МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
От 31 марта 2017 г. N ВК-1065/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Минобрнауки России обращает внимание на необходимость продолжения системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся.
Актуальность вопросов реализации дополнительных мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы "социального риска"
и развития системы профилактики асоциальных явлений в образовательной среде (в части суицидальной компоненты) обозначена в письме Министерства от 25 мая 2016 г. N 07-2284.
Министерство отмечает, что реализацию мероприятий в упомянутом направлении необходимо обеспечить с учетом информирования родительской общественности, обеспечения межведомственного взаимодействия (здравоохранение, органы внутренних дел), а также социально-психологической специфики основных референтных групп, молодежных субкультур и этно-конфессиональной среды.
В целях усиления механизмов превенции суицидального поведения, для организационно-методической поддержки педагогическим работникам Министерство направляет сценарии педагогического совета и родительского собрания.
Упомянутые сценарии прошли в установленном порядке экспертизу ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского" Минздрава России и размещены на сайте ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" Минобрнауки России по адресу: www.fcprc.ru в разделе "Методические материалы".
Министерство рекомендует до конца текущего учебного года использовать упомянутые методические материалы в профилактической работе.
|
В.Ш.КАГАНОВ
Приложение
СЦЕНАРИЙ ВСЕРОССИЙСКОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
"ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"
Целевая группа: родители (законные представители) подростков в возрасте 11 - 17 лет.
Цель: повышение эффективности профилактики детского и подросткового суицида.
Задачи:
1. Повысить чувствительность родителей к проблемам подросткового возраста и их компетентность в области профилактики суицидального риска в семье.
2. Обсудить основные риски Интернета для детей и подростков.
3. Проинформировать родителей о возможностях получения различных видов профессиональной помощи (психологической, медицинской, юридической) в трудных ситуациях и ситуациях угроз жизни детей и подростков.
Вступительное слово директора
(заместителя директора школы по воспитательной работе)
Уважаемые родители!
Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить очень непростую, тревожную проблему интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков. Эта тема носит глубоко личный, интимный характер, однако в последнее время, в связи с массовым распространением в обществе пугающей, далеко не всегда достоверной, а зачастую и неграмотной информации по этой проблеме, появилась необходимость ее публичного обсуждения.
Поступающая сегодня информация о фактах ухода из жизни подростков, об угрозах жизни, о так называемых "группах смерти" у многих вызывает растерянность. Зачастую мы не знаем, как относиться к такой информации: то ли игнорировать эти угрозы, не обращать на них внимания, то ли бросаться спасать своих детей любой ценой? А ведь именно от реакции близких, от их умения вовремя распознать угрозу, от их искреннего желания и умения поддержать человека в ситуации угрозы жизни, зависит его благополучие, а нередко и сама жизнь.
|
Чтобы предотвратить возможную беду, мы должны знать, почему подростки подвержены рискам и угрозам жизни, какие факторы провоцируют эти угрозы, и что могут и должны сделать родители для своих детей, чтобы не допустить рокового шага.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" | ДЛЯ ЧЕГО МЫСОБРАЛИСЬ? | ||||
Слайд 1, 2. | ВСЕРОССИЙСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ | 1. Лучше понять подростковый возраст и больше узнать о профилактике рисков. | |||
"ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И УГРОЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ" | |||||
2. Обсудить основные риски Интернета для детей и подростков. | |||||
3. Узнать о возможностях получения профессиональной помощи (психологической, медицинской, юридической) в ситуациях угроз для жизни детей и подростков. | |||||
Москва 2017 | |||||
Беседа с родителями педагога-психолога
(социального педагога, классного руководителя)
Организационное обеспечение. Заранее распечатанные анкеты раздаются для заполнения родителям. Анкеты не собираются, а остаются у родителей. Дополнительно дается чистый лист бумаги - для последующих заданий. |
Уважаемые родители, перед обсуждением проблемы просим Вас ответить на несколько вопросов. Эта анкета и ответы - только для Вас самих!
|
N | Вопросы | Да | Нет |
1. | Знаете ли Вы, чем увлекается, интересуется ваш ребенок? | ||
2. | Есть ли у Вас общие с ребенком увлечения? | ||
3. | Знаете ли Вы, что сильно огорчает и радует Вашего ребенка? | ||
4. | Бывают ли у Вашего ребенка резкие перепады настроения? | ||
5. | Знаете ли Вы, сколько времени в день проводит Ваш ребенок в Интернете? | ||
6. | Ограничиваете ли Вы время, которое Ваш ребенок проводит за компьютером, планшетом, в телефоне? | ||
7. | Установлен ли "Родительский контроль" у Вас на домашнем компьютере? | ||
8. | Знаете ли Вы, на какие сайты чаще всего "заходит" Ваш ребенок? | ||
9. | Является ли Ваш ребенок участником каких-либо группы и сообщества в Интернете? | ||
10. | Знаете ли Вы, что это группа, сообщество безопасны? |
Слайд 3. | |||
СПРОСИТЕ СЕБЯ: | |||
1. | Знаете ли Вы, чем увлекается, интересуется ваш ребенок? | ||
2. | Есть ли у Вас общие с ребенком увлечения? | ||
3. | Знаете ли Вы, что сильно огорчает и радует Вашего ребенка? | ||
4. | Бывают ли у Вашего ребенка резкие перепады настроения? | ||
5. | Знаете ли Вы, сколько времени в день проводит Ваш ребенок в Интернете? | ||
6. | Ограничиваете ли Вы время, которое Ваш ребенок проводит за компьютером, планшетом, в телефоне? | ||
7. | Установлен ли "Родительский контроль" у Вас на домашнем компьютере? | ||
8. | Знаете ли Вы, на какие сайты чаще всего заходит" Ваш ребенок? | ||
9. | Является ли Ваш ребенок участником каких-либо групп и сообществ в Интернете? | ||
10. | Знате ли Вы, что это группа, сообщество безопасны? | ||
Уважаемые родители, Ваши ответы показывают, насколько Вы "знакомы" с вашим ребенком. Обратите внимание, чем больше Вы ответили "Да", тем больше Вы знаете о нем и тем меньше риски, о которых мы будем говорить сегодня.
Особенности подросткового возраста и возможные риски
Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 4. | |||
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ? | |||
> | физиологические и психологические изменения; | ||
> | формирование собственных взглядов - поиск своего "Я"; | ||
> | ведущая потребность - в самоутверждении; | ||
> | критичное отношение к наставлениям взрослых; | ||
> | изменения в отношениях со взрослыми и сверстниками; | ||
> | активная жизнь перемещается из дома во внешний мир. | ||
Этот возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями - идет активный поиск своего "Я". Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.
Слайд 5. | |||
ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ УЯЗВИМЫ? | |||
> | не знают, как реализовать свои потребности, желания; | ||
> | нет четких жизненных целей и ценностей; | ||
> | очень значимо признание сверстников; | ||
> | плохо устойчивы в ситуации стресса; | ||
> | мало жизненного опыта; | ||
> | отрицают авторитеты; | ||
> | бескомпромиссны. | ||
Ведущей потребностью в подростковом возрасте является потребность в самоутверждении. Подросток ищет различные сферы и варианты для самоутверждения, стремится к нему. Ему важно чувствовать себя значимым. Ради этого он порой идет даже на рискованные поступки!
Подросткам свойственно группироваться - входить в какую-либо значимую группу, быть принятым в нее, считаться своим. Большое значение они придают своему статусу в группе, среди сверстников. У них высока потребность в престиже, они стремятся следовать "моде" как во внешнем облике, так и в занятиях, увлечениях.
У подростка формируется собственная система ценностей. Чтобы ее сформировать, подростку надо от чего-то оттолкнуться, и этим чем-то чаще всего оказываются требования и ценности взрослых. То есть, формирование ценностей у подростков происходит в форме протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подросток ищет другие, отличные от предлагаемых взрослыми, ценностные ориентиры.
Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни.
Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает "черно-белым": он не видит "полутонов" - подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу.
Все эти особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы жизни.
Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?
Рисками могут быть:
- жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые;
- пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие.
Слайд 6 | ||||
ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ УГРОЗОЙ? | ||||
1. Жизненные обстоятельства или ситуации, которые подросток воспринимает как невыносимо трудные, непреодолимые. | ||||
2. Использование интернет-ресурсов, которые могут оказывать разрушающее воздействие на психику. | ||||
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
- переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
- переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
- любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
- сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование "моде";
- нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.
Эти обстоятельства могут отягощаться употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными состояниями.
Воспринимая свою жизненную ситуацию как непреодолимую, дети порой способны на крайние поступки, вплоть до самых страшных - попыток совершения самоубийства! Взрослые, к сожалению, могут не знать (не замечать) происходящего с подростком, или считать эти причины несерьезными. А для него обстоятельства кажутся непереносимыми. Не получая понимания и поддержки взрослого, подросток в этих обстоятельствах чувствует себя непонятым, одиноким, покинутым. Он живет с ощущением - "нет выхода", "нет пути назад"! Именно в этом противоречии главная трудность - вовремя распознать риски для жизни.
Серьезная угроза жизни и благополучию подростка - опасные сайты в Интернете
В Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в "роковые" и смертельно опасные игры. Это, например, так называемые "группы смерти", которые готовят детей к добровольному уходу из жизни. Вот примеры таких групп: "Синий кит", "Тихий дом", "Разбуди меня в 4:20" и т.д. Почти все суицидальные группы имеют в своем названии хештеги и аббревиатуры.
Хештег, изображаемый значком "решетка" #, позволяет другим пользователям находить все записи, обозначенные этим значком через поисковую систему социальной сети: #f46 #F56 #f57 #f58 #няпока #морекитов #тихийдом #ринапаленкова #мертвыедуши #тихийдом #море_китов #няпока #хочувигру #хочу_в_игру.
Слайд 7, 8, 9 | ||||||||
ОПАСНЫЕ ГРУППЫИНТЕРНЕТА | ОПАСНЫЕ ГРУППЫИНТЕРНЕТА | ОПАСНЫЕ ГРУППЫИНТЕРНЕТА | ||||||
Хештег, изображаемый значком "решетка" #, позволяет другим пользователям находить все записи, обозначенные этим значком через поисковую систему социальной сети. | "Хочу в игру", "Разбуди меня в 4.20" "Дай мне номер", "Дай инструкцию" "Я готов в путь вочный", "Найдите. Где я?" "Звезды. Путь млечный" | #МореКитов#китовморе#домкитов#китобой#няпока#...#NoG#d28#f33#f57#58 | #разбудименяв4_20#deletedsky1231#terminal128i#я_иду_в_тихийдом | #ФилиппЯнс#мертвыедуши#млечныйпуть#ТихийДом#домтихий#RoyaMaper#...Imeorder#kovypvedy#150звезд#истина#DK1281#I57KMO#exit | ||||
ВНИМАНИЕ! Озвучивать эти хештеги детям не следует, чтобы не вызвать у них интерес - "пойти по ссылкам и проверить, что там..."
Для вовлечения подростков в такие группы злоумышленники как раз и используют возрастные особенности подростков: их стремление к самоутверждению, к принадлежности и высокому статусу в значимых группах, интерес ко всему тайному, включая проблемы жизни и смерти, склонность видеть в любой трудности неразрешимую проблему, эмоциональную неустойчивость, интенсивность чувств и переживаний. А еще они используют наше с Вами невнимание к проблемам подростка, наше неумение видеть его переживания, продемонстрировать ему понимание и поддержку.
Система построена следующим образом: детей вовлекают в таинственную и опасную игру. Разработана система приема в группу, чтобы стать членом группы, надо выполнять опасные задания, при этом введен строгий запрет на передачу информации взрослым. Прием в группу производится на основании получения как можно большего числа "лайков". У ребенка всячески поддерживается представление о том, что он никому не нужен в реальном мире, что здесь он только страдает, но есть дугой, счастливый мир, где он будет счастлив. Дети получают задания и должны их выполнить, записав выполнение на видео и выложив видео в сеть или отправив "куратору" группы. Ребенок "зарабатывает" себе статус, значимые связи и отношения.
В группе есть специальные люди, которые оценивают выполнение заданий и "поддерживают" веру ребенка в то, что он идет правильным путем, поощряя его деструктивное по сути поведение. Эксплуатируется стремление подростка принадлежать к значимой группе, создается эффект таинственности, членство в закрытой тайной группе подчеркивает "избранность" и значимость подростка. На определенном этапе игры, особенно, если подросток начинает бояться или понимать опасность участия в игре, "кураторы" начинают манипулировать семейными ценностями и интересами родных и близких подростка: ему внушается чувство вины, вплоть до угроз расправы над его близкими. Подросток боится стать причиной гибели дорогих ему людей и предпочитает уйти из жизни сам.
Слайд 10 | ||||
Как понять, что есть угроза? | КТО ТАКИЕ ПОДРОСТКИ "ГРУППЫРИСКА" | |||
> | употребляющие алкоголь, психоактивные вещества | |||
> | с недостатками физического развития; | |||
Во-первых, важно не пропустить факторы риска - то, что может вызвать желание уйти из жизни. | ||||
> | совершившие серьезный проступок или жертвы уголовного преступления (в том числе насилия); | |||
> | под влиянием опасных групп (в том числе в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений; | |||
> | в сложной семейной ситуации; | |||
> | остро переживающие несчастную любовь; | |||
> | в депрессивном состоянии; | |||
> | без реальных друзей; | |||
> | без устойчивых интересов, хобби; | |||
> | с серьезными проблемами в учебе; | |||
> | отличники, остро переживающие любые неудачи; | |||
> | с историей суицида | |||
Группу риска составляют подростки:
- находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- отличники, старающиеся все выполнить только на "отлично" и остро переживающие любые неудачи;
- не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете) может быть сколько угодно много);
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
- перенесшие тяжелую утрату;
- остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных отношений);
- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
- совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
- попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.
Признаки участия ребенка в "опасных" группах:
- резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание подавленного настроения;
- значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода в Интернет даже короткое время;
- общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся;
- сокрытие от взрослых своих страниц и действий в Интернете, нежелание ребенка обсуждать новости группы, свои действия в ней;
- ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от имени и девочки, и мальчика;
- выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе связанных с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным, к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или теле...);
- появление в речи и на страницах в сети рисунков, афоризмов, тегов, связанных с суицидальным поведением, например, "Раны на руках заглушают боль в душе", "Лети к солнцу", "Лифты несут людей в небеса" и др.
Слайд 11 | ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В "ОПАСНЫХ" ГРУППАХ | ||
> | резкое изменение фона настроения и поведения; | ||
> | пробуждение в ночное время и выход в Интернет; | ||
> | нежелание ребенка обсуждать новости группы и свои действия в ней; | ||
> | ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами; | ||
> | выполнение различных заданий и их видеозапись; | ||
> | появление в речи и на страницах в сети тегов "Раны на руках заглушают боль в душе", "Лети к солнцу", "Лифты несут людей в небеса" и др. | ||
Во-вторых, надо быть внимательными к "знакам", сигнализирующим о суицидальных намерениях. | Слайд 12 | ВНИМАНИЕ, УГРОЗА! РОДИТЕЛИ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА "ЗНАКИ" | |
> | Высказывания о нежелании жить. | ||
> | Фиксация на теме смерти. | ||
> | Активная подготовка к способу совершения суицида; | ||
> | сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). | ||
> | Символическое прощание с ближайшим окружением. | ||
> | Постоянно пониженное настроение, тоскливость. | ||
> | Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем. | ||
> | Раздражительность; угрюмость. | ||
> | Негативные оценки своей личности. | ||
> | Необычное нехарактерное поведение. | ||
> | Снижение успеваемости. | ||
> | Частые попытки уединиться. | ||
Признаки суицидальных намерений:
- высказывания о нежелании жить: "Было бы лучше умереть", "Не хочу больше жить", "Я больше не буду ни для кого проблемой", "Тебе больше не придется обо мне волноваться", "Хорошо бы заснуть и не проснуться", "Мне нельзя помочь", "Скоро все закончится", в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, подъем на крышу дома, перила моста);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов;
- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества ("меня никто не понимает, и я никому не нужен"), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
- постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
- необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды);
- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).
Что делать, чтобы предотвратить беду?
Слайд 13 | КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ? | |
1. Сохраняйте спокойствие
Слайд 14 | ||
Повышенное эмоциональное внимание с Вашей стороны к этой проблеме создает риск возбуждения интереса к ней у ребенка. Вокруг данной проблемы сегодня много спекуляций. Сенсационность и значимость темы породила большое число информационных "вбросов", не имеющих ничего общего с реальностью. Эти "вбросы" призваны посеять панику среди населения и, прежде всего, среди педагогов и родителей.
Если Вы получили информацию об угрозах жизни подростку, то, прежде всего, попытайтесь установить ее достоверность, обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.
При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, Вы можете обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.
Но не надо бежать и принимать срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях! Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет. Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.
2. Оцените степень своего участия в жизни ребенка
Слайд 15 | ||
Упражнение
Давайте выполним несложное упражнение. Оно займет не более 3-х минут.
Ваши ответы - только для Вас самих!
Подумайте о том, что наиболее значимо в Вашей жизни.
Пусть это будут 5 самых важных ценностей.
Возьмите листок бумаги и запишите эти ценности в столбик.
С левой стороны расставьте номера для каждой записанной Вами ценности:
1 - это самое ценное в Вашей жизни, без чего никак не обойтись;
2 - это ценное для Вас во вторую очередь;
3, 4, 5... - до наименее ценного.
Вспомните конкретный день Вашей жизни (например, вчерашний). С правой стороны столбика напишите время (в часах, минутах), которое Вы уделили каждой ценности (так или иначе, занимались ею).
А теперь сравните значимость ценности (это номер слева) и время, уделенное этой ценности (записанное справа).
Посмотрите, есть ли место для Вашего ребенка в списке Ваших ценностей? Какое место (по номеру значимости) он занимает ребенок в этом ряду. Посмотрите на время, которое Вы уделяете ребенку. Насколько они совпадают?
Вернувшись домой, Вы можете задать вопрос своему ребенку о том, что для него ценно. Затем сравните его и Ваши ответы.
А теперь вернитесь к ответам, которые Вы давали на вопросы в начале собрания. Не было ли у Вас трудностей при ответах? Не увидели ли Вы в своих ответах тревожной для Вас информации?
Эти нехитрые задания помогут Вам оценить степень своего участия в жизни ребенка и, если оценка Вам не нравится, то Вы можете изменить ситуацию.
3. Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком
Слайд 16 | ||||
3. | Установите доверительный контакт. | |||
> | Подумайте о том, как Вы любите своего ребенка, выпишите на листочек все то, за что Вы можете его похвалить, все то, за что Вы можете ему сказать спасибо. | |||
> | Скажите об этом ребенку сегодня. | |||
> | Говорите об этом ребенку каждый день. | |||
Упражнение
Прямо сейчас, подумайте о том, как Вы любите своего ребенка, выпишите на листочек все то, за что Вы можете его похвалить, все то, за что Вы можете ему сказать спасибо.
Скажите об этом ребенку сегодня.
Говорите об этом ребенку каждый день.
(Если кто-то хочет, можно озвучить, за что можно похвалить ребенка, сказать ему спасибо.)
4. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребенка, того, с кем общается ребенок реально и в сети, в какие группы входит.
Слайд 17 | ||
- Обсуждайте с ним новости групп и информацию, которую он узнал из интернета. Спрашивайте о том, в каких группах состоят его реальные друзья и одноклассники, что интересного обсуждается в этих группах. Если его что-то встревожило, поговорите с ним об этой информации;
- Научитесь понимать язык, на котором говорит Ваш ребенок. Если Вы слышите слова, значение которых Вам не понятно, попросите ребенка разъяснить Вам значения. Признавайте свою технологическую или другую некомпетентность и просите ребенка Вас просветить, научить что-то делать в Интернете, давайте ему возможность самоутвердиться в общении с Вами;
- Всегда воспринимайте проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не торопитесь перечислять его ошибки. Регулярно разговаривайте с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком.
- Заботьтесь о том, чтобы подросток "принимал" свое тело, не отвергал свои телесные ощущения (в этом помогут спортивные занятия, специальные психологические тренинги). Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания);