ВОПРОСЫ
К экзамену по дисциплине «Социально-педагогическая диагностика»
Для студентов 4 курса
Психолого-педагогическое образование
2017-2018 учебный год
1. Педагогическая сущность понятия «диагностика».
2. Особенности социально-педагогической диагностики.
3. Цели и задачи социально-педагогической диагностики.
4. Функции социально-педагогической диагностики.
5. Предмет и объект социально-педагогической диагностики.
6. Основные принципы социально-педагогической диагностики.
7. Этапы диагностического исследования и требования к их организации.
8. Критерии и показатели социально-педагогического диагностического исследования.
9. Организационно-педагогические требования к проведению социально-педагогической диагностики.
10. Общая характеристика методов социально-педагогической диагностики.
11. Эмпирические методы социально-педагогической диагностики.
12. Методы теоретического исследования.
13. Изучение и использование передового опыта как метод социально-педагогической диагностики.
14. Метод наблюдения в процессе социально-педагогической деятельности.
15. Метод Контент-анализа в системе социально-педагогической деятельности.
16. Эксперимент в социально-педагогической диагностике, виды эксперимента.
17. Метод опроса в социально-педагогической диагностике.
18. Диагностическая беседа как метод социально-педагогического исследования.
19. Интервьюирование в социально-педагогической диагностике.
20. Анкетирование в социально-педагогической диагностике.
21. Социометрические методы в социально-педагогической диагностике.
22. Рейтинг как метод социально-педагогической диагностики.
23. Использование тестов в социально-педагогической диагностике.
24. Социально-педагогическое обследование и его содержание.
25. Математические и статистические методы в социально-педагогической диагностике.
26. Методики выявления социальных проблем детства.
27. Диагностика поступка как социально-педагогическая задача.
28. Диагностика уровня социальной зрелости личности подростка.
29. Диагностика нравственной направленности личности.
30. Социально-педагогическая диагностика личностного развития подростка.
31. Социальная среда, диагностика ее влияния на развитие личности.
32. Критерии процессов социализации и воспитания личности.
33. Методы и формы учета результатов диагностики социальной среды.
34. Социально-педагогическая диагностика межличностных отношений.
35. Социально-педагогическая диагностика воспитательного потенциала коллектива.
36. Критерии сформированности коллектива.
37. Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС).
38. Диагностика формирования ценностных ориентаций и нравственной самооценки личности.
39. Диагностика и самодиагностика социально-педагогического профессионализма.
40. Комплексная диагностика социальной и педагогической запущенности.
41. Диагностика и коррекция агрессивных проявлений в характере и поведении ребенка.
42. Диагностика и коррекция эмоционального состояния и поведения детей-инвалидов.
43. Диагностическая карта индивидуально-личностного развития ребенка.
44. Диагностика ребенка в учреждении образования интернатного типа.
45. Диагностика социального и личностного развития ребенка из опекунской семьи и детского дома семейного типа.
46. Диагностика воспитательного потенциала семьи.
47. Диагностика отклонений в личностном развитии несовершеннолетних детей группы риска.
48. Диагностика свободного времени подростков.
49. Диагностика подростков, зависимых от вредных привычек.
50. Диагностика профессиональной направленности трудного подростка.
51. Измерение и измерительные шкалы.
52. Интервальная шкала и ее социально-педагогические возможности.
53. Развивающаяся личность подростка как объект социально-педагогической диагностики.
54. Диагностическая карта уровня воспитательного потенциала семьи, социально-педагогический паспорт семьи.
55. Диагностика профессиональной компетентности социального педагога.
Список основной литературы для подготовки
1. Гончарова Ю.А. Социально-педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие. Часть 2. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. - 71 с.
1. Овчарова Р.В. Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-diagnostiki-i-korrektsii-sotsialno-pedagogicheskoy-zapuschennosti-detey-i-podrostkov
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе / авт.-сост. Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков.— Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. — 80 с.
3. Работа с подростками, склонными к аддиктивному поведению. Методическое пособие для педагогов-психологов/ Составители: Л.А. Белова, А.Н. Сафонова. – Майкоп, 2009. –48 с.
4. Сидоренков, А. В. Социально-психологическая диагностика малых групп. Методический инструментарий: учебное пособие / А. В. Сидоренков; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 296 с.
5. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: Учебное пособие / Беличева С.А., Белинская А.Б. - Рн/Д:Феникс, 2013. - 380 с.
6. Экспериментальная психология и психодиагностика: Учебно-методическое пособие / сост. И.Р. Зарипова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 115 с.