Опыт функционирования Государственной Думы в РФ




История Государственной Думы

Согласно манифесту Николая II от 6 августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы» было провозглашено создание Государственной Думы – представительного законодательного учреждения. Изначально Государственная Дума была создана как совещательный представительный орган. Но уже 17 октября 1905 г. вышел манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому Дума получила законодательные права.

Государственная Дума избиралась сроком на пять лет, и могла быть распущена до истечения срока императором. В состав Государственной Думы входило 524 человека, а с 1907 г. – 442 человека. Для принятия законопроекта, на заседании должно было присутствовать не менее 1/3 от общего числа членов Государственной Думы. Общее руководство деятельностью Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи, которые избирались из числа депутатов закрытым голосованием сроком на один год, по истечении которого могли переизбираться.

В перерывах между сессиями Государственной Думы царь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлению правительства законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в Государственную Думу. В то же время, прошедшие через Думу законопроекты отправлялись в Государственный Совет на одобрение, а затем на утверждение царю. Принятые законодательные акты не имели силы в том случае, если не были вынесены на обсуждение или не были утверждены Государственной Думой. Одним из важнейших аспектов деятельности Государственной Думы были вопросы Государственного управления.

Создавались Комиссии Государственной Думы, необходимые для предварительной разработки подведомственных дел Государственной Думы, решения хозяйственных и других важных вопросов. Комиссии Государственной Думы избирались общим собранием Думы путём тайного голосования. Как известно, состав комиссий соответствовал фракционному составу палаты. В случае отстранения членов комиссии избирались новые из числа депутатов фракций.

Государственная Дума Российской Федерации и опыт её функционирования

«Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии»[1].

Чтобы изучить опыт функционирования Государственной Думы следует рассмотреть период с 1993 по 2005 год.

В течение, 1993-2005 гг. Государственная Дума созывалась четыре раза. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:

· Согласно мажоритарной системе, избиралось по одному депутату в каждом из 225 одномандатных округах.

· Согласно пропорциональной системе, 225 депутатских мандатов по единому общефедеральному избирательному округу распределялись между избирательными объединениями в зависимости от количества поданных за них голосов;

· О выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу заявили 35 общественных объединений.

Первый состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

Конституция 1993 года изменила роль и функции Государственной Думы. Согласно предыдущей Конституции за ней признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко оговорен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции.

К 12 декабря 1993 г. в состав Государственной Думы было избрано 444 депутата. Из них 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись, а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

Право на получение мандатов по общефедеральному округу имели только те избирательные блоки, которые преодолевали пятипроцентный барьер.

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной.

Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон, но только 310 из них вступило в действие.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (1995 г.) состоялись во всех избирательных округах.

Дума первого созыва передала около 500 законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам следующего созыва. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 - вступили в силу.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года.

В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы. Чтобы объединить усилия депутаты, состоявшие в различных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений каких как «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.

Думой третьего созыва было рассмотрено около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов.

Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Основной приоритет деятельности Государственной Думы - законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны, т.е. рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.

Деятельность Государственных Дум всех созывов направлена на развитие всех сфер жизни общества и государства.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва была избрана в 2008 г. сроком на пять лет.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: