3.1. Методика «Кто я» (тест 20-ти высказываний в модификации А.М. Прихожан) // Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013, с. 271-272.
Инструкция. В течение 15 минут необходимо ответить на вопрос «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или словосочетаний.
Обработка. Подсчитывается общее количество ответов, причем несколько ответов, совпадающих по смыслу, засчитываются как один (например, «Я красивая», «Я симпатичная», «У меня красивые волосы», «Я хорошо выгляжу»)
Интерпретация может быть проведена по следующим показателям.
1. Уровень самопрезентации: не более 8 ответов – низкий уровень самопрезентации (Вы не хотите предъявлять себя даже самому себе); от 9 до 17 ответов – средний, умеренный уровень самопрезентации (Вы себя знаете, но не очень хорошо, думаете о себе, но не очень много); от 18 баллов и более – высокой уровень самопрезентации (Вы смотрите на себя с разных сторон, думаете о себе, не стесняетесь себя);
Повторяющиеся ответы («Я люблю рок-музыку», «Я часто вечерами слушаю записи рок-музыкантов», «Я могу сказать, что моё любимое занятие – слушать музыку» и т.п.) свидетельствуют о том, что Вас волнует какая-то одна тема или проблема.
Ролевые и формально- биографические характеристики («юноша», «девушка», «живу в Санкт-Петербурге», возраст, роли и т.п.): подсчитывается общее количество таких характеристик, и, если они преобладают, то, возможно, Вы указываете характеристики, не имеющие отношение в Вашей индивидуальности, тогда в чём же она проявляется (зачеркните ролевые и формально-биографические характеристики, что останется?).
2. Отношение ко времени: проанализируйте свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся (к прошлому, настоящему, будущему, или они вообще вне времени?). Если большинство ответов относится к прошлому, то, возможно, Ваше прошлое лучше, чем настоящее? Или в прошлом было что-то такое, что мешает Вам жить и сегодня? Если Ваши ответы в основном о том, что будет завтра (в будущем), Вы, возможно, всё откладываете на завтра, только готовитесь жить, но, что Вы оставляете сегодняшнем дню, возможно, что вся жизнь пройдёт в этих надеждах и приготовлениях к «настоящей» жизни завтра. Если большинство ответов вне времени)они относятся к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему), то возможно, у Вас нет ощущения, что Вы меняетесь, Вам нравится ощущение стабильности и постоянства, а, возможно, Вы просто боитесь перемен, нового, неизвестного, лишая себя шанса приобрести новые качества, взгляды, идеи. Если в Ваших ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее (и настоящего больше), это свидетельство полноценного ощущения времени своей жизни.
|
3.2. Методика диагностики тенденции к саморазвитию //
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — с.42-44. https://psychlib.ru/mgppu/PDl-2007/PDL-001.HTM
Инструкция: Ниже представлены описания различных действий, поступков, переживаний. Подумайте, каково твое отношение к тому, что описано в каждом предложении, и насколько часто ты так себя ведешь, думаешь, чувствуешь.
Для ответа обведи кружком одну из трех цифр в колонке слева (твое отношение к действию) и в колонке справа (частота его выполнения). Чем выше оценка, тем лучше твое отношение к поступку и тем чаще ты его выполняешь.
|
В колонке слева:
1 — плохое отношение, тебе не нравится этот поступок.
2 — среднее, нейтральное отношение к поступку
3 — тебе нравится этот поступок.
В колонке справа:
1 — редко поступаешь таким образом
2 — поступаешь так время от времени
3 — часто ведешь себя таким образом
Пример:
Отношение | Частота | |||||
Заниматься утренней зарядкой | ||||||
Теперь переверни страницу и начинай работать
Отношения | Частота | ||||||
1. | Пробовать свои силы | ||||||
2. | Заниматься самовоспитанием | ||||||
3. | Ожидать помощи от окружающих | ||||||
4. | Изменять свои взгляды, привычки | ||||||
5. | Осваивать новые, незнакомые дела | ||||||
6. | Рассчитывать наудачу | ||||||
7. | Узнавать свои способности и возможности | ||||||
8. | Зависеть от обстоятельств | ||||||
9. | Добиваться поставленных целей | ||||||
10. | Чувствовать уверенность в своих силах | ||||||
11. | Отказываться от своих планов, желаний | ||||||
12. | Искать новые пути | ||||||
13. | Надеяться на себя | ||||||
14. | Преодолевать себя | ||||||
15. | Бояться ошибок и неудач | ||||||
16. | Добиваться своих целей вопреки трудностям и препятствиям |
Обработка результатов.
|
I. Подсчет балла, характеризующего склонность к саморазвитию. С этой целью подсчитываются оценки, поставленные в левой колонке. Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «3» отражает высокий уровень стремления к саморазвитию (например, «Пробовать свои силы»). Другие (например, «Бояться ошибок и неудач») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие указанного стремления.
В первом случае балльные веса подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3
вес для подсчета: 1 2 3
Для пунктов, в которых высокая оценка отражает отсутствие стремления к самовоспитанию, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3
вес для подсчета: 3 2 1.
Такими «обратными» пунктами являются: 3, 6, 8, 11, 15. Для получения балла подсчитывается сумма весов по заполненным пунктам. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске не более 2 пунктов. Суммарный балл может варьировать в интервале от 10 до 48.
II. Подсчет балла, характеризующего проявление готовности к саморазвитию в поведении. С этой целью подсчитываются оценки, поставленные в левой колонке. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске не более 2 пунктов.
III. Перемножить оценки по отношению и частоте. Полученный результат делится на количество заполненных пунктов. Если по отношению и частоте заполнено разное количество пунктов, то берется большее число.
При получении дробного числа результат округляется до следующего целого (например, 65,1=66; 65,9=66).
Результат характеризует выраженность склонности к саморазвитию. Оценки могут варьировать в интервале от 10 до 144 баллов.