Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Философия»

Тема: Философия Древнего Востока

 

 

 


Содержание

 

Задание первое

Задание второе

Задание третье

Задание четвертое

Задание пятое

Список литературы


Задание первое

Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы

 

Антропоморфизм – (от антропо... и греч. morphe форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

Атман – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом космическим (объективным) духовным началом.

Ахимса – (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

Брахман – 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным. 2) Член высшей жреческой касты.

Буддизм – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. начало 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

Это древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. Северной Америки, Европы, России.

Веды – (санскр. веда, букв. знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го нач. 1-го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Джайнизм – религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ червей, насекомых).

Карма – (санскрит деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Медитация – (от лат. meditatio размышление), умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Древней Греции, в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти православия (т. н. «умное делание») и католицизма.

Мокша – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.

Нирвана – (санскр. угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Сансара – одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

Синкретизм – (от греч. synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности религиозный синкретизм периода эллинизма.

Упанишады – (санскритское сокровенное знание), заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишад подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишад учение о тождестве брахмана и атмана.

Чарвака – древнеиндийское философское учение; считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати. Отвергая авторитет вед и проповедуемые ими принципы (существование бога-абсолюта, души и т. п.), локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим только этот мир (лока), единственной реальностью материю, целью человеческого существования достижение наслаждения.


Задание второе

«Философия Древней Индии: основные школы и представители».

 

1. Буддизм - самая первая по времени возникновения мировая религия. Его родиной является Индия, хотя сам основатель Будда родился в царском роду в предгорьях Гималаев, на территории современного Непала. Его настоящее имя было Сиддхартха Гаутама. А прозвищ, так сказать, псевдонимов - много. Одно, прозвище, например, Шакья-Муни (мудрец из рода Шакьев), другое - Джина (Победитель), третье - Бхагават (Божественный), четвертое - Будда (Просветленный). Вот это четвертое и стало самым известным именем основателя течения, получившего название буддизм.

Древние арии (в переводе - благородные, а еще ранее это слово, видимо, означало «земледельцы») вторглись около 4 тысяч лет назад через Иран на Индостанский полуостров и покорили коренное население - дравидов, имеющих темный цвет кожи. И до сих пор среди индусов легко увидеть европеидные лица - потомков «чистых» линий ариев и очень смуглых людей - потомков дравидов. И, конечно, всю промежуточную гамму. Так вот, арии, пришедшие в Индию, были также предками и всех индоевропейских народов, в том числе славян- другая часть ариев двинулась на Европу, это было первое великое переселение народов. Поэтому язык, на котором они говорили и который с течением времени (примерно тысяча лет) стал санскритом, имеет столь много общих с русским языком слов. Например, мы без перевода поймем многие числительные - дви, три, чатур, панч..., сакхара - сахар, бог огня - Агни, бог смерти Яма (яма для могилы), Бог смерти Ваю (русское веять - веет ветер). Эти воинственные племена и были создателями индуистской философии и религии. И даже не философии и религии, а своего рода мироощущения, которое сделало Индию тем, чем она стала в истории цивилизации.

Термин «индуизм» имеет как минимум два значения: в широком смысле он охватывает все разновидности религиозных школ и течений, а в узком - только этап, связанный с появлением великих эпосов - Махабхараты и Рамаяны. Очень кратко эволюция индуизма включает в себя такие этапы. Ранние арии создали религиозные гимны - веды (отсюда русское ведать - знать, Веды - знание). Главное произведение - Ригведа. Этот этап называется ведическим. В нем главная философская идея - существование некоего общего для всей Вселенной и для людей закона - Риты. Миром правят боги, и главный среди них - Индра. Он, по обычаям того времени, обжора, выпивоха, забияка, женолюб, любитель повоевать. Главное средство войти к нему в доверие - жертвоприношения, на ранних этапах даже человеческие. Как видите, ничего общего с тем мягким мировоззрением, по которому и муху обидеть - великий грех, здесь еще нет. Но зато есть очень важный вопрос о сотворении мира. Ясности в его решении древние арии не нашли, но сам вопрос - задан! А предпочтительный ответ таков: мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла, то ли из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем.

Ригведа была составлена в промежутке от 3500 до 3000 лет назад (записана позднее). И после этого начали составлять письменные комментарии к ней - упанишады и брахманы. Этот второй период в развитии индуистского мироощущения так и называется - брахманизмом или эпохой упанишад. В этих комментариях впервые как раз и появились те черты, которые стали характеризовать дух Индии. Идея жертвоприношения сменяется идеей любви к Богу (точнее - богам). Видимо, переход от воинственности ариев к терпимости индуистской культуры был связан с тем, что завоевания закончились, началась ассимиляция с дравидийским аборигенным населением, с севера Индия была защищена от врагов горами, со всех остальных сторон - океаном, климат был мягкий. Так что воинственность оказывалась как бы необязательной.

В упанишадах и брахманах впервые появляется идея кармы как воздаяния за все совершенные в жизни поступки и идея сансары как бесконечной цепи перерождений. Сансара и карма тесно связаны: если человек набедокурил в нынешней жизни, то через сансару он возродится в следующей своей жизни с худшей кармой, то есть в худшем качестве. Например, был кшатрием (каста воинов) или брахманом (в данном контексте - жрецом), а родится в следующий раз шудром (низшая каста слуг) или еще хуже - чандала (то есть за пределами каст - неприкасаемый, ими были уборщики мусора, те, кто хоронил, кремировал тела, мясники и пр.). Если очень не повезет, то родиться в следующей жизни можно и животным и даже растением.

Там же была изобретена идея аватары и реинкарнации. Она означает, что, например, Бог Индра может представать и в образе других богов - если он возжигает огонь, то становится Агни, если договаривается с людьми - Митрой, если низвергает дождь - Варуной. Так что огромное количество богов индуистcкого пантеона (от 33 до 3333, по разным источникам) не должно затруднять. Один бог за счет аватары может стать другим (применительно к богам перевоплощение именуют аватарой, а если в этот процесс задействованы люди и прочая живность - реинкарнацией). Все они суть нечто единое. Тем более что на первое место в брахманизме выходит новый Бог - Брахма (он мельком упоминался и в ведах), который персонифицирует новое понятие - Брахман (это уже третий смысл того же термина, который обозначается написанием с большой буквы и означает он некий космический абсолют, который следует постигнуть). Постигается Брахман единственным образом - душа человека (его «Я»), именуемая Атман, должна слиться с Брахманом. То есть субъективное вселенское начало человека должно стать неотличимым от объективного начала. И достигается это не рассуждениями и словами, а определенным образом жизни и усиленной медитацией.

Наконец, в третьем своем этапе (это как раз и будет индуизм в узком смысле), который ведет свой отсчет от великих эпосов Махабхарата (повествует о вражде двух родов - Пандавов и Кауравов, туда включена философская часть - знаменитая Бхагаватгита) и Рамаяна (о том, как Рама искал свою жену Ситу, похищенную демоном Раваной), на первое место выходят два бога, лишь упоминаемые в упанишадах: Вишну - бог созидания, и четверорукий Шива - тоже созидания, но чаще все-таки разрушения. Какое-то время сторонники Вишну (вишнуиты) и Шивы (шиваиты) враждовали, но потом пришли к согласию, что для вражды нет оснований, ибо и Вишну, и Шива есть лишь две самые крупные грани одного алмаза - Брахмы и за счет аватары легко становятся один другим (так называемая тримурти - индуистская троица). В этом же периоде (в основном - в начале нашей эры) возникают многочисленные школы йоги, которые за счет психологических и физических упражнений (физические упражнения особенно разработаны в хатха-йога) позволяли достичь высших степеней медитации вплоть до погружения в мокшу (то есть достичь полного слияния атмана с Брахманом). Наверняка известный многим по имени Кришна - (персонаж из Махабхараты) - это бог, который за счет реинкарнации может представать и как человек, а за счет аватары - как бог Вишну, который есть сам Брахма. Так что нынешние кришнаиты как бы автоматически верят и в Вишну, и в Шиву, и в Брахму. Равным образом и Рама есть реинкарнация этих богов. Потому кришнаиты и поют в своем гимне-мантре «Кришна Кришна, Рама, Рама». Есть и объединяющее имя - Рамакришна.

Буддизм возник в эпоху полного расцвета брахманизма, еще до собственно индуизма. И выглядел сначала как еретическое учение в недрах брахманизма. Дело в том, что многие брахманы (в смысле - жрецы) к VI веку до нашей эры стали слишком увлекаться подношениями мирян, и это вызывало отрицательную реакцию верующих. Стало заметно, что они, вопреки всем проповедям о воздержании и пользе созерцания, очень даже не прочь хорошо пожить. Буддизм можно рассматривать как своего рода протест против этих сторон жизни брахманов, как своеобразное протестанство в недрах брахманизма. Но как протестанство осталось христианством, так и буддизм остался в кругу традиционных индуистских (в широком смысле) представлений.

В качестве еретической (поначалу) секты буддизм выступил против некоторых установлений брахманизма - например, слишком строгого деления по кастовому признаку или недопущения женщин в круг посвященных. Однако ниже мы увидим, что все основные религиозно-философские принципы брахманизма остались и в буддизме.

Буддизм внес одно, но очень важное нововведение: он устранил бесконечную цепь перерождений. В брахманизме и вообще в индуизме смутно говорится о состоянии слияния атмана с Брахманом, но нигде точно не сказано, является ли это слияние окончательным или все-таки владелец души (атмана) затем возродится с еще лучшей кармой за счет такого подвига. Из общих принципов брахманизма вроде бы следует, что возродится. Хотя есть и такие суждения, что раз уж слился атман (то есть «я» человека) с Брахманом (с космическим абсолютом), то так и будет в этом растворении пребывать до конца времен этого мира. Будда четко поставил на бесконечной цепи перерождений точку.

2. Упанишады являются заключительной частью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед,- название, наводящее на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии. «Нет сколько-нибудь значительной формы индуистской мысли, включая и неортодоксальный буддизм, которая не имела бы корней в упанишадах».

Более поздние системы философии обнаруживали прямо-таки страстные стремления согласовывать свои доктрины со взглядами упанишад, если уж нельзя было полностью выводить их из упанишад. Каждое возрождение идеализма в Индии находит в учении упанишад источник своего происхождения. Их поэтичность и возвышенный идеализм все еще не утратили своей силы волновать умы и сердца людей. Упанишады содержат в себе самые ранние рукописи индийской теоретической мысли. Гимны и литургические книги вед касаются больше религии и практики, чем мышления арийцев. Мы находим в упанишадах уже известный прогресс по сравнению с мифологией санхиты, брахманистским мелочным педантизмом и даже теологией араньяки, хотя все эти стадии в них и встречаются. Авторы упанишад преобразуют прошлое, с которым они имеют дело, и изменения, вносимые ими в ведийскую религию, свидетельствуют о смелости сердца, которое бьется только для свободы. Цель упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу. Попытки решения метафизических вопросов предлагаются в форме диалогов и диспутов, хотя упанишады по существу являются поэтическими декларациями философски настроенных умов перед лицом явлений жизни. Они выражают беспокойство человеческого ума и его стремление понять истинную природу реальности. Не будучи систематической философией или произведением одного автора или даже произведением одного и того же века, они содержат в себе многое, что является противоречивым и ненаучным; но если бы все только этим и ограничивалось, нам не было бы смысла изучать упанишады. Они установили основные концепции, здоровые и удовлетворительные, и это создало средства, с помощью которых могут быть исправлены их собственные наивные ошибки, превращенные чрезмерным подчеркиванием в ошибочные философские построения. Несмотря на то, что упанишады имеют различных авторов, и, несмотря на тот период времени, который потребовался на составление этих полупоэтических и полуфилософских трактатов, во всех их есть единство цели, живое чувство духовной реальности, которое становится ясным и отчетливым, когда мы рассматриваем события того времени. Они раскрывают нам богатство размышляющей религиозной мысли того времени. В сфере интуитивной философии их достижения значительны. Ничто из того, что было до упанишад, по объему и силе, по воздействию и удовлетворению не может сравниться с ними. Их философия и религия удовлетворяли некоторых величайших мыслителей и исключительно возвышенные души.

Нелегко установить, о чем учат упанишады. Современные исследователи упанишад читают их в свете той или иной предвзятой теории. Люди так мало привыкли доверять своим собственным суждениям, что прибегают к авторитету и традиции. Хотя это довольно надежное руководство для поведения и жизни, истина требует также проницательности и самостоятельности суждения. Многие ученые в наше время склоняются ко взглядам Шанкары, который в своих комментариях к упанишадам, Бхагавадгите и Веданта-сутре разработал весьма тонкую систему недуалистической метафизики. Другие с не меньшей страстностью утверждают, что Шанкаре не принадлежит последнее слово в этом вопросе и что философия любви и преданности является логическим выводом из учения упанишад. Различные комментаторы, отправляясь от своих собственных убеждений, навязывают свои взгляды упанишадам и насилуют их язык так, чтобы он соответствовал их собственным теориям. Когда возникают споры, все школы обращаются к упанишадам. Благодаря как их неясности, так в той же степени и богатству их, благодаря как мистической дымке, так равно и наводящим на размышления достоинствам упанишад комментаторы получили возможность использовать их в интересах своей собственной религии и философии. Упанишады не ставят на обсуждение какую-либо теорию философии или догматическую схему теологии. Они намекают на истину в жизни, но пока еще не в науке или философии. Так многочисленны в них указания на истину, так разнообразны их догадки о боге, что почти каждый может искать в них то, чего желает, и находить то, чего он ищет, и каждая школа догматизма может поздравить себя с обнаружением своих собственных доктрин в сказаниях упанишад. В истории мысли часто случается, что философия приносится в жертву традиционному толкованию, которое было дано в более ранний период и потому мешает критикам и комментаторам рассматривать ее в должной перспективе. Система упанишад не избежала этой судьбы. Западные толкователи, в общем, следовали тому или другому комментатору.

Упанишады не содержат в себе каких-либо философских синтезов как таковых - типа систем Аристотеля, или Канта, или Шанкары. Они имеют скорее интуитивную, чем логическую, последовательность и являют собой известные основные идеи, представляющие, так сказать, первоначальные наброски философской системы. Из этих идей могла получить развитие какая-либо цельная, стройная и последовательная теория. Однако в связи с неясностью многих мест трудно быть уверенным в том, что разработка элементов, в которых нет ни методичности, ни системы, будет правильной. Тем не менее, мы будет рассматривать идеи упанишад о вселенной и о занимающем в ней место человеке с точки зрения высших идеалов философской мысли.

Обычно считают, что имеется 108 упанишад, из которых около десяти являются главными, причем к ним имеются комментарии Шанкары. Эти упанишады - самые старые и наиболее авторитетные. Мы не можем установить их более или менее точную дату. Самые ранние упанишады, несомненно, относятся к предбуддистскому периоду, а несколько из них - ко времени после Будды. Вероятно, они были составлены в период между завершением ведийских гимнов и ростом буддизма (что происходило в VI веке до н. э.). Общепринятой датой для ранних упанишад являются 1000-3000 год до н. э. Некоторые из более поздних упанишад, к которым имеются комментарии Шанкары, - послебуддистского происхождения и относятся приблизительно к 400-м или 300-м годам до н. э. Самые старые упанишады изложены в прозе. Они не являются сектантскими. Айтарея, Каушитаки, Тайттирия, Чхандогья, Брихадараньяка и части Кены представляют собой ранние упанишады, в то время как стихи 1-13 Кены и IV.8-21 Брихадараньяки образуют переходную ступень к метрическим упанишадам и могут считаться более поздними дополнениями. Катха упанишада является более поздней формой. Мы находим в ней элементы систем санкхья и йога. В ней свободно цитируются другие упанишады и Бхагавадгита. Мандукья является самой последней из досектантских упанишад. Атхарваведа упанишады также представляют собой более поздние произведения. Мойтраяни упанишада заключает в себе элементы как системы санкхья, так и системы йога. Шветашватара была составлена в период, когда отдельные философские теории находились в состоянии брожения. Это во многих местах видно из знакомства с техническими терминами ортодоксальных систем и из упоминания о многих их выдающихся теориях. Заметен интерес к изложению теистического синкретизма веданты, санкхьи и йоги. В более ранней прозе упанишад преобладали чистые спекуляции, в то время как позже в них было больше религиозного почитания и набожности. Изложение философии упанишад мы будем основывать главным образом на добуддистских упанишадах, а затем подкреплять полученные таким путем точки зрения ссылками на послебуддистский период. Основными упанишадами для наших целей являются Чхандогья и Брихадараньяка, Тайттирия и Айтарея, Каушитаки и Кена; затем следуют Иша и Мандукья.

3. Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). В современных индийских языках слова «астика» («astika») и «настика» («nastika») обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед», или тех, «кто верит в жизнь после смерти». («Настика» соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака - к настике в обоих смыслах этого слова.

Как буддисты являются последователями Будды - Пробужденного, так и джайнисты представляют собой последователей Джины - Победителя (титул, присвоенный Вардхамане, последнему пророку джайнизма). Это слово приложимо также и к тем мужчинам и женщинам, которые победили в себе низшую природу и постигли высшую. Само наименование джайнизма указывает на преимущественно этический характер данной философской системы.

Вардхамана, старший современник Будды, был вторым сыном кшатрия, вождя племени в Магадхе, современном Бихаре. Согласно преданию, он родился в 599 году до н. э. и умер в 527 году до н. э.

Вардхамана называл себя толкователем догматов, унаследованных от двадцати трех прежних мудрецов, или тиртханкаров, история которых более или менее легендарна. Собственно, он был не столько основателем новой веры, сколько реформатором прежде существовавших учений Паршванатхи, умершего, как считают, в 776 году до н. э. По преданию, основание системы джайнизма приписывается Ришабхе, который жил за много столетий до того времени. Имеются данные, позволяющие утверждать, что примерно в I веке до н. э. были люди, которые преклонялись перед Ришабхадэвой - первым тиртханкаром. Несомненно, что джайнизм был распространен еще до появления Вардхаманы или Паршванатхи. Яджурведа указывает имена трех тиртханкаров - Ришабха, Аджитанатха и Ариштанеми. Бхагавата-пурана подтверждает ту точку зрения, что основателем джайнизма был Ришабха. Но как бы то ни было, на самом деле джайнисты считают, что их философская система провозглашалась в течение многих столетий прошлого рядом великих учителей.

Приверженцы Вардхаманы вербовались главным образом из аристократии кшатриев, и он организовал их в регулярную общину верующих и неверующих ее членов обоего пола. Мы имеем основание считать, что под влиянием Вардхаманы последователи двух различных кредо объединились в одну группу - те, кто был согласен с ним в том, что полный отказ от владения имуществом включает в себя и отказ от всякого одеяния, и те, из группы последователей Паршванатхи, которые не признавали этой исключительной меры самоотречения и рассматривали одежду как необходимость. Возможно, что на этот факт ссылаются в Уттарадхьяяне в сообщении об объединении двух церквей - Кеши и Гаутамы. Этот вопрос - одеяния против неодеяния - привел к крупному расколу и разделению джайнистов на две секты - шветамбаров (одетых в белое) и дигамбаров (обнаженных), каковой и произошел в 79 - 82 годах н. э.

Эти секты отличались друг от друга не столько по своим философским воззрениям, сколько по этическим установкам. Дигамбары считали, что кевалины, совершенные святые, живут без пищи, что монах, если он обладает какой-либо собственностью, даже вроде одежды, не может достигнуть нирваны и что ни одна женщина не может добиться освобождения. Они изображали тиртханкара обнаженным, не имеющим никакого украшения, с потупленным взором, и думали, что Вардхамана никогда не был женат. Они не признавали канонических книг шветамбаров и сами никаких не имели.

Буддизм и джайнизм отрицают существование какой-либо разумной первопричины, чтят обожествленных святых, имеют духовных лиц, соблюдающих безбрачие, и считают за грех лишить жизни животное по любой причине. Основатели этих систем старались сами быть совершенными, хотя и не всегда были таковыми. Обе эти системы если и не были противниками вед, то, во всяком случае, безразлично относились к их авторитету. Из-за исключительного сходства жизни и учений Будды и Вардхаманы некоторые полагают, что обе эти философские системы представляют собой единое целое и что джайнизм по существу является только ответвлением буддизма. Как теперь окончательно установлено, Вардхамана действительно являлся исторической личностью, отличной от Гаутамы Будды, а джайнизм представлял собой систему, совершенно независимую от буддизма. Герино подчеркивает пять важнейших пунктов отличия Вардхаманы от Гаутамы Будды, относящихся к их рождению, к времени смерти их матерей, их самоотречению, просветлению и смерти. Вардхамана родился в Вайшали около 599 года до н. э., между тем как Гаутама - в Капилавасту приблизительно в 567 году до н. э. Родители Вардхаманы прожили до глубокой старости, между тем как мать Гаутамы умерла вскоре после его рождения. Вардхамана посвящает себя аскетической жизни с согласия своих родных, а Гаутама делается монахом вопреки желаниям своего отца. Вардхамана прошел двенадцать лет аскетической подготовки, в то время как Гаутама достиг просветления к концу шестого года. Вардхамана умер в Паве в 527 году до н. э., а Гаутама в Кусинагаре приблизительно в 488 году до н. э.

Ниггантхи (те, кто не имеет оков), являющиеся, согласно данным буддистских книг, последователями Вардхаманы, должны, быть отнесены, по крайней мере, к IV веку до н. э., если не раньше. Натапутта, как указано в буддистской литературе, написанной на пали,- это Вардхамана. Ссылка на доктрину ниггантхов, как это видно из буддистской канонической литературы, подтверждает идентичность ниггантхов и джайнистов.

Эдикты Ашоки упоминают секту джайнистов. И даже в самих буддистских книгах имеются ссылки на то, что джайнизм является соперником буддизма. Кроме того, доказательства, вытекающие из существа дела, подтверждают точку зрения независимости джайнизма и буддизма. Джайнистская теория познания и теория души столь своеобразна и так несхожа с аналогичной теорией буддистов, что не может быть и речи о том, чтобы одна из них являлась побочным продуктом другой. Схожесть обеих доктрин в вопросе о карме и перерождении души ничего не доказывает, поскольку эти положения общеприняты во всех индийских системах. По вышеуказанным причинам мы рассматриваем джайнизм как более раннее вероучение по сравнению с буддизмом.

Некоторые изучающие джайнизм делали иногда попытки представить его как некий мятеж критически настроенного прямолинейного кшатрия против умного недобросовестного брахмана, который отказывал всем другим в привилегии войти в четвертый орден саньясинов и претендовал на исключительный контроль над жертвоприношениями. Это мнение, однако, не может быть поддержано, поскольку нам известно, что брахманы не имели таких претензий в отношении ордена саньясинов, ибо все высшие классы общества допускались к прохождению через ашрамы. Если бы привилегированность, замкнутость брахманов могла служить причиной возмущения, то ими, во всяком случае, руководили бы не кшатрии, которым были присущи те же качества, что и брахманам, а другие классы. Мы не имеем также оснований полагать, что причиной подъема джайнизма являлись страдания простых людей. Это было выражением общего брожения умов, которое превалировало в начале эпического периода, и нет нужды изобретать какие-то антибрахманские предубеждения для объяснения этого подъема. Когда различные взгляды на жизнь, различные доктрины, провозглашаемые различными людьми, приходят в соприкосновение друг с другом, то обязательно произойдет взаимодействие мыслей, дающее стимул для необычайного развития чувств и верований, и джайнизм является одним из проявлений такого душевного беспокойства.

Доктрина о перерождении души, провозглашенная упанишадами - иногда в экстравагантной форме,- приводит к идее, что все вещи в этом мире обладают душой. Джайнисты, естественно, верят в то, что всякая материальная вещь, огонь, ветер и растения тоже содержат в себе дух. С такой точки зрения простая радость, испытываемая ранее жившими людьми от жертвоприношений, не могла сохраняться. Настало время для возмущения. Вера в то, что все вещи, животные и насекомые, растения и листья наделены душой, дополненная, кроме того, идеей перерождения души, приводила к боязни уничтожать жизнь в какой бы то ни было форме. Вардхамана настаивает на том, что мы ни в коем случае не должны причинять вред жизни ни в состязаниях, ни при жертвоприношениях. Для укрепления этой позиции протеста джайнисты отрицают бога, для умилостивления которого приносятся жертвы. Бог не может отвечать за горести жизни. Джайнизм ищет способы показа того, как устранить страдания жизни с помощью внутреннего и внешнего аскетизма. Когда мы станем совершенными, мы не уйдем в нирвану-ничто, но вступим в состояние существ без качеств и связей и устраним всякую возможность перерождения.

Система джайнизма считается неортодоксальной, поскольку она не признает авторитета вед. Поэтому джайнистам нельзя рассматривать свою систему мысли просто как откровение Джины. Она претендует на признание своего соответствия с реальностью. Ее схема вселенной, как считают, основана на логике и опыте. В своей метафизике джайнисты признают ведийский реализм, хотя они и не систематизируют его в духе упанишад. Пракрити анализируется, и показывается ее атомистическое строение. Пуруша перестают быть пассивными наблюдателями и становятся активными агентами. Главными отличительными чертами джайнской философии следует признать ее реалистическую классификацию бытия, а также теорию познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическую этику. Здесь, как впрочем, и в других системах индийской мысли, практическая этика сочеталась с философскими спекуляциями. Реалистическая метафизика и этика аскетизма, возможно, перешли к Вардхамане от его предшественников, но теория познания, вероятно, создана им, и она не безынтересна современнику, изучающему эту историю философии.

Пять заповедей-ориентиров буддизма: не убий, не укради, будь целомудренным, не лги, не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.

4. Философская система раннего буддизма, несомненно, одна из оригинальнейших систем в истории философии. По своим основным идеям и духу эта система замечательно близка к передовой научной мысли девятнадцатого века. Современная пессимистическая философия Германии, философия Шопенгауэра и Гартмана - всего лишь исправленная версия древнего буддизма. О ней иногда говорят, что это «немногим больше, чем вульгаризированный буддизм». Если говорить о динамической концепции реальности, то буддизм является блестящим предвестником творческого эволюционизма Бергсона. Ранний буддизм представляет собой род философии, приспособленной для практических нужд сегодняшнего дня и помогающей разрешить ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: