ПРОГРАММА
учебно-ознаковмительной практики
для студентов 2 курса экономического факультета
по специальности «Государственное и муниципальное управление»
Составитель:
К.э.н., ст. преподаватель
Чаусова Ю.С.
Стерлитамак - 2011г.
Программа прохождения учебно-производственной практики в государственных и муниципальных организациях для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
Общие положения
1.1. Государственное и муниципальное управление – это область деятельности, обеспечивающая региональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. В связи с этим практика осуществляется в государственных органах, входящих в систему законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждениях.
Учебно - производственная практиканаправлена на более глубокое усвоение студентами вопросов управления в подразделениях государственных и муниципальных организаций на основе теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин, улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, закрепление знаний по управленческим, правовым и экономическим дисциплинам, которые изучаются в рамках учебного плана по специальности «Государственное и муниципальное управление», проверку умения студентов использовать полученные знания, ориентироваться в ситуациях, требующих принятия управленческих решений, работать в публичной сфере.
В процессе производственной практики студенты непосредственно участвуют в работе органов государственного и муниципального управления: в аппаратах представительных и исполнительных органов власти, в департаментах, комитетах, управлениях, комиссиях, советах, в отделах и службах городской, областной и районных администраций, в органах местного самоуправления, а также управленческих органах хозяйственных и коммерческих структур, в управленческих структурах промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
|
1.2. Учебно - производственная практика проводится в соответствии с учебным планом по специальности «Государственное и муниципальное управление». Продолжительность практики - две недели.
1.3. Руководство учебно - производственной практикой осуществляется руководителем, назначенным по приказу директора Стерлитамакского филиала ГОУ ВПО Башкирского государственного университета.
1.4. Перед началом практики студент должен получить направление на практику, программу, методические указания по организации и прохождению практики.
1.5. По вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию (в устной или письменной форме) у преподавателя-руководителя практики.
1.6. При прохождении учебно - производственной практики студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителя практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка; по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к нему документы, указанные в программе практики, а также характеристики с мест практики.
|
1.7. Полученный в ходе практики опыт и собранные материалы в дальнейшем можно использовать для написания курсовых и дипломных работ.
1.8. Форма контроля прохождения практики — зачет или экзамен (устанавливается учебным планом и программой практики с учетом требований ГОС ВПО). Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
1.9. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в период летних каникул или в свободное от учёбы время.
Студенты, не выполнившие программы практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и действующим Положением о порядке отчисления студентов.
Цели и задачи ознакомительной практики
2.1. Цели прохождения практики:
· расширение и систематизация знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на основе изучения деятельности конкретного государственного или муниципального органа, государственного или муниципального учреждения;
· приобретение практических навыков и умений по профессиональной деятельности;
· развитие профессионального мышления и умения применять теоретические знания на практике.
2.2. Задачи практики:
· подготовка студентов к осознанному пониманию содержания работы по специальности;
|
· воспитание у студента чувства ответственности при выполнении конкретных заданий на предприятии;
· выработка рационального применения полученных теоретических знаний на практике;
· выработку навыков самостоятельного анализа результатов работы органов власти.
2.3. В результате прохождения практики студент должен знать:
· виды организационных структур;
· систему управления персоналом предприятия;
· психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.
2.4. В результате прохождения практики студент должен уметь:
· анализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
· применять различные методы управления;
· осуществлять контроль за работой кадров;
· решать организационные задачи, стоящие перед коллективом.
Программа практики
3.1. Практика в исполнительных государственных или муниципальных органах власти - 2 недели. В ходе практики студент:
- изучает организационную структуру предприятия;
- знакомится с принципами организации и деятельности органов исполнительной власти и их структурных подразделений;
- составляет представление об управленческих механизмах работы органов исполнительной власти.
3.2. Для успешного выполнения программы ознакомительной практики студенты должны изучить на месте следующие моменты деятельности исполнительных организаций:
- Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения).
- Организационно-управленческая структура государственной или муниципальной организации.
- Система методов управления в государственной или муниципальной организации.
- Организация управления персоналом в государственной или муниципальной организации.
Все эти вопросы должны быть включены в календарный план практики, составленный из расчета 10 рабочих дней.
3.3. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения).
Студент должен:
· рассмотреть историю и порядок организации данного органа или учреждения;
· объяснить его роль в системе государственных (муниципальных) органов;
· выявить цели и задачи деятельности данного органа (учреждения);
· провести анализ его внешней и внутренней среды;
· выделить и описать объекты, которыми управляет данный орган (учреждение);
· определить тип организационной структуры данного органа (учреждения);
· выделить его достоинства и недостатки.
3.4. Организационная структура учреждения.
Студент должен:
· определить тип организационной структуры данного органа (учреждения) (схема);
· изучить функции и обязанности каждого структурного подразделения организации.
3.5. Система методов управления.
Студент должен:
· рассмотреть систему методов управления в данном органе (учреждении);
· описать коммуникационный процесс в органе (учреждении);
· рассмотреть правовое обеспечение управленческой деятельности в данном органе (учреждении).
3.6. Организация управления персоналом.
Студент должен:
· проанализировать организацию управления персоналом в органе (учреждении) по следующим направлениям:
а) кадровое планирование;
б) отбор персонала;
в) наем и высвобождение персонала;
г) развитие персонала;
д) система мотивации персонала;
е) оценка результативности деятельности персонала;
· оценить, насколько эффективна политика управления персоналом с точки зрения управления органом или учреждением.