Какие у возрастных работников новые гарантии




Закон ввел понятие граждан предпенсионного возраста. Предпенсионный возраст — это возраст «в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно».

Установили административную и уголовную ответственность работодателей за увольнение работников предпенсионного возраста и за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста. Будут принимать льготы для работодателей, чтобы они были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста.

Для лиц такого возраста на рынке труда ввели дополнительные гарантии:

1. Специальные программы повышения квалификации и переобучения с освобождением от работы на этот период.

2. Увеличенный максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста. Вместо 4900 руб. с 1 января 2019-го они будут получать пособие в размере 11 280 руб. в течение года.

3. 2 дня в году на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. 25-процентную надбавку к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве.

5. Сохранение на переходный период всех федеральных льгот по налогам на недвижимость и землю, действующих на 31 декабря 2018-го.

Закон вступает в силу 1 января 2019 года. Все пенсионные и социальные выплаты, на которые пенсионеры получили право до 31 декабря 2018-го, будут выплачиваться по прежним правилам.

Мнение эксперта Галина Ельченко, зам. начальника правового управления Мурманской областной думы О рисках пенсионной реформы Изменение пенсионного законодательства — это результат запланированной Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, распоряжение Правительства от 25.12.2012 № 2524-р. Реформа проводится, чтобы обеспечить социально приемлемый уровень пенсий, совершенствовать пенсионную систему, которая должна быть адекватной современному экономическому развитию страны и соответствовать международным стандартам. За прошедшие 10 лет в рамках пенсионной реформы: 1) установили гарантированный минимальный уровень материального обеспечения пенсионера: не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ; 2) повысили уровень пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время; 3) создали экономические и правовые предпосылки формирования пенсионных прав будущих получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм; 4) повысили средний размер трудовой пенсии. Основные цели текущего этапа пенсионной реформы: предоставить гражданам дифференцированное пенсионное обеспечение с учетом личного участия в государственной пенсионной системе и достигнуть долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР. Для этого новым законом повысили: — возраст выхода на страховую пенсию по старости; — возраст выхода на социальную пенсию по старости; — отдельные возрастные границы для возникновения права на пенсию у льготных категорий граждан. С 1 января 2019-го поэтапно, с шагом в один год, нормативный пенсионный возраст для мужчин повышают с 60 до 65 лет, для женщин с 55 до 60 лет. Переходный период 5 лет. Повысили пенсионный возраст и для северян, хотя необходимый для назначения пенсии стаж оставили прежним. Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 17.07.2018 направил заключение на законопроект. В документе указали, что из северных районов происходит интенсивный отток населения. Более быстрыми темпами выезжают работоспособные граждане, в первую очередь молодежь. Особенно актуальной эта проблема является для Северо-Западного федерального округа. Миграционная убыль только за 4 месяца 2018-го в северных регионах округа составила более 5 тыс. человек. Одна из задач государства — закрепить население в северных районах. Но повышение пенсионного возраста, конечно, не дает для этого стимулов. При разработке законопроекта не учитывалась взаимосвязь увеличения пенсионного возраста с состоянием трудоспособности и показателем здоровья граждан при наступлении данного возраста. В пояснительной записке отмечено, что реформа связана с растущим дефицитом на рынке труда. Однако уровень занятости населения во многих регионах превышает среднероссийские показатели. Уровень безработицы также превышает показатели в среднем по России. В заключении на законопроект Комитет Госдумы по труду отметил, что по данным Росстата уровень безработицы в мае 2018-го составлял 4,7% (3,6 млн человек). При этом в общей структуре безработных молодежь в возрасте до 25 лет составляла 19,8%, а лиц предпенсионного возраста — 20,2%. Из общего числа безработных только 0,9 млн человек состояли на учете в службе занятости. Учитывая низкий размер пособия по безработице (от 850 до 4900 руб.), можно предположить, что граждане предпенсионного возраста предпочитают не обращаться в службу занятости, а ждут положенной им пенсии. В общей численности тех, кому страховая пенсия по старости назначается впервые на общих основаниях, только каждый второй — работающий. Вместе с тем конкретных мер для изменения ситуации на рынке труда с целью адаптации ее к пожилым работникам, сглаживание конфликта поколений и обеспечение мер по недопущению роста молодежной безработицы, на программы по созданию рабочих мест с гибкой занятостью и переподготовку кадров, закон не предлагает. Основное назначение страховой пенсии по старости — замена лишь части заработка, который перестает получать пенсионер. Многие пенсионеры продолжают работать, чтобы обеспечить себе уровень жизни выше прожиточного минимума. Но это не меняет социальное назначение пенсии. Если при реализации нового закона не предпринимать дополнительных мер, уровень жизни граждан предпенсионного возраста снизится, прежде всего из-за возможного уменьшения их доходов. Кроме того, с правом на назначение пенсии связан целый ряд дополнительных материальных прав в налоговой, жилищной, социальной сферах. Эти гарантии также будут предоставляться гражданам в более поздние сроки, если в региональные законы не внесут изменения. Предполагается, что увеличение пенсионного возраста приведет к сокращению тех, кто уйдет на пенсию в очередном календарном году. Это сократит расходы бюджета ПФР на выплату пенсий, финансируемые за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов. Полученная экономия бюджета ПФР и федерального бюджета должна обеспечить рост пенсий темпами выше инфляции. В заключении на законопроект Комитет Госдумы по бюджету и налогам отметил, что закон позволит уже в 2019-м увеличить пенсии в среднем на 1 тыс. руб. или на 7%, т. е. практически в 2 раза выше прогнозируемой инфляции. Тенденция по увеличению пенсии сохранится минимум на протяжении 6 лет. Это позволит к 2024-му увеличить средний размер пенсии более чем на 30% по сравнению с 2018-м. При этом закон не устанавливает порядок использования сэкономленных средств и механизм повышения пенсий выше инфляции. Если в будущем закон не закрепит порядок дополнительной индексации страховых пенсий темпами выше инфляции, размер и перспективы индексации непонятны. Повышение нормативного пенсионного возраста требует системного подхода и комплексных мер. Государство должно предусмотреть положения, которые позволят: — сохранять здоровье населения; — продлевать трудоспособный период жизни пожилых людей; — последовательно повышать уровень их материального обеспечения, доступность медицинских и социальных услуг; — включать лиц старшего поколения в образовательный процесс; — развивать культурно-досуговый потенциал и современные средства коммуникаций; — формировать комфортную потребительскую среду; — повышать качество жизни; — не допускать дискриминацию по возрастному признаку; — развивать систему социального обслуживания для граждан старше 80 лет; — улучшать условия труда; — создавать стимулы для модернизации рабочих мест; — повышать безопасность труда и развивать систему профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — снижать смертность лиц трудоспособного возраста. Сейчас закон эти меры не содержит.

 

* Год достижения лицом возраста V.

** V — возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: