обу­чаемого к пониманию узлового ответа.

По составу:
— простые;
— сложные. Образуются из простых с помощью союзов и, или,если, то.
В логическом плане:
-открытые, т.е. обладающие неоднозначным смыслом и по­зволяющие дать ответ в свободной форме (например, билеты на экзаменах). Постановка открытых вопросов отличается значитель­ной неопределенностью в своих требованиях к структуре и содер­жанию ответов;
-закрытые, т.е. строго лимитирующие отвечающего, требую­щие точных, определенных ответов в виде одного-единственного повествовательного предложения («Да», «Нет»).


Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое устное из­ложение материала. Как метод обучения основана на косвенной или непосредственной передаче информации преподавателем сту­денческой аудитории. Дидактическая цель лекции — формирова­ние ориентировочной основы для последующего усвоения сту­дентами учебного материала. Главный стержень лекции — науч­ность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений. С точки зрения учебной технологии на лекции ак­тивно работают методы дедукции, индукции, сравнения.

Репродуктивные методы.

Упражнение — это многократное вы­полнение какого-либо действия для приобретения навыков и получе­ния более совершенных умений.

Одно из самьгх распространенных методов обучения, оно позво­ляет одновременно осуществить две задачи обучения: и учесть инди­видуальные возможности обучаемого, уровень его самостоятельно­сти, нужный для выполнения упражнения, и отработать определен­ную систему практических профессиональных умений и навыков.

Различают упражнения для отработки практических действий и интеллектуальные упражнения.

Упражнения для отработки практических действий направлены на отработку алгоритма решения типовых профессиональных за­дач, т. е. тех задач, которые нужно будет решить будущему специа­листу в соответствии с его функциональными обязанностями.

Интеллектуальные упражнения направлены на выработку логи­ческих умений и навыков. В ходе таких упражнений студенты учатся анализировать, синтезировать, обобщать имеющуюся учеб­ную информацию, представленную в виде текстов, моделей, гра­фиков, таблиц, схем.

Как разновидность этих двух видов упражнений можно назвать имитационные упражнения — активный метод обучения, отличи­тельной особенностью которого является наличие заранее извест­ного преподавателю (но не студентам) правильного или оптималь­ного решения проблемы.

Перечисленные виды упражнений подразделяются по своему целевому назначению на две группы:
----упражнения, составленные для изучения материала, приоб­ретения умений и навыков. Основу их составляют подготовитель­ные, пробные упражнения, выполняемые по образцу, схеме, за­данному предписанию;
----упражнения, составленные для закрепления пройденного материала. Такие контрольные упражнения предназначаются для проверки глубины усвоения полученных знаний.


Пересказ учебного материала — важный метод обучения, по­скольку именно он позволяет студенту закрепить полученные зна­ния. Пересказ не должен превращаться в механическое воспроиз­ведение заученного текста, поэтому в колледже пересказ чаще всего приобретает форму выступления или доклада, акцент в которых сделан на высказывании студента по поводу той информации, какую он использовал.

 

3. Проблемно-поисковые методы. Они применяются в ходе про­блемного обучения и предполагают использование цепи последо­вательных приемов:


- создание проблемной ситуации;
- организацию коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации;
- выбор рационального варианта разреше­ния проблемы;
- обобщение полученных результатов;
- формирова­ние теоретических выводов.

Перечислим ряд методов, относящихся к этой группе.

Беседа диалог преподавателя и студентов. С точки зрения дидактической роли беседы бывают разных типов:

1) вступительная. Имеет двоякую цель: вызвать у учащихся со­стояние готовности к познанию нового (т.е. своеобразный на­строй) и организовать их для новой работы. Поэтому в беседе возможны и сообщение ее темы, и постановка учебных задач, и информация о новом материале, и обращение к опыту учащихся в связи с новым материалом, и объяснение новых терминов;
2)беседа, которая дает новую информацию. Она имеет харак­тер разговора с опорой на опыт учащихся, дополненный новой информацией. Дает эффект при большой активности обучаемых;

3)закрепляющая беседа. Основана на работе с тем материа­лом, который усвоен ранее. Здесь предполагается широкое обоб­щение фактов, проблем, частей, когда ранее приобретенные зна­ния сочетаются с новой информацией.


Эвристическая беседа (от греч. heurisko — нахожу, открываю) — метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым гото­вых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими пря­мого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта при­ходить к новым понятиям, выводам, правилам.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса. Ее характеризует разли­чие позиций в соединении с поиском положения, которое могли бы принять все участники. Она имеет большое значение, поскольку студенты показывают свое понимание проблемы; высказывают свои позиции; у них совершенствуются навыки диалогического обще­ния, развивающие критическое мышление. В форме дискуссии происходит приобщение к культуре демократического общества, проявляется личностно-гуманное отношение к партнерам.

Виды дискуссии:

1.спонтанная дискуссия, развивающаяся в ходе общего хода решения проблем группой учащихся;


2.поведенческая дискуссия, направленная на формирование убеждений молодежи, на формирование собственного отношения, позиции к нравственным категориям (добро — зло; любовь — ненависть; справедливость — несправедливость), где решающую роль играют не факты и аргументы, а собственные оценки уча­щихся, система их ценностей;


3.учебная дискуссия, имеющая целью восполнение учащимися пробелов в собственных знаниях. Это наименее динамичная разно­видность дискуссии, так как в ней важны не столько аргументы и оценки, сколько наличие богатой и точной информации на эту тему.


Мозговой штурм (банк идей). Название идет от англ. brainstorming — метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности студентов. Основан на груп­повом формировании изобретения проблемно-познавательной задачи, усматривает наличие нескольких этапов: создание про­блемной ситуации; генерация идей; анализ, проверка, оценка и выбор лучших идей. Метод представляет собой единство двух эле­ментов — выдвижение идей и их обсуждение.

Исследовательский метод. Проблемное обучение, предполага­ющее самостоятельное учебное исследование, которое учащиеся выполняют индивидуально, малыми группами в лабораториях или непосредственно на производстве, а затем докладывают о его ре­зультатах на учебных занятиях, обосновывая или подтверждая та­ким образом изучаемый теоретический материал курса.

Как исследование можно рассматривать метод проектов.

Проекты всегда выполняются самостоятельно. Они могут быть краткосрочными, т.е. продолжаться всего несколько занятий, сред­ней продолжительности — от недели до месяца и долговременны­ми — от одного до нескольких месяцев. Их виды:

практико-ориентированные, т.е. направленные на учебно-методическое обеспечение процесса обучения по предмету; ко­нечным результатом проекта становятся словари терминов, тесты для контрольной проверки знаний, опорные схемы;

·
информационные, направленные на обработку какой-либо ин­формации; по своей форме они напоминают рефераты или доклады;

·
исследовательские, приближенные к научному исследова­нию или совпадающие с ним; по своей форме они напоминают курсовые работы;

·
- монопредметные, межпредметные и надпредметные, или вне-предметные.

 

4. Методы обучения, направленные на формирование профессио­нальных умений специалистов.

Инструктаж — метод профессио­нального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания предстоящей практической деятельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, пред­мет и средства труда), а также организацию труда (создание необ­ходимых условий, установление последовательности действий, соблюдение технологических правил и правил техники безопас­ности).

·
Для студентов педагогических колледжей привычнее всего при­менение метода анализа (решения) педагогических задач.

Задачи бывают проверочными, учебными, коммуникативны­ми, познавательными. В среднем профессиональном образовании с учетом педагогической практики задачи разделяют по предмет­ной принадлежности: как учебно-предметные, составляющие ос­новы теоретического обучения; как межпредметные, необходи­мые для практики.

Представляя собой лаконично сформулированную педагогическую ситуацию, педагогическая задача требует быстрого и правильного анализа и оперативного решения, поиска выхода из сложившегося положения. Данный метод позволяет развить у студентов анали­тические навыки при решении жизненных и производственных задач; способствует правильному использованию имеющейся в их распоряжении информации; вырабатывает самостоятельность и инициативность в решениях; помогает преподавателю сформиро­вать у студентов убежденность в необходимости теоретических знаний.

Деловая игра — еще один метод обучения профессиональной деятельности, она предполагает решение учебно-производствен­ных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Обязательными элементами и условиями деловых игр являют­ся:
а) наличие дидактической (учебной) задачи (направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и си­стематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, выработку профессионально значимых качеств личности);
б) наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью, которую выполняет учащийся;
в) наличие ролей, соответствующих тому уровню профессиональной подго­товки, которая предусмотрена средним специальным образовани­ем;
г) различие ролевых целей (каждая роль наделена определен­ными обязанностями, не совпадающими с обязанностями, свой­ственными другим ролям);
д) наличие игровой (конфликтной) ситуации, на разрешение которой и направлена игра;
е) наличие правил (ограничений сферы действий, «мер наказания» за нарушение правил игры);
ж) коллективный характер игры, предполагающий взаимодействие играющих в соответствии с выбранными ролями; з) состязательность в игре, которая достигается системой индиви­дуальной или групповой оценки деятельности ее участников.

Активные методы обучения. Одной из центральных задач пре­подавателя на учебном занятии является задача побуждения обу­чаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, поэтому активные методы обу­чения выделяют в отдельную группу методов обучения. Они ори­ентированы на самостоятельное добывание студентами знаний, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мыш­ления, формирование практических умений и навыков. В зависи­мости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы делятся на имитационные (игровые, неигровые), связанные с моделировани­ем профессиональной деятельности (деловая игра, разнообразные упражнения, анализ педагогических ситуаций и т.д.), и неимита­ционные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, разные виды самостоятельных работ, мозговой штурм и т.д.).

Прием обучения — это деталь метода, его часть, определяющая путь активизации учащихся в процессе обучения. Любой прием направлен на повышение эффективности конкретного метода обу­чения.

На учебном занятии в зависимости от его типа и вида метод может рассматриваться и как самостоятельная единица, и как прием, а возможно, и как средство. Например, в проблемной лек­ции дискуссия — это прием, а на семинаре — основной метод обучения. Просмотр учебного видеофильма — это или прием на­глядного метода обучения, или средство обучения.

Поэтому нуж­но четко определить требования к выбору методов обучения:

 

· они должны определяться целью учебного занятия;

· способствовать активизации учащихся в учебном процессе;

· соотноситься с характером обучаемого материала.

· методы должны соотноситься с этапом обучающего позна­ния. Так, при восприятии новых знаний используются методы прямой и опосредованной передачи информации, а на этапе прак­тического применения — исследовательские методы и методы, стимулирующие самостоятельность обучаемых;

· применяемые методы должны быть педагогически и психо­логически целесообразны. Так, объяснение стимулирует отработку понятий; проблемно-поисковые методы — развитие мышления;

· они должны обеспечивать понимание изучаемого материала и способствовать всестороннему развитию и воспитанию студентов;

· должны предупреждать о возможных учебных и внеаудитор­ных нагрузках, возникающих у студентов в момент выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, во время учебного занятия;

· на учебном занятии должна прослеживаться взаимосвязь всех используемых методов. Так, при изложении нового материала могут сочетаться и лекционное изложение, и рассказ, и показ иллюст­раций, и беседа и т.д.;

· при выборе метода обучения преподаватель должен руко­водствоваться аксиомой: «Развивает и формирует учащегося не столько само знание, сколько метод его приобретения!»;

· выбранные методы должны соответствовать индивидуаль­ным возможностям преподавателя, уровню его методического ма­стерства;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: