Структура этического знания




Примерный перечень вопросов к экзамену

История возникновения понятий этика, мораль, нравственность и их современное значение

А)Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова "этос" (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Аристотель.

Б) Термин "мораль" и по содержанию и по истории возникновения представляет собой латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово mos (мн. ч. mores), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Из него Цицерон, желая обогатить латинский язык и ссылаясь на опыт Аристотеля.

2.Концепции происхождение этики

Натуралистические (эволюционистские) концепции - выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных.

Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в v в. до н.э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы.

концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. В истории этики ее представляли софисты в V-VI вв. до н. э., Бентам, Дж. С. Милль, учение прагматизма и др.

3.Понятие, цели и задачи этики

Понятие: ЭТИКА (ethos – обычай, характер) имеет два значения.

Во - первых, это учение о морали, ее формах, сущности, эволюции.

Во-вторых, этика означает систему нравственных норм поведения человека, какой-либо социальной или профессиональной группы. Термин «этос» относится к поведению человека, при этом учитывается эволюция, а также генетически обусловленные (наследственные) или культурные приобретенные в процессе социализации) компоненты поведения.

задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы И идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"

4.Этика в структуре гуманитарного знания.

 

Этика относится к гуманитарным дисциплинам, так как объектом ее изучения является человек, его поведение и отношение к окружающему. Главный вопрос этики - определение того, что такое хорошее поведение и что в нашем обществе делает поведение правильным или неправильным. Общество корректирует поведение индивидов, стремясь увязать их интересы с интересами общества. Для этого существуют социальные регуляторы поведения, к которым можно отнести: мораль, право, традиции, этикет.Этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – проблема соотношения Добра и Зла.

 

5.Структура, формы и виды этики

Структура этического знания

Прежде всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали

 

6.Функции этики

1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.

7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

8. Общая характеристика основных этапов развития этики.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др. Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели.

 

Натуралистическая парадигма.

Этика прагматизма,

Эвдемонистическая этика

Этическая концепция гедонизма.

Религиозно-идеалистическая парадигма

Теологическое обоснование морали А. Блаженным

Теологическая мораль Ф. Аквинского

Моральная доктрины конфуцианства

Мораль даосизма

Буддистская этическая концепия.

Этика Сократа

Этические взгляды Платона

Этика Аристотеля.

Этические взгляды киников

Этика скептиков

Этика стоиков

Этика эпикурейцев.

Этические взгляды социалиста -утописта Т. Кампанеллы

Этические взгляды социалиста -утописта Т. Мора.

Этика М Монтеня

Этикет: понятие, виды, функции.

Этика долга Канта

Социально-классовая теория морали марксизма

Теория переоценки ценностей Ф. Ницше.

Этика непротивления злу Л. Толстого

Этические взгляды В. Соловьева

Этичсеская концепция Н. Бердяева

Этика неопозитивизма

Этика экзестенционализма

Этика Э.Фромма

Общая хараткристика моральных категорий.

Нравственный идеал.

Добро и зло.

Долг и совесть.

Честь и достоинство.

Свобода и ответственность

Справедливость

Смысл жизни и счастье

Проблемы соотношения морали и права.

Единство (общность) морали и права

Отличительные признаки морали и права.

Взаимодействие морали и права.

Противоречия в сфере морали и права.

Понятие, сущность, структура и принципы профессиональной этики.

Профессиональная этикак юриста

Профессиональная этика судьи.

Профессиональная этика прокурора

Профессиональная этика следователей и оперативных работников.

Этика судебного эксперта.

Этика нотариуса

Адвокатская этика.

Этикет: понятие, виды, функции.

Особенности служебного этикета юриста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: