Чистякова Дарья Александровна
(специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»)
ПМ 06 Организация предшкольного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 3
Преподаватель:
Каткова Наталья Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
План-конспект комплексного занятия. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 9
Приложение А – Звенья пищевых цепей. 10
Приложение Б – Звуковые ребусы.. 19
Приложение В – Подготовка руки к письму. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 22
ВВЕДЕНИЕ
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.[7]
Составим план-конспект комплексного занятия по программе предшкольной подготовки следующего содержания:
1. Порядковый счет в пределах 10.
2. Представления о простейших геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, о многоугольниках.
3. Взаимосвязи обитателей леса — растения и животные, их пищевая зависимость друг от друга.
4. Отгадывание звуковых ребусов.
5. Подготовка руки к письму: обведение рисунка по точкам.
План-конспект комплексного занятия
Перед началом занятия определим его цели и задачи (таблица 1), подготовим необходимый демонстрационный и раздаточный материал.
Таблица 1 – Цели и задачи занятия
№ | Содержание | Цели | Задачи | Словарная работа |
Порядковый счет в пределах 10 [2] | Закреплять у детей навык порядкового счета в пределах 10, умение отсчитывать предметы до 10 | 1. Продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), приемы умственных действий, вариативность мышления 2. Расширять представления о форме предметов. 3. Развивать память, мышление. 4. Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике. | первый, первая, первое, первые… десятый (замок) десятая (цепь) десятое (звено) десятые (фигуры) | |
Представления о простейших геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, о многоугольниках. [5] | Закреплять умение называть и различать геометрические фигуры | круг треугольник четырехугольники квадрат прямоугольник ромб трапеция многоугольник угол сторона | ||
Взаимосвязи обитателей леса. Растения и животные, их пищевая зависимость друг от друга. [8] | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках | 1. Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; 2. Формировать умения составлять пищевые цепочки, обосновывать их; 3. Развивать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами. 4. Развивать внимание детей, логическое мышление. 5. Способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности. | взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка, сообщество | |
Отгадывание звуковых ребусов[4] | Отрабатывать навык слияния слогов до изучения букв. | Закреплять умение разбивать слово на слоги. | ||
Подготовка руки к письму: обведение рисунка по точкам [6] | Подготовить дошкольников к обучению письму | Формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму |
|
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.
|
Формы работы: беседа, задание, объяснение, дидактическая игра.
Образовательные области развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы: магнитная доска, маркер, письмо, ключи, ворота, замок; нанизанные на нить (цепи) карточки-иллюстрации разной формы: (смотри таблицу 2), звуковые ребусы (приложение Б)
Таблица 2 – Звенья в цепи питания.
Фигура | Картинки | ||
круг | Солнце, почва (минеральные и органические элементы), вода (осадки, облака, река), температура, воздух (воздушный шарик), время (часы) | ||
треугольник | Растения | Производители (автотрофы, первичные продуценты) | |
и др. четырехугольники | Растительноядные (травоядные) | Первичные, вторичные и третичные и т.д. потребители (гетеротрофы, консументы) | |
квадрат | Насекомые | ||
прямоугольник | Насекомоядные | ||
ромб | Хищники | ||
трапеция | Всеядные | ||
пятиугольник | Животные, питающиеся падалью (детритофаги) | ||
многоугольники | Человек | ||
овал | Почвенные бактерии (микроорганизмы) | разрушители, (деструкторы, редуценты) |
Подготовительная работа - чтение рассказа «Пищевые цепочки» [11]
На первый взгляд он кажется пустым – одни деревья. Лес не сразу открывает свои секреты. Но когда хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов.
Масса всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору деревьев, а уж о семенах, орехах да желудях говорить и нечего. Ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья цепочки. Ученые называют ее пищевая цепочка (сопровождается показом).
|
Основание пищевых цепочек, их первое звено это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено в цепочках – все те, кто питается растениями. Это гусеницы, мыши, зайцы, белки и также большие звери как олени, лоси, кабаны. Третье звено – охотники, самые разные. Тут и мелочь вроде жуков – красотелов– истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц – они ловят насекомых и личинок. Здесь ласки, и куницы, и лиса сверху на мышей да зайцев поглядывают. И все эти животные поедают тех, кто растениями питается.
А еще выше четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные птицы и звери, которые могут охотиться на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери и птицы и насекомые и растения. Отдельно друг от друга им не прожить. Закон природы таков: ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.
Вопросы
- О чем узнали на занятии?
- Что такое лес? (сообщество растений и животных, связанных друг с другом).
- Что может произойти, если какое-нибудь звено выпадет из цепи?
- Что же необходимо делать, чтобы этого не произошло?
- Какие объекты природы являются основанием пищевых цепочек?
- Какие животные относятся ко второй цепочке? К третьей? Четвертой?
Цепь питания или пищевая (трофическая) цепь – это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность. В природе разные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть.[10]
Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.
Ход занятия
Мотивационно-побудительный этап. Приглашаем в путешествие по Волшебной стране.
Организационно-поисковый этап. Предлагаем открыть ворота, подобрав ключи к 10 замкам, висящим на.10 цепях, собранных из геометрических фигур.
Волшебные слова (разминка для кистей): «На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили, постучали… и открыли.»
Даём задание: из связки ключей нужно подобрать тот, который бы мог открыть (первый) замок. Скважина замка и шляпка (первого) ключа имеют определённую геометрическую форму (ту же, что и звенья (первой) цепи).[5]
· Игра «Распредели фигуры»
Показываем детям пятиугольник, не называя ее предлагаем сравнить с треугольником, квадратом и прямоугольником.
- Чем похожи эти фигуры? Чем отличаются? Вместе с детьми считаем сколько сторон и углов у пятиугольника.
- Как мы можем назвать эту фигуру? (Пятиугольник)
Затем показываем другие фигуры у которых больше пяти углов и пяти сторон и говорим:
- Ребята, посмотрите на эти геометрические фигуры. Не считая их сторон и углов скажите по сколько их.
- Да у всех этих фигур сторон и углов много, и чтобы их не считать все эти фигуры называют одним словом.
- Как вы думаете каким? (Многоугольники)
- Правильно, такие фигуры называются многоугольники [1]
Физкультурная минутка: «Веселые звери» [11] (2 раза)
Мы веселые ребята
Любим всем мы подражать
Походим мы как мышки,
Поскачем как зайчата,
И как лисички хитрые
Покрутим мы хвостом.
Как милые синички
Мы славно полетаем
Как ежики колючие
Свернемся мы в клубок.
· Дидактическая игра: «Какое звено выпало?»
Показывает картинки с пищевыми цепочками, в которых не хватает звена. Предлагает детям определить, какого звена не хватает.
· Игра: «Самая длинная пищевая цепь»
→ → → → → → → → →
Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;
Растения → Заяц → Лиса → Лев
Растения → Насекомые → Лягушка→ Змея → Ёж→Лиса
· Назови правильно:
Которое звено…? (первое, второе,… десятое)
Который это уровень? (первый, второй,…, десятый)
Какая цепочка длиннее? (первая …)
Какой формы первые (вторые…) звенья?
· Дидактическая игра «Математический диктант» (рисунок 1):
В левом верхнем углу нарисуем прямоугольник.
В правом нижнем углу треугольник.
В левом нижнем углу квадрат.
В правом верхнем углу круг.
А посередине овал
Воспитатель: В каждой фигуре нарисуйте по звену цепи питания и линиями покажите их связи.
Рисунок 1 – Математический диктант. [5]
· Отгадывание звуковых ребусов (Приложение Б)
· Подготовка руки к письму: (Приложение В)
Рефлексивно–корригирующий этап.
Предлагаем сделать вывод по теме.
Хвалим и благодарим детей за помощь жителям Волшебной страны.
Подводят итог, высказывают свои впечатления от путешествия. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ожидаемый результат: дети должны…
Знать:
- что такое «пищевые цепочки» леса.
- что главные в лесу растения, которыми питаются животные.
Иметь:
- навык порядкового счета в пределах 10
- представление о том, что лес сообщество растений и животных, которые необходимы друг другу;
- представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Уметь:
- отсчитывать предметы до 10
- называть и различать геометрические фигуры
- с помощью картинок определять и называть какого звена в пищевой цепочке не хватает;
- делать выводы, обосновывать свой выбор.