КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ




 

Шубенкова Анастасия Олеговна

Урок истории, 5 класс

МБОУ МПЛ города Димитровграда

Ульяновской области

Тема урока «Родовые общины охотников и собирателей»

Тип, вид/форма урока. Урок усвоения новых знаний, беседа

Цель урока: формирование представления о складывании родовых общин

Ожидаемые результаты:

А) Предметные

· Овладение терминами «родовая община», «гарпун», «старейшина»

· Изучение причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей

· Понимание причинно-следственных связей между изменениями в климатических условиях и развитием человека

Б) Метапредметные

· Умение работать с текстом учебника, иллюстрациями, справочным материалом

· Продолжить формировать умение самостоятельно составлять рассказ в устной форме

· Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, умение работы в группе

· Умение адекватно оценивать свою работу на уроке (самооценка)

В) Личностные

· Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

· Повышение мотивации к изучению нового материала

Оборудование: Учебник по всеобщей истории: История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С., электронные изображения орудий труда, экран

Основные понятия урока:

Родовая община – это группа людей, объединённых узами кровного родства, коллективным трудом и потреблением;

Гарпун – это метательное охотничье орудие, использующееся преимущественно для ловли рыбы;

Старейшина – это глава родовой общины.

План изучения нового материала:

1. Расселение первобытных людей по странам Европы и Азии.

2. Лук и стрелы.

3. Родовые общины.

Ход урока:

I. Организационный этап

 

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку. На доске отображены домашнее задание на текущий урок и домашнее задание после текущего урока (№№ параграфов, текстовые задания).

 

II. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса

Учитель: Чем древнейший человек был похож на животного?

Ученики: У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

Учитель: Как древнейший человек создавал орудия труда?

Ученики: Человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

Учитель: Что изменилось в жизни людей с овладением огнем?

Ученики: Стали употреблять в пищу вареную еду, развивается мозг, огонь помогал защищаться от хищников, освещал темные леса и пещеры и т.д.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

Учитель: Как вы думаете, есть ли сейчас машина времени, которая поможет нам переместиться в прошлое?

Ученики: Такой машиной времени нам может послужить наша фантазия, а поможет учебник, исторические фильмы, поход в музей.

Учитель: Ребята, а давайте сегодня мы с вами отправимся в музей! И нам как раз понадобится все вышеперечисленное. Благодаря этому путешествию мы с вами поближе познакомимся с родовыми общинами охотников и собирателей. Запишите тему урока «Родовые общины охотников и собирателей»

Ученики записывают тему урока.

Учитель: Скажите, какие задачи мы должны выполнить сегодня на уроке?

Ученики: Узнать что такое родовая община, как жили в них люди, как они охотились, какие еще были способы добыть себе пищу и т.д.

IV. Актуализация знаний.

Учитель выводит на экран электронные изображения палки-копалки, дубины, заостренного камня и гарпуна, и просит учеников выделить, что общего у всех рисунков.

Ученики: Это все орудия труда

Учитель: Какое изображение в этом ряду лишнее? Почему?

Ученики: Лишнее здесь гарпун, остальное – это примитивные орудия труда древнейшего человека.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Давайте пройдем в наш с вами музей. Давайте представим, что благодаря материалам, представленным там, нам становится ясно, что около 100 тыс. лет назад на земном шаре началось общее похолодание, вследствие чего с севера начал наступление ледник. Это слой льда толщиной до двух километров. Медленно сползая с севера на юг, ледник покрыл даже земли, на которых сейчас расположены города Киев и Волгоград. Человек к тому времени заселил уже значительные территории Евразии (теперь большая их часть представляет собой тундру). Зимы стали долгими и морозными. У древнейших людей начались тяжелые времена.

Давайте представим, что мы с вами и есть те самые древнейшие люди, которым теперь приходится жить в новых условиях похолодания. В группах по 4 человека подумайте, что вам нужно сделать, чтобы выжить.

(Ученики предлагают свои варианты, выстраивают свой ответ, выбирают одного представителя от группы)

Ученики: Необходимо изобрести орудия труда, сшить одежду, построить жилища, изобрести новые способы охоты, научиться пользоваться огнем, изменить форму коллектива.

Учитель: Верно! Именно так и начали поступать первобытные люди. Давайте вспомним, где первобытные люди брали огонь изначально?

Ученики: Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли.

Учитель: Верно. Но такой метод получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать способы, как получить пламя, не завися от природы. Огонь приходилось хранить в пещерах, постоянно его поддерживая. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем. Но постепенно природная наблюдательность помогла древним людям.

Давайте проведем эксперимент. Сильно потрите ладошки. Вы ощутили тепло?

(Ученики трут ладошки, говорят о своих ощущениях)

Учитель: Так древние люди укротили огонь. До середины XX в. многие племена использовали древнейший способ получения огня — трение двух палочек. В одной делалось углубление, в него вставлялась другая палочка, вниз подкладывали мох, и после вращения палочек он начинал тлеть.

Применение огня изменило жизнь людей. Как мы с вами говорили на прошлом уроке, самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.

Учитель: Я приглашаю вас подойти поближе к витрине «Новые орудия труда» (на экране выводятся изображения орудий труда первобытного человека)

Благодаря труду жизнь наших предков преобразилась, они стали делать новые наблюдения над животными и растениями, совершенствовать свои трудовые навыки. Сначала изменения происходили очень медленно. Потребовалось около миллиона лет, для того чтобы древнейшие люди научились ровно отбивать края у камня. Но постепенно изменения в жизни людей становились все более заметными.

Предположите, для чего нужны те или иные орудия.

Ученики предполагают, для чего нужен скребок, шило, гарпун, рубила, затем учитель говорит верный ответ.

Учитель: Действительно, наши предки научились изготавливать орудия труда правильной формы — ручные рубила. Для этого они выбирали камень твердый, но хорошо раскалывающийся, чаще всего им был кремень. Они также научились делать из камня скребки, проколы, ножи, прикреплять острые каменные наконечники к древку, которые пробивали толстую шкуру животного и глубоко вонзались в его тело. Раскалывая кости, люди заметили, что у осколков острые края, и стали делать из костей иглы и шилья. Они научились вырезать из кости и рога гарпуны — метательные орудия для охоты на крупную рыбу.

Также наши предки изобрели лук и стрелы. Скажите, почему это было важным открытием того времени?

Ученики: Так охота шла безопаснее, можно было притаиться за деревьями или кустами. Необязательно рисковать и близко подходить к животному.

Учитель: Найдите в пункте №3 информацию о том, как именно древние люди догадались создать такое оружие.

Ученики: Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы.

Учитель: Правильно. А сейчас посмотрите на иллюстрацию «Охота на диких коз» в нашем учебнике. Опишите, как именно проходила охота.

Ученики: Охота была загонной.

Учитель: Люди охотились на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, — на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

VI. Физминутка.

Учитель: Приглашаю вас на физкультминутку. Давайте представим, что мы на охоте. Положите руки на талию и сделайте повороты вправо и влево, как будто высматриваете добычу. Затем нам нужно подготовиться к охоте, размяться, и потянуться вверх к солнышку. А теперь представьте, что нам нужно спрятаться от зверя, давайте присядем.

Ученики выполняют упражнения, затем садятся на свои места.

VII. Разбор понятия «родовая община» (работа со словом).

Постепенно люди становятся более сплоченными и начинают жить родовыми общинами. От какого слова у нас образовано слово «родовая»?

Ученики: род

Учитель: А что значит род?

Ученики: группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по одной линии.

Учитель: Верно, а какие еще слова с корнем «род» вам известны?

Ученики: родня, родственник, родные.

Учитель: Значит, мы можем сделать вывод: родовая община это группа кровных родственников. А от какого слова у нас идет термин «община»?

Ученики: Общее.

Учитель: Запишите в тетрадь определение:

Родовая община – это группа людей, объединенные узами кровного родства, коллективным трудом и потреблением (ученики записывают определение).

Учитель: В пункте №2 найдите характеристику родовой общины и выпишите в тетрадь (ученики работают с учебником).

Ученики: В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. В общине все было общим - жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях.

Главным в родовой общине был старейшина. Как вы его себе представляете?

(ученики предлагают свои варианты, вместе с учителем приходят к выводу, что старейшина – самый опытный человек в родовой общине)

Учитель: Запишите определение в тетрадь. Старейшина – это глава родовой общины.

(ученики делают запись в тетрадь)

VIII. Первичная проверка понимания (в виде фронтального опроса)

1. Что делали первобытные люди, чтобы выжить, когда наступило похолодание?

2. Какие новые орудия труда появляются у первобытных людей?

3. В чем состояла значимость изобретения лука и стрел?

4. Какие отличительные черты присущи родовой общине?

5. Кто такой старейшина?

 

IX. Первичное закрепление. Рефлексия

Учитель: Какой вывод мы с вами можем сделать о родовых общинах охотников и собирателей?

Ученики делают вывод, опираются на поставленную в начале урока цель и задачи.

Учитель: В тетради закончите одно из предложений на выбор:

· Сегодня на уроке я узнал, что…

· Сегодня на уроке меня удивило то, что…

Учитель дублирует предложения на доске., затем обязательно предлагается высказаться 3-4 учащимся по желанию.

X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф №2 «Родовые общины охотников и собирателей» читать, выписать все сложные для себя слова, дать им определение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: