Глава 1. Теоретические основы организации и благоустройства общественных пространств




Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы организации и благоустройства общественных пространств …………………………………………………….6

1.1 Исторические аспекты формирования и определение понятия городского благоустройства……………………………………………..6

1.2 Правовые аспекты благоустройства общественных пространств………………………………………………………………13

Глава 2. Проектные решения по благоустройству общественного пространства – сквера по улице Краснооктябрьская..…………………….18

2.1 Дизайнерский раздел………………………………………………...18

2.2 Конструктивно-технологический раздел……………………….…..39

2.3 Эргономический раздел……………………………………………..49

Глава 3. Проектно-сметная стоимость ………………………………………53

Заключение ……………………………………………………………………...59

Глоссарий ………………………………………………………………………..61

Список использованной литературы …………………...……………………62

Приложения ……………………………………………………………………..65

 

 

 

 

Введение

 

Сохранение и оздоровление окружающей человека среды является крайне важной задачей в условиях современного города и включает в себя ряд сопутствующих задач, решение которых направлено на формирование в городе условий, оказывающих благоприятное воздействие на психофизическое состояние человека. По мере развития городов данная задача становится все более актуальной: в условиях повышенной техногенной нагрузки (расширение транспортных сетей, увеличение плотности городской застройки, сокращение зеленых насаждений и парковых зон, увеличение уровня загрязненности воздушной среды) благоустройство и озеленение населенных пунктов приобретает особое значение в системе мер по развитию городской среды.

Мероприятия, направленные на благоустройство и озеленение городской среды, способствуют значительному улучшению экологического состояния города, создавая более комфортные микроклиматические и санитарно-гигиенические условиях на улицах, в жилых кварталах и общественных местах. Кроме того, данные мероприятия способствуют созданию эстетического облика города, формируя социально-культурный компонент городской среды.

Таким образом, актуальность темы обусловлена уровнем влияния, которое благоустройство и озеленение оказывают на состояние городской среды и жизнь человека в городе, что делает данные мероприятия одной из важнейших сфер деятельности муниципального хозяйства. Благоустройство и озеленение – создание условий для комфортной и удобной жизни как для отдельного человека, так и для всех жителей города или района – играют важную роль в обеспечении высокого уровня качества жизни городского населения.

Понятие «благоустройство городской территории» включает в себя мероприятия, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержанием и развитием сетей освещения, содержанием рекреационных зон, работой по озеленению городских территорий, содержанием общественных туалетов, содержанием и развитием объектов ливневой канализации, организацией площадок для выгула собак, комплексным развитием внутридворовых территорий. Комплексный характер мероприятий определяет спектр требований, предъявляемых к содержанию проектов, направленных на благоустройство и озеленение территорий: так, при разработке проектов озеленения и благоустройства необходимо учитывать общую ситуацию – движение транспорта, характер застройки, численность населения, наличие коммуникаций, сооружений и. т. д.

Целью данной работы является проектирование благоустройства и озеленения территории сквера по улице Краснооктябрьской в рамках формирования комфортной городской среды.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретико-методологические основы формирования и определения понятия городского благоустройства;

- проанализировать настоящее состояние объекта проектирования;

- определить состав мероприятий по благоустройству городских территорий;

- разработать проектные предложения по благоустройству территории сквера.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, а также приложений.

Первый раздел носит теоретико-методологический характер. На основе изучения литературных источников рассматривается сущность формирования и определения понятия городского благоустройства.

Во втором разделе проводится анализ существующего состояния сквера, выделяются основные его проблемы и предлагаются конкретные проектные решения по благоустройству.

В третьем разделе приводится проектно-сметная стоимость предлагаемых решений.

В заключении даются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования и анализа существующих проблем благоустройства и озеленения территории сквера по улице Краснооктябрьская города Калининграда.

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации и благоустройства общественных пространств

1.1 Исторические аспекты формирования и определение понятия городского благоустройства

 

Одной из актуальных проблем современного градостроительства является благоустройство городских пространств. Основной задачей городского благоустройства является создание благоприятной среды, обеспечивающей комфортные условия для различных видов деятельности населения. Благоустройство городской среды должно включать определенные мероприятия, улучшающие санитарно-гигиенические условия, мероприятия, обеспечивающие транспортное обслуживание население, оснащение городских территорий освещением, а так же мероприятия по озеленению городских территорий.[1]

Создание благоприятных, здоровых и комфортных условий для жизни и деятельности населения является основной целью благоустройства городских пространств. Для достижения этой цели большое значение имеет организация функционально-пространственной структуры и предметное оснащение открытых территорий, а также ландшафтный дизайн. Проблема создания и поддержания экологически чистых городов с каждым годом становится все актуальнее.[2]

Строительство зеленых зон появилось как садово-парковое искусство еще в Месопотамии (Междуречье), вместе с оседлым образом жизни человека. Освоение человеком природных ресурсов для своих практических нужд происходило одновременно с развитием эстетического восприятия и отношения к природе, что повлияло на развитие такого явления как культивирование растений. Это явление, а также развитие садоводства, в I тысячелетии до н.э. продолжило свое становление в Двуречье (Ассиро-Вавилонии), Персии, Индии. Процессы озеленения в этих странах послужили толчком к появлению террасных дворцовых садов, которые возвышаются друг над другом. Самые известные из таких садов – это полумифические висячие сады Семирамиды.[3]

В IV в. до н.э. в Персии садово-парковое искусство было развито на достаточно высоком уровне. Ассортимент растений садоводов Персии был не малым, именно эти земли можно назвать родиной розы, сирени, мирты, тюльпанов, лилий, нарциссов.[4]

Примерно в это же время в Древней Греции сложились новые методы озеленения. Появились так называемые нимфеи, рощи с кедровыми, дубовыми или оливковыми деревьями, с регулярной планировкой, в центре которых располагались водные источники. Внешний вид таких рощ менялся с течением времени, появлялись дополнительные элементы благоустройства – колонны и скульптуры. Помимо нимфей, существовали мемориальные сады-рощи, находящиеся на месте захоронения героев. В таких садах можно было найти ипподром, беговые дорожки и площадки для спортивных игр, проводимых в честь героя. А в V в. до н.э. на главных городских площадях, у храмов, появились сады общественного значения.

Как известно, культура Древней Греции оказала сильно влияние на культуру Древнего Рима, в том числе и на развитие садово-паркового искусства. Появился новый элемент благоустройства, внутренний дворик – перистиль, атрибутами которого являлись водоем и колоннада.

События V – IX вв. н.э., междоусобные войны, оказали негативное влияние на развитие садово-паркового искусства.

В эпоху Возрождения садово-парковое искусство активно развивается, и сады становятся настоящими произведениями искусства.

В XV в. в садах Франции появляются такие элементы, как обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты, аллеи самых разнообразных форм.

Развитие элементов благоустройства и озеленения на Востоке шло своим путем. В Японии и Китае утверждался принцип первичности естественной красоты природы, ее абсолютизм, и все, что создается человеком этой красоте должно быть подчинено. Такой стиль оказывает влияние на развитие садово-паркового искусства по всему миру, он получил название ландшафтный или пейзажный стиль.

Сады и парки Англии XVIII начала XIX вв., а затем и других европейских стран, развивались в стиле свободного ландшафтного парка, основными чертами которого являются открытие пространства, естественные элементы природы.[5]

В России начало развития садово-паркового искусства можно отнести к XII в. Традиционно сады украшали как городские, так и загородные усадьбы. В XVIII в. созданы ансамбли Петергофа, Гатчины, Павловска.

В Москве и области по берегам рек создавались неповторимые дворцово-парковые ансамбли – Коломенское, ансамбль Воробьевского дворца.

Сохранившееся озеленение вдоль рек теперь служит основой для Филевско-Кунцевского парка, Нескучного сада, Краснопресненского парка на Москве-реке, Лефортовского парка, парка Высокие горы на Яузе.

Таким образом, с течением времени и появлением все новых направлений в создании парков, сформировались два обобщенных приема ландшафтной архитектуры: регулярный и пейзажный. Эти приемы и сейчас используются в градостроительной практике.[6]

В современной практике городского озеленения использование зеленых насаждений имеет множество задач, а именно улучшение условий жизни человека в сфере труда и отдыха. Для этого на территориях учреждений, заводов, фабрик, учебных и детских заведений, общественных и жилых зданий необходимо распределять растения в непосредственной близости к сфере человеческой деятельности. Одним из актуальных направлений в озеленении городов является создание вокруг самих городов зеленых поясов, аккумулирующих чистый воздух, и зеленых насаждений, пронизывающих их территорию. В зонах жилой застройки появляются места отдыха, создаваемые на основе уже существующих зеленых массивов, которые превращают в парки и лесопарки.[7]

Всю свою историю человечество развивалось за счет расточительного использования природных ресурсов. Еще в древности стихийное развитие производства причиняло большой ущерб окружающей среде. В результате деятельности человека (вырубки лесов, бесконтрольного выпаса домашнего скота, истощения почв и т.д.) огромные территории приходили в упадок. Несмотря на это, влияние человека на окружающую среду было не таким разрушительным, каким стало в XX веке. Мощнейшее развитие промышленности стало новой, критической точкой отсчета. И от характера дальнейшего взаимодействия человека и природы зависит судьба планеты и человечества в целом.[8]

В.И. Вернадский одним из первых привлек внимание к этой проблеме. Он говорил о том, что люди становятся той огромной силой, которая может привести к глобальным изменениям на Земле. Один из важнейших принципов, утверждаемых В.И. Вернадским – это совместное гармоничное взаимодействие человечества и биосферы. Роль природно-экологического фактора постоянно усиливается в связи с постоянным развитием и усложнением работы экономических систем, ростом производства и потребления. Создание гармоничных экологических условий в городе сложный, многосторонний процесс, требующий одновременного учета природных факторов и социальных факторов окружения человека.[9]

Определением термина «городское благоустройство» занимались многие выдающиеся деятели – З.Х. Френкель, М.Н. Петров, П.В. Сытин. З.Х. Френкель определял этот термин следующим образом: «К общему городскому благоустройству относятся все те стороны устройства города, вся та часть его материальной культуры, которая назначением своим имеет обратить город в общее жилище – здоровое, безопасное, по возможности долговечное, прочное, красивое и уютное».[10]

Городское благоустройство является, прежде всего, общей целью деятельности муниципалитета, а так же представляет итог деятельности городского хозяйства.[11]

Л.А. Велихов, выдающийся отечественный деятель в области городского хозяйства, определяет городское благоустройство как «деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройство в широком смысле) живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива».[12]

З.Х. Френкель в своей работе «Основы общего городского благоустройства» относит к городскому благоустройству такие части «материальной культуры города», которые способны сделать город так называемым общим жилищем, здоровым, безопасным, долговечным, гармоничным и удобным.

Л.А. Велихов в городском благоустройстве выделяет три сферы, это основное городское благоустройство, или базис, городское благоустройство в тесном смысле и городское благоустройство в широком смысле.

Так, городское благоустройство включает в себя создание условий, которые должны удовлетворять общие потребности населения города.[13]

Создание благоприятной среды для жизни – главная цель градостроительной политики, которая осуществляется на жилых территориях органами государственной власти Российской Федерации, отдельных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.[14]

Благоустройство территорий имеет важное значение для формирования высоких архитектурных, художественных, санитарно-гигиенических, экологических качеств городской среды и территорий жилой застройки. Если окружение застройки не благоустроено, то такое жилье нельзя считать комфортным.[15]

На всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования решаются и реализуются вопросы комплексного благоустройства в полном соответствии с разработанными проектами. В проектах детальной планировки жилых территорий определяются основные идеи комплексного благоустройства, а в проектах застройки отдельных жилых комплексов приводятся конкретные решения, объемы, стоимость. Бытовые процессы, отдых, обслуживание, хозяйственные функции осуществляются в среде непроизводственной деятельности населения, то есть на жилых территориях, которые являются частью селитебной зоны города и предназначены для организации жилой среды.[16]

Проблемы городского благоустройства в условиях быстрого роста и развития городов, изменений в их планировочной структуре, повсеместной реконструкции застройки должны решаться на высоком художественном и научно-техническом уровне.[17]

Для создания комфортной среды жизнедеятельности необходимо учитывать социальные процессы, которые происходят в пределах жилых территорий. Существует так же несколько аспектов, которые определяют практические градостроительные требования к системе внешнего благоустройства:

- активизация общественных форм жизнедеятельности в пределах жилых территорий определяет потребность новых форм организации досуга населения, формирования системы открытых пространств в жилых районах, микрорайонах, кварталах, жилых группах и даже на отдельных участках жилой застройки;

- создание комфортных условий для отдыха и осуществления социально-бытовых функций вблизи жилья, так называемого приближенного или первичного и повседневного обслуживания, требует зонирования и благоустройства территории жилой застройки с учетом демографического состава населения, степени его подвижности, структуры свободного времени, видов осуществляемой деятельности, качества жилищного фонда;

- ландшафт местности, природно-климатические условия, градостроительная ситуация и положение жилых территорий по отношению к другим функциональным элементам городского плана влияют на выбор номенклатуры элементов благоустройства и характер их взаимосвязей;

- система благоустройства способствует улучшению санитарно-гигиенического и экологического состояния территории жилой застройки не только на момент строительства и реконструкции, но и в период ее эксплуатации.[18]

 

1.2 Правовые аспекты благоустройства общественных пространств

 

В современных условиях интенсивного роста городов, развития городской инфраструктуры, повышения темпа жизни, как никогда является актуальной проблема сохранения и оздоровления окружающей человека городской среды, формирования благоприятных условий, влияющих на психофизическое состояние человека.[19]

Экологические права граждан РФ гарантированы Конституцией от 12 декабря 1993 года. В статье 42 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).[20]

Благоустройство населённых мест охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует, прежде всего, уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов, водоёмов и почвы. Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.[21]

Конституционно установленные принципы местного самоуправления существенно усилили права муниципалитетов на самостоятельную административно-хозяйственную деятельность на подведомственной территории.[22]

Органы местного самоуправления наделены всеми необходимыми полномочиями в законодательной, социальной, экономической, градостроительной сферах для того, чтобы осуществить полнокровное комплексное развитие территорий и поселений, решение назревших социальных, экологических и других задач. Значительно расширились права муниципалитетов в вопросах собственно градостроительного развития и управления хозяйством, формирования для этого необходимых экономических, финансовых и других ресурсов.[23]

Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования составляют Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы. Органы местного самоуправления создают муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие работы по благоустройству территории муниципального образования, либо заключают договоры на выполнение указанных работ со специализированными организациями.[24]

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:

- разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;

- организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;

- организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;

- закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;

- включают условия по содержанию прилегающей территории (в радиусе 10 м) в договоры аренды и постоянного бессрочного пользования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их заключении с физическими и юридическими лицами;

- составляют и утверждают списки улиц и проездов, подлежащих механизированной уборке, определяют сроки и периодичность уборки;

- обеспечивают установление в достаточном количестве на площадях, улицах, парках, остановках общественного транспорта и других местах урны для мусора;

- проводят разъяснительную работу с жителями о запрещении установки изгороди в местах общего пользования и занятии огородничеством в местах, не отведенных для этих целей;

- заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;

- составляют ежегодный план благоустроительных работ;

- проводят инвентаризацию объектов благоустройства и формируют базу данных об этих объектах;

- организуют проведение конкурсов по благоустройству;

- организуют проведение месячников (субботников) по благоустройству территории муниципального образования.

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий.[25] Органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

К видам работ по благоустройству территории относятся:

- уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

- содержание элементов внешнего благоустройства;

- озеленение территории муниципального образования;

- содержание и эксплуатация дорог;

- освещение населенных пунктов муниципального образования.[26]

Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.

Проектирование благоустройства территории осуществляется любой проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и получившей заказ на выполнение этой работы. Проект благоустройства является составной частью как градостроительной, так и архитектурно-строительной документации.

Проведение работ по благоустройству осуществляется широким крутом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: