Приключения муравьишки или как муравьишка домой спешил




Понедельник 20.04.2020. (ДОМА)

Старшая группа.

(утренняя гимнастика и гимнастика после сна остаётся со вторника)

 

Часть суток, занятие Приготовить (принести, вырезать …) родителям Задание детям
УТРО Беседа с детьми «Знаешь ли ты, где живешь?» Цель: закрепить знание домашнего адреса, выяснить, для чего это необходимо.   Работа с календарём: какое сегодня число, какой день недели, месяц, какая погода на улице.   Утренняя гимнастика ««Космонавтом стать хочу»   Беседа с детьми «Знаешь ли ты, где живешь?»   Послушать, повторить   Вопросы детям.
Чтение художественной литературы Сказка В. Бианки «Приключения муравьишки»   Если не нашли произведение, смотрите после таблицы. Можно посмотреть мультик по этому произведению.   Вопросы детям.
Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»   Открыть в интернете или найти картину. - Как сегодня тепло и светло! Скажи мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы ты знаешь? А с зимой весну не перепутаешь? Давай проверим… Зима ушла, а весна…пришла. Зима холодная, а весна…теплая. Зимой солнце светит, а весной…греет. Зимой сугробы высокие, а весной…низкие. Рассматриваем картину Саврасова А. К. «Грачи прилетели». - Поэты пишут стихи, композиторы - музыку, а художники – картины. Сегодня мы с тобой познакомимся с картиной о весне, внимательно рассмотрим ее. В каком жанре написана эта картина? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж. Вот картина Саврасова А. К. «Грачи прилетели». Как ты думаешь, какой период весны изобразил художник? Где побывал художник, чтобы написать эту картину? По каким признакам можно определить, что на картине весна? Как художник передал в картине пробуждение природы? Чего в картине больше: земли или неба? Какие тона преобладают: теплые или холодные? Каких красок больше? Как бы ты назвал эту картину? Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине. (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда) Расскажи о грачах, что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, шумливые. Они громко кричат, делятся впечатлениями, о далеком путешествии на свою любимую Родину. Они счастливы, что вернулись домой. Они рассказывают друг, другу о своих планах на будущее. Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать. Почему грачи выбрали это место для гнезда (здесь спокойно, тихо, красиво) это окраина села, видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес. Какие деревья выбрали грачи (грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустится листва, гнезд не будет видно в кроне дерева. А если на картине солнце? Как ты догадался? Оно скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облако нежно желтого цвета. Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то спрячется. Что можно сказать о небе? Какое весеннее небо? Небо покрыто голубовато-серыми тучами, (пушистые, задумчивые, хмурые) Скажи, каким ты видишь снег, (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим). А что ты чувствуешь, когда смотришь на картину. (Немного холодно, легкая печаль по уходящей зиме, чувствуется свежесть. Тебе, понравилась картина? - Мы с тобой рассмотрели картину. А я хочу тебе открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давай попробуем послушать картину! Ребенок «слушает» картину, говорит о своих впечатлениях. - Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давай попробуем сделать и это. Мы с тобой рассмотрели картину великого русского художника Саврасова А. К. «Грачи прилетели». И увидели, какая бывает весна. А сейчас предлагаю тебе нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями. Физминутка Летит с юга первый гусь (машем руками) И кричит: «На Русь! На Русь!» А за ним летит другой И кричит: «Домой! Домой!» И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны) Все услышали кругом – Загремел из тучи гром (топаем) Воздух дождиком умылся (потираем ладони) И всем радугой явился (рукой показывается дуга) Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз) Сшило небеса с землей (шьем) И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони). Заключительная часть Окунувшись в море поэзии и живописи, наверное, ты хотел бы и сам выразить свои чувства в рисунке. Если бы ты был художником, какую картину о весне ты бы написал? Какие бы краски использовал для этого? Рефлексия:Итак, мы сегодня рассматривали весеннюю картину. Что тебе понравилось? Какие звуки весны ты сегодня услышал? Какие краски и запахи весны почувствовал? Вопросы к детям.
Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года». - О весне писали не только художники, но и поэты, композиторы. А сейчас, я предлагаю послушать музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с тобой сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март». Послушай внимательно, и скажи, к какой картине больше подходит эта музыка. Почему? Что ты услышал в этом произведении?    
ПРОГУЛКА Экскурсия к овощным грядкам. воспитывать интерес к наблюдениям. ПОДВИЖНАЯ ИГРА. «Пробеги, не задень» (бег змейкой между предметами)   Вопросы детям. Подвижная игра. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. 10 раз подбрасывать мяч с хлопком и ловить двумя руками. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с выносным материалом.
ВЕЧЕР Игровая ситуация «Едет, летит, ходит» (о транспорте) Взрослый говорит «едет» – ребенок называет, что может ехать и т.д.

Приключения муравьишки или как муравьишка домой спешил

 

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

"Отдохну немножко - и вниз".

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать.

А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

"Ничего, поспею: вниз ведь скорей".

 

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.

 

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил.

Упал листок на камень, муравьишка себе ноги отшиб.

Лежит и думает:

"Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда - ноги болят. Обидно, хоть землю кусай!"

Смотрит муравьишка - рядом гусеница - землемер лежит. Червяк червяком, только спереди ножки и сзади ножки.

Муравьишка говорит землемеру:

- Землемер,землемер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- А кусаться не будешь?

- Кусаться не буду.

- Ну, садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу - то вниз головой, то вверх.

- Не могу больше, - кричит, - стой! А то укушу.

Остановился землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

 

Огляделся. Видит - луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу паук - сенокосец шагает: ноги - как ходули, между ног голова качается.

- Паук, а паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться пауку на спину: коленки у сенокосца торчат выше спины.

Начал паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у муравьишки замелькали. А идёт паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился паук.

- Слезай, - говорит. - Вот жужелица бежит, она резвей меня.

Слез муравьишка.

 

- Жужелка, жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Садись, прокачу.

Только успел муравьишка вскарабкаться жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

- А теперь слезай, - говорит жужелица. - не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Пришлось слезть.

 

Картофельная ботва для муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами целый день бежать, а солнце уж низко.

Вдруг слышит муравьишка - пищит кто-то:

- А ну, муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся муравьишка - стоит рядом жучок - блошачок, чуть от земли видно.

- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

- А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился муравей на спине у блошака. Только - только ножки поставил.

- Влез?

- Ну, влез.

- А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, а они у него, как пружинки, складные, - да щёлк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! - на другой. Щёлк! - на третьей.

Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

Муравьишка спрашивает:

- А через забор можешь?

- Через забор не могу: высок очень. Ты кузнечика попроси: он может.

 

- Кузнечик, кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Садись на загривок.

Сел муравьишка кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

- Стоп! - сказал кузнечик. - Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви - не переплывёшь.

А солнце ещё ниже.

Кузнечик говорит:

- Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала.

Нет, не лодочка, а водомерка - клоп.

 

- Водомер, а водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ладно, садись, перевезу.

Сел муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

- Миленький, пошибче! - просит муравьишка. - Меня домой не пустят!

- Можно и пошибче, - говорит водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит - скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

- А по земле не можешь? - спрашивает муравьишка.

- По земле мне трудно: ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть муравьишке домой!

- Гляди, - говорит водомер, - вот тебе и конь ползёт.

Видит муравьишка: ползёт мимо майский хрущ - тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?

Всё-таки послушался водомера:

 

- Хрущ, хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- А ты где живёшь?

- В муравейнике за лесом.

- Далёконько… Ну, что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез муравьишка по жёсткому жучьему боку.

- Сел, что ли?

- Сел.

- А куда сел?

- На спину.

- Эх, глупый! Полезай на голову.

 

Влез муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил жук спину надвое - два жёстких крыла приподнял. Крылья у жука точно два перевёрнутых корытца, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал жук пыхтеть, надуваться: уф, уф, уф! Будто мотор заводит.

- Дяденька, - просит муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает жук, только пыхтит: уф, уф, уф.

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали - жжж! Тук-тук-тук!..

Поднялся хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх, выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал хрущ, у муравьишки даже дух захватило.

Жжж! Тук-тук-тук! Несётся жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес - и пропал.

А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил жук мотор и - шлёп! - сел на сук.

- Дяденька, миленький! - взмолился муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

- А уж как тебе вниз спуститься, не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

 

Глянул муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной.

Глянул на солнышко - солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя - сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке гусеница - листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

- Гусеница, гусеница, спусти меня домой. Последняя мне минутка осталась - не пустят меня домой ночевать.

- Отстань! Видишь, дело делаю - пряжу пряду.

- Все меня жалели, никто не гнал, ты - первая!

Не удержался муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу гусеница лапки поджала да кувырк с листа! - полетела вниз.

А муравьишка на ней висит, крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то сверху - дёрг!

 

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается муравьишка на листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся. Муравьишка с листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат: входы-выходы закрывают.

Все закрыли, один - последний - вход остался. Муравьишка с гусеницы - кувырк! - и домой.

Тут и солнышко зашло.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: