О Ростиславе Евгеньевиче Алексееве и его научных открытиях




(Очерк)

Нечаев Кирилл, студент

Сормовского механического

техникума имени Героя Советского Союза П.А.Семенова,

г. Нижний Новгород

 

…Ростислав Евгеньевич Алексеев создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. Он долго проработал на заводе «Красное Сормово», оставив огромный вклад в развитие кораблестроения. Является ли он ученым современности, ибо свои изобретения представил миру в 70-80 годы прошлого столетия? Несомненно, следует ответить утвердительно, ибо его творения «живы» и востребованы в настоящее время.

На площади Буревестника в Сормовском районе г.Нижнего Новгорода в сквере на бетонном постаменте стоит речное пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор». Нос «Метеора» задорно вскинут в небо, как будто он говорит нам, что сейчас сорвется и уплывет в речные дали. Окна пассажирского салона приоткрыты, призывно зазывая зайти на судно новым пассажирам…

Авторы памятника — заслуженный художник Российской Федерации, скульптор Татьяна Холуева и архитектор Анастасия Хвиль изобразили ученого и изобретателя Р.Е.Алексеева в минуту размышления: он идет, погруженный в себя, в правой руке держит блокнот с логарифмической линейкой, а в левой развевается плащ. Основание постамента выполнено в форме носа корабля, а за спиной конструктора развеваются паруса-крылья. Будучи студентом, Ростислав Алексеев увлекался парусным спортом, принимал участие в регатах. Может быть, тогда и зародилась его мечта соединить свойства самолета и корабля в одно целое. Памятник Р.Е. Алексееву неслучайно установлен именно в Сормовском районе Нижнего Новгорода, так как все изобретения были выполнены здесь.

…Ростистав Евгеньевич Алексеев впервые использовал динамическую воздушную подушку. Впервые выполнил полет крупнотоннажных летательных аппаратов на сверхмалых высотах с самолетными скоростями. Первым использовал авиационные газотурбинные двигатели и первым установил на летательный аппарат лыжно-амортизирующее устройство. Неудивительно, что эти работы суждено было выполнить человеку, который очень хорошо разбирался
в кораблестроении.

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился еще до революции, 18 декабря 1916 года в провинциальном городке Новозыбкове Черниговской губернии…

…В июне 1918 года Совет Народных Комиссаров учредил Государственный индустриальный институт в Нижнем Новгороде, в настоящее время – это Нижегородский технический университет имени Р.Е.Алексеева. В Нижний Новгород в 1933 году переехала семья Алексеевых.

Юный Ростислав поступил на рабочий факультет, где готовился к поступлению в институт, подрабатывал чертежником в различных учреждениях.

1935 год стал знаковым в его биографии – Ростислав был зачислен в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет.

Учась в институте, Алексеев активно занимался исследовательской деятельностью, интересовался улучшением устройства судов, имеющийся в мире информацией о судах на подводных крыльях.

1 октября 1941 года Ростислав Алексеев подготовил и успешно защитил выпускную квалификационную работу, ставшую знаковой не только в жизни изобретателя, но в истории кораблестроителя вообще. Работа под названием «Глиссер на подводных крыльях» представляла собой теоретическую разработку конструкции полупогруженных судов.

1941 год. Везде полыхала Великая Отечественная война. Сотни людей уходили на фронт, чтобы сражаться с ненавистным врагом. Но Ростислава Алексеева, несмотря на возраст, как ценного технического специалиста, направили не на фронт, а на завод «Красное Сормово».

Рационализаторские предложения со стороны Алексеева были по устройству воспламенения бутылок с «коктейлем Молотова», по устройству реактивно-инерционного двигателя для ракетных катеров. При этом он постоянно «бомбардировал» вышестоящие инстанции предложениями по внедрению кораблей на подводных крыльях, в конце концов, добившись успеха – в 1942 году ему выделили помещение и ассистентов для проведения предварительных работ по данной тематике. Помещением был сарай на территории «Красного Сормова» а коллективом – три человека. Так зарождалось будущее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).

К осени 1943 года, соблюдая режим жесточайшей экономии буквально всего, коллективу удалось создать опытный прототип катера А-4, который спустили на воду в заводской гавани. Однако довести революционную разработку до боевого применения не удалось – в 1945 году Великая Отечественная война завершилась. Тем не менее, Алексеев продолжал работу – в 1948 году на Черном море прошел испытания катер 123-бис, за который коллектив получил Государственную премию. Таким образом, была доказана практическая применимость и технологичность полупогруженных кораблей…

Доктор технических наук, старейший работник завода, Жмакин Евгений Валентинович рассказал, что тяга к ручному труду сопровождала Алексеева на протяжении всей его жизни. Будучи маститым конструктором, он всегда старался пройти весь цикл создания своих аппаратов «от и до», как бы ставя себя на место токарей, фрезеровщиков, литейщиков и других рабочих. Сам проектировал, сам собирал, и сам испытывал.

В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория Алексеева вошла в состав ЦКБ-19, а его работой заинтересовалось Министерство речного флота. Коллектив получил задание на разработку речного корабля средней вместимости (до 66 человек пассажиров). Проект получил название «Ракета». К 1957 году теоретическая часть работ завершилась, проект передали на верфь, а в следующем году Алексеев с триумфом провел первый в мире корабль на подводных крыльях по системе каналов из Горького в Москву.

На испытаниях «Ракеты» был Сергей Павлович Королев, один из основных создателей советской ракетно-космической техники, а пилотировал корабль Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев, в годы войны бежавший из фашистского плена на угнанном бомбардировщике. В ходе испытаний «Ракета» развила ураганную для пассажирского судна скорость в 70 км/ч, а дистанция от Горького до Казани, а это 420 км, была пройдена всего за за шесть часов.

Впоследствии конструкторское бюро начинает разработку корабля повышенной вместимости и мореходности, новым проектом стал знаменитый «Метеор». Дюралевый корпус 34 метров в длину, изящные обводы, более подходившие самолету, нежели судну, скорость в 65 км/ч и от 78 до 123 пассажиров при троих членах экипажа – все это гарантировало «Метеору» оглушительный успех уже к моменту появления первого образца в 1959 году.

В серию «Метеор» пошел в 1961 году и производился до 1991 года – всего на воду сошли более 400 машин. «Ракеты» и «Метеоры» стали основой скоростного речного и прибрежного морского транспорта СССР, экспортируясь во многие страны мира.

Ежегодно коллектив Р.Е.Алексеева, выросший к тому времени до 2000 человек, проектировал, строил, испытывал по десять перспективных моделей. Из ЦКБ-19, а вскоре и собственного ЦКБ по СПК вышли многие корабли – такие как «Комета», первый морской транспорт на подводных крыльях, «Восход», исполинский «Спутник», рассчитанный на 300 пассажиров, «Буревестник» с газотурбинным двигателем и скоростью в 94 км/ч, легкий катер «Волга» и многие другие.

Несмотря на колоссальный успех глиссеров, мысль Алексеева не стояла на месте. Все, что можно было выгадать за счет интенсивного развития конструкции, конструктор «выжал» из корабля на подводных крыльях. Глиссер оставался «прикованным» к воде, плотность которой в 800 раз выше воздуха, и подводные крылья могли решить проблему сопротивления среды лишь частично.

Уже в 50-е годы Алексеев обдумывал парадоксальную возможность – нельзя ли заставить корабль оторваться от воды? Ответ дал так называемый эффект экрана – воздушная динамическая подушка, образующаяся под крылом при взлете самолета. То, с чем авиаторы боролись, для Алексеева стало подлинным выходом из тупика скорости. Отныне его гениальной головой владела идея экраноплана – корабля, способного идти над поверхностью за счет нагнетания встречного потока воздуха под крыло. Отсюда автоматически выводилась еще более революционная идея экранолета – корабля, способного оторваться от несущей поверхности и превратиться в самолет.

Им стал знаменитый КМ – «Корабль Макет», названный аналитиками НАТО «Каспийским Монстром»…

Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало 9 февраля 1980 года.

…Конструкторские идеи ученого, изобретателя Ростислава Евгеньевича Алексеева опередили время на десятки лет. Можно сказать, что с легкой руки гениального конструктора сошло и слово «экраноплан», которое во всем мире принято произносить по-русски.

Именно под руководством Р.Е.Алексеева корабли для перевозки грузов и пассажиров по рекам и морям сумели достичь скоростей 200, 300 и даже 500 км/ч. Скоростные суда ЦКБ по СПК признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.

Суда, спроектированные при Р.Е.Алексееве, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны.

Хочется верить, что у изобретений Р.Е.Алексеева все еще впереди...

***

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: