Международная организация труда и ее роль в решении вопросов безработицы. Проблемы трудовой миграции и рынка рабочей силы в Украине




 

Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

· разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем

· разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением

· помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции

· защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)

· борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения

· содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных

· разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды

· содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений

· разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

МОТ принята Конвенцию № 168 «О СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ И ЗАЩИТЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ» (Женева, 21 июня 1988 года). Этот документ является главным показателем защиты от безработицы.

Основные статьи из общих положений Конвенции:

«Статья 2

Каждое государство - член принимает соответствующие меры для координации своей системы защиты от безработицы и своей политики в области занятости. Для этого оно стремится обеспечить, чтобы его система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали созданию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имели бы такой характер, что предприниматели были бы заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся - искать такую занятость.

Статья 6.1

Каждое государство - член гарантирует равенство обращения всем защищенным лицам без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических воззрений, иностранного происхождения, национальности, этнического или социального происхождения, трудоспособности или возраста.»

В Украине проблема безработицы является актуальной, вследствие этого и еще множества факторов, можно охарактеризовать трудовую миграцию и рынок рабочей силы в Украине.

Масштабы и направления миграции трудовых ресурсов свидетельствуют о стабильности или, напротив, нестабильности общественного развития страны, об уровне жизни населения, развития экономики. Основным фактором, обусловливающим значительные масштабы трудовой миграции украинцев за границу, является экономическая ситуация в стране. Даже рост темпов экономического развития и уровня жизни населения в Украине в последние годы не имеют существенного влияния на снижение миграционной активности украинских граждан. Именно из-за экономической нестабильности, необеспеченности рабочими местами, отсутствия условий применения своих интеллектуальных, творческих способностей, маленькой реальной заработной платы и постоянной напряженной политической и экономической ситуации в стране каждый год уезжает более чем 900 тыс. чел..

Официальные статистические данные свидетельствуют, о том, что в период с 2003 по 2006 гг. ситуация в миграционной сфере была практически неизменной. В 2006 г. миграционная активность граждан увеличилась более чем в 2 раза, а в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом показатели выбытия и прибытия значительно снизились. И уже в 2008 году, показатели снова приобрели тенденцию увеличения. Если гражданин Украины не владеет достаточным объемом капитала или высоким уровнем умственных и физических способностей, найти достойное, хорошо оплачиваемое рабочее место достаточно трудно, особенно в условиях экономической нестабильности. В условиях растущих требований к наемному работнику, та часть населения, которая получила высшее образование и эффективно применяет свои знания в практической деятельности, значительно повышает свою цену на рынке труда. И тогда у этих людей стоит выбор: работать по специальности в Украине или, к примеру, в Западной Европе, где заработная плата будет в несколько раз выше. Существуют не только экономические причины миграционных процессов, а также причины гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядка, которые будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран. Специфическим признаком трудовой миграции сегодня является то, что она начинает приобретать характер «необратимости». Если в 90-х годах XX ст. большинство граждан Украины, выезжающих за границу на заработки, воспринимали это как временное явление и надеялись, что как только экономическая ситуация в стране улучшится, они вернутся, то теперь значительная часть тех, кто выехал тогда на работу, не спешит возвращаться. Угрожающей тенденцией развития современной трудовой миграции является тот факт, что родители, которые выехали и работают за границей уже достаточно длительное время, начинают привлекать в такие поездки детей. По экспертным данным МИД Украины, на заработках за границей нелегально находится свыше 2,3 млн. граждан Украины. Однако считается, что данная цифра значительно занижена. По разным оценкам, численность эмигрантов колеблется от 2 до 7 млн. чел.. Такие масштабы миграции украинских граждан обуславливают большие потери рабочей силы, которые могут иметь в будущем серьезные негативные последствия для экономического развития Украины. Внешняя трудовая миграция имеет не только отрицательные, но и положительные последствия. Трудовая миграция является фактором, снижающим давление безработицы на внутренний рынок труда, следовательно, уменьшающим уровень социального напряжения в обществе. Для граждан Украины, имеющих высокий уровень квалификации, возможность трудоустройства за границей, часто является шансом обеспечить более широкие возможности профессиональной самореализации и получить более высокий уровень материального достатка. Также положительным следствием трудовой миграции является то, что определенная часть украинцев смогла заработать себе начальный капитал за границей и начать собственный бизнес в Украине. Стоимости рабочей силы Украины показывает, что на сегодняшний день экономика нашего государства ориентируется больше на формирование модели дешевого рынка рабочей силы, а это, тормозит ее становление как развитого рыночного хозяйства, сводит на нет ее конкурентоспособность.

Таким образом, миграция рабочей силы имеет большое влияние как на развитие экономики страны в частности, так и на мировые процессы в общем. Предпосылками этого процесса являются социальные, экономические, политические факторы. Миграция населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Но, несмотря на большие инвестиции мигрантов в экономику Украины, положительное сальдо миграции, миграционное движение носит негативный характер. Для повышения уровня контроля над миграционными процессами формирование государственной миграционной политики должно строиться на принципах комплексности и системности, противодействия нелегальной миграции; обеспечении социальной защиты временных мигрантов; формировании эффективного механизма регулирования миграционных процессов. Государство обязано заинтересовать население в проживании на территории Украины – повысить уровень жизни, увеличить количество новых рабочих мест, стабилизировать экономику, наладить политическую ситуацию в стране.


Список использованной литературы

 

1. Международная организация труда: Конвенция N168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева, 21 июня 1988 года)

2. Либанова Э. Кому выгодна дешевая сила //Зеркало недели.-2007.- 16 июня.

3. https://e-com.dp.ua/

4. https://www.ereport.ru

5. https://www.studzona.com

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. https://fin-result.ru/

8. demoscope@demoscope.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: