Занятие 4.1. «Секрет волшебных слов»




Давай поиграем. Пособие для практических работников детских садов. Автор-составитель И.А. Пазухина

От автора

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3— 4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. В этом возрасте встречаются дети с недоразвитием речи или даже с полным безречием. Это в сочетании с несформированностью мотивации общения ведет к нарушению активности разных компонентов деятельности. В ряде случаев у детей развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т.д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты. Речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Предлагаемая система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции. По мнению Л. С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет это сделать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность ребенка.

Основная цель цикла тематических занятий «Давай поиграем!» — ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

1. Формировать чувство принадлежности к группе.

2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Развивать навыки социального поведения.

5. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Развивать психические функции, мелкую моторику рук.

Система работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения

Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 24 занятий и рассчитана на 1 год (младшая группа детского сада). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью каждого — по 10—15 минут с подгруппой детей (4—5 человек). Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

В содержание каждого занятия входят:

© развивающие игры;

© этюды;

© рассматривание рисунков и фотографий;

© чтение художественных произведений;

© рассказ психолога и рассказы детей;

© слушание музыкальных произведений;

© рисование.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или ковре. Форма круга позволяет участникам лучше видеть друг друга, легче устанавливать социальные контакты и взаимодействия. В начале и конце может использоваться какая-либо ритуальная песня или игра для настроя детей на определенный лад. Почти всегда в заключение дети выполняют какой-либо рисунок в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который синтезирует в себе все эмоции, впечатления, знания, умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается система домашних заданий для совместного их выполнения с родителями. Эти задания направляют работу родителей по развитию чувств детей. Кроме того, совместное творчество способствует более частому и продуктивному общению родителей с ребенком. Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на четыре раздела. Работа по этим разделам затрагивает основные сферы социального общения ребенка: общение с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими их взрослыми.

Первая тема — изучение ребенком своего «Я», своего маленького мира. Понимание и принятие малышом своих индивидуальных особенностей, поведенческих реакций и личностных возможностей имеет большое значение для дальнейшего развития социальных отношений. Когда ребенок счастлив, спокоен и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на взаимоотношения с окружающими: ровесниками и взрослыми. Познавая себя, ребенок стремится к общению с другими детьми. Общаясь со сверстниками, малыш учится устанавливать контакты, считаться с другими, постоять за себя. Эффективные взаимоотношения с детьми помогают ребенку без проблем войти во взрослый мир. Ребенок учится понимать свое место в семье, различать хорошие и плохие поступки и устанавливать контакты с окружающими людьми. Далее затрагиваются некоторые вопросы этикета. Культурный человек не только владеет приемами общения, но и обладает такими качествами, как сочувствие, сопереживание, добросердечность, уважительное отношение к людям.

В разделе 1. «Я сам» (темы «Мое имя», «Кто такой „Я"», «Мои умные помощники», «Мои игрушки», «Мои любимые сказки», «Я хочу», «Я могу», «Мое настроение») собраны игры и упражнения, направленные

·на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

·на развитие самооценки в отношении своей внешности, предпочтений, возможностей;

·на развитие способностей анализировать собственную реакцию: настроение, мысли, поведение.

В раздел 2. «Я и другие дети» (темы «Плохо быть одному», «Мы разные», «Мы веселимся, смеемся, играем», «Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки») вошли игры и упражнения, направленные

·на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам;

·на развитие способности понимать индивидуальность других детей, сочувствовать друг другу и взаимодействовать между собой в игровой, а также трудовой и учебной деятельности;

·на развитие желания общаться с ровесниками на языке слов, жестов и движений, усваивая при этом некоторые общие правила поведения.

В разделе 3. «Я и взрослые» (темы «Все начинается с мамы», «Дружная семья», «Маленький помощник», «Я в детском саду») собраны игры, направленные

·на развитие у ребенка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, которое приносит массу радостных переживаний;

·на развитие чувства доверия и привязанности к близким;

·на развитие способности понимать эмоциональное состояние взрослых и умение предлагать им посильную помощь;

·на осознание себя как принимаемого, любимого другими людьми человека.

Раздел 4. «Я и культура общения» (темы «Секрет волшебных слов «Мы поссоримся и помиримся», «Давай поговорим», «Что такое „хорошо" и что такое „плохо"») состоит из игр и упражнений, направлены

·на формирование у детей норм социального поведения, умения договориться друг с другом и учитывать обоюдные интересы;

·на развитие способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействовать с людьми на основе морали, доброты, сочувствия.

В конце учебного года проводятся итоговые занятия (темы «В гостях сказки», «Урок общения»), в которых содержатся игры и упражнения, направленные

·на повторение знаний и закреплений умений и навыков, полученные детьми в течение года;

·на развитие способности принимать ребенком самого себя;

на формирование адекватной самооценки.

Пройдя подготовку по данной системе работы, дети младшей группы овладеют следующими знаниями и умениями.

Знать.

© имена детей в группе;

© для чего человеку в процессе общения и познания окружающего мира нужны глаза, нос, уши, рот;

© названия некоторых базовых эмоций;

© чем отличаются друг от друга мальчики и девочки во внешности и поведении;

© как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению маме и другим членам семьи;

© состав своей семьи;

© основные правила этикета;

© основные способы разрешения межличностных конфликтов.

Уметь:

© определять свои отличительные особенности во внешности;

© определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам сказочным персонажам;

© взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения;

© выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы;

© проявлять любовь и внимание к членам семьи добрыми делами и хорошими поступками;

© общаться со взрослыми в процессе совместной деятельности;

© правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка);

© отличать хорошие поступки от плохих;

© пользоваться правилами и нормами поведения;

© употреблять в речи «волшебные слова».

Содержание занятий по разделу 1. «Я сам»

Задачи

1.Учить ребенка идентифицироваться со своим именем, воспитывать интерес к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек.

2.Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, лицо).

3.Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны уши, глаза, нос, рот, руки.

4.Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам.

5.Учить детей понимать свои желания, возможности.

6.Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях.

7.Формировать адекватную самооценку.

Занятие 1.1. «Мое имя»

1.Упражнение «Приветствие»

2.Игра-упражнение «Скажи как я»

3.Игра-имитация «Имена»

4.Игра «Ласковые слова»

5.Игра-загадка «Постарайся отгадать»

6.Рисунок «Раскрась имя» (авторское).

Занятие 1.2. «Кто такой „Я"»

1.Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Аленушка».

2.Упражнение «Отражение в зеркале»

3.Подвижная игра «Дотронься до...»

4.Упражнение «Ребенок и кукла»

5.Игра-загадка «Угадай, кто это»

6.Рисунок «Моя ладошка» (авторское).

Занятие 1.3. «Мои умные помощники»

1.Игра-имитация «Послушай и угадай»

2.Слушание «Звуки леса»

3.Подвижная игра «Листики осенние»

4.Дидактическая игра «Свой цвет узнай»

5.Чтение стихотворения А. Боске «Для чего нужны глаза».

6.Игра-упражнение «Что в мешочке»

7.Этюд «Дождик»

8.Рисунок «Дождик» (авторское).

Занятие 1.4. «Мои игрушки»

1 Чтение стихотворения Ю. Маркова «Игрушки для Андрюшки».

2.Игра-упражнение «Возьми игрушку»

3.Упражнение «Назови любимую игрушку» (авторское).

4.Игра-упражнение «Куклы»

5.Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке»

6. Рисунок «Игрушка» (авторское).

Занятие 1.5. «Мои любимые сказки»

1.Чтение «Присказки» (русское народное творчество).

2.Игра-упражнение «Колобок»

3.Моя любимая сказка (рассказы детей).

4.Игра-имитация «Лесная зверобика»

5.Рисунок «Сказочный герой» (авторское).

Занятие 1.6. «Я хочу»

1.Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

2.Подвижная игра «Карусели»

3.Этюд «Зайчики»

4.Творческая игра «Чудесный сундучок»

5. Рисунок «Желанный подарок» (авторское).

Занятие 1.7. «Я могу»

1.Рассматривание иллюстраций книги «Я сам!» Р. Юриной.

2.Игра-упражнение «Не ошибись, Петрушка!»

3.Подвижная игра «Смелые мышки»

4.Игра-имитация «Умная головка»

Занятие 1.8. «Мое настроение»

1.Знакомство с эмоцией «Радость», упражнение «Зеркало».

2.Подвижная игра «Веселый мячик»

3.Знакомство с эмоцией «Злость», упражнение «Зеркало».

4.Этюд «Король Боровик»

5.Знакомство с эмоцией «Грусть», упражнение «Зеркало».

6.Подвижная игра «Развеселим дедушку»

7.Игра-упражнение «Волшебный мешок»

8. Рисунок «Веселое солнышко» (авторское).

Содержание занятий по разделу 2. «Я и другие дети»

Задачи

1.Профилактика у детей социальной дезадаптации.

2.Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.

3.Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.

4.Учить детей взаимодействовать в процессе игрового общения.

5.Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи.

6.Дать первоначальное представление о внешности и поведении у представителей разного пола.

7. Формировать чувство принадлежности к группе.

Занятие 2.1. «Плохо быть одному»

1. Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца (в сокращении).

2.Игра «Ay, ay»

3.Игра-упражнение «Передай другому».

4.Подвижная игра «Ищу друга»

5.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Занятие 2.2. «Мы разные»

1.Упражнение «Посмотрим друг на друга» (авторское).

2.Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

3.Подвижная игра «Море волнуется».

4.Игра-упражнение «Это я. Узнай меня»

Занятие 2.3. «Мы веселимся, смеемся, играем»

1.Чтение отрывка из стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок».

2.Игра «Клоун Тяп-Ляп» [27].

3.Этюд «Делай как я» [27].

4.Игра «Пушинка» [18].

5.Рисунок «Дорисуй веселого клоуна» (авторское).

Занятие 2.4. «Говорим руками и телом»

1.Подвижная игра «Веселый хоровод»

2.Творческая игра «Живая картинка»

3.Игра-имитация «Мы обезьянки»

4.Творческая игра «Подарки»

5.Этюд «До свидания!»

Занятие 2.5. «Помогаем друг другу»

1.Чтение отрывка из стихотворения Н. Мордовиной «Кто поможет?»

2.Подвижная игра «Сборщики»

3.Игра-упражнение «Помоги Тане»

4.Подвижная игра «Только вместе»

5.Творческая игра «Большой PUZZLE»

Занятие 2.6. «Мальчики и девочки»

1.Упражнение «Найди отличия» (авторское).

2.Дидактическая игра «Мальчик и девочка»

3.Творческая игра «Подружки»

4.Игра-имитация «Надуй мяч».

5.Дидактическая игра «Кому что подарим?».

6.Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку» (авторское).

Содержание занятий по разделу 3. «Я и взрослые»

Задачи

1.Воспитывать у детей чувства любви и привязанности к маме.

2.Учить детей проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.

3.Учить детей вступать в контакты с окружающими людьми в духе добра и взаимопонимания.

4.Воспитывать у детей желание общаться в процессе совместной деятельности.

5.Помочь детям осознать себя как любимого, принимаемого другими членами социального общества.

Занятие 3.1. «Все начинается с мамы»

1.Чтение стихотворения В. Руссу «Моя мама».

2.Подвижная игра «Идем к маме»

3.Дидактическая игра «Наша мама»

4.Рисунок «Цветочек для мамы»

Занятие 3.2. «Дружная семья»

1.Беседа с детьми «Веселая семейка» (авторское).

2.Пальчиковый театр «Семья» (авторское).

3.Подвижная игра «Карусели»

4.Игра-упражнение «Ласковый мелок»

5.Дидактическая игра «Портрет семьи» (авторское).

Занятие 3.3. «Маленький помощник»

1.Беседа с детьми «Маленький помощник» (авторское).

2.Дидактическая игра «Маленькие помощники»

3.Подвижная игра «Кенгуру»

4.Творческая игра «Волшебные превращения веревочки»

Занятие 3.4. «Я в детском саду»

1.Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» (в сокращении).

2.Игра-упражнение «Утреннее приветствие»

3.Игра-имитация «Лесная зарядка»

4.Упражнение «Качели»

5.Подвижная игра «Веселый танец»

Содержание занятий по разделу 4. «Я и культура общения»

Задачи 1.Способствовать освоению детьми основных правил этикета.

2.Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом.

3.Учить детей анализировать причины ссор и разрешать межличностные конфликты, используя при этом нормы-регуляторы (уступить, договориться, извиниться, соблюдать очередность и др.).

4.Учить детей не только устанавливать, но и поддерживать контакты, развивая при этом умение договориться.

Занятие 4.1. «Секрет волшебных слов»

1.Беседа с детьми «Вежливые слова»

2.Игра-занятие «Волшебные слова»

3.Игра-упражнение «Выполни задание»

4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Занятие 4.2. «Мы поссоримся и помиримся»

1.Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться»

2.Упражнение «Просим извинения» (авторское).

3.Подвижная игра «Гнездышко»

4.Подвижная игра «Нам не тесно»

5.Игра «Хоровод друзей» (авторское).

Занятие 4.3. «Давай поговорим»

1.Чтение стихотворения Т. Копыловой «Хмурый мишка».

2.Игра-упражнение «Потерянное словечко» (авторское).

3.Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

4.Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора»

5.Творческая игра «Мир без тебя»

Занятие 4.4. «Что такое „хорошо" и что такое „плохо"»

1.Беседа с детьми «Хорошо и плохо» (авторское).

2.Игра-драматизация «Узнай себя»

3.Этюд «Упрямые козлики»

4.Игра-упражнение «Я принес тебе подарок»

Содержание итоговых годовых занятий

Занятие «В гостях у сказки»

1.Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»).

2.Игра «Пробуждение» (авторское).

3.Игра-упражнение «Менялки игрушек»

4.Подвижная игра «Сороконожка»

5. Рисунок «Симметричные рисунки»

Занятие «Урок общения»

1.Введение в сказку: знакомство с героями (используется произведение Н. Павловой «На машине»).

2.Творческая игра «Украсим наш мячик»

3.Подвижная игра «Воздушный бал»

4.Подвижная игра «Самолет летит по небу»

5.Песенка-игра «Если весело живется»

Тематический план занятий на год

Раздел Тема занятий
Адаптационно-диагностический этап 1. Божья коровка 2. Мишка 3. Зайка 4. Мыльные пузыри
Коррекционно-развивающий этап 1. Я сам 1.1.Мое имя 1.2.Кто такой «Я» (автопортрет) 1.3.Мои умные помощники 1.4.Мои игрушки 1.5.Мои любимые сказки 1.6.Я хочу 1.7.Я могу 1.8.Мое настроение 2.. Я и другие дети 2.1. Плохо быть одному 2.2. Мы разные 2.3. Мы веселимся, смеемся, играем 2.4. Говорим руками и телом 2.5. Помогаем друг другу 2.6. Мальчики и девочки 3. Я и взрослые 3.1. Все начинается с мамы 3.2. Дружная семейка 3.3. Маленький помощник 3.4. Я в детском саду 4. Я и культура общения 4.1. Секреты волшебных слов 4.2. Мы поссоримся и помиримся 4.3. Давай поговорим 4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» 5. Я и Я 5.1 Тайна моего имени 5.2.Автопортрет 5.3.Мой внутренний мир 5.4.Мой любимый сказочный герой 6. Я и другие 6.1.Мы так похожи 6.2.Мы такие разные 6.3.Язык жестов и движений 6.4.Давайте жить дружно 6.5.Мальчики и девочки  
Итоговое занятие В гостях у сказки Урок общения  
Диагностика  
  Итого 33 занятия
   
   

 

Занятие 1.1. «Мое имя»

Цели

© способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;

© учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей;

© развивать эмпатию и навыки общения.

Оборудование

© кукла;

© колокольчик;

© индивидуальные альбомы на каждого ребенка и цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети! Сегодня к вам пришла гостья — кукла. Давайте с ней познакомимся. Когда знакомятся, всегда спрашивают: «Как тебя (или вас) зовут?» Вот давайте и познакомимся с куклой и спросим, как ее зовут.

Кукла называет свое имя — Маша.

Педагог. А теперь давайте и мы назовем кукле наши имена.

Упражнение «Приветствие»

Педагог. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою его имя и приветствие: «Миша, доброе утро!»

Миша отвечает: «Доброе утро».

Теперь уже Миша берет колокольчик и подходит к тому, чье имя он хочет пропеть, и т. д.

Педагог подходит к ребенку, приветствует его, звеня колокольчиком. Ребенок берет колокольчик и подходит к следующему ребенку с приветствием. Так дети всей группы поприветствовали друг друга. Если ребенок забыл имя кого-то из детей, педагог помогает ему.

Педагог. Кукла Маша тоже захотела, чтобы и ее имя пропели. Давайте вместе пропоем: «Маша». А сейчас кукла Маша хочет посмотреть, как вы умеете говорить громко и тихо.

Игра-упражнение «Скажи, как я»

Педагог. Послушайте внимательно, как я произнесу ваши имена: громко или тихо, и вы их повторите так же.

Педагог. А теперь встаньте в кружок. Кукла Маша хочет посмотреть, как вы умеете делать зарядку.

Игра-имитация «Имена»

Педагог. Я буду произносить имя одного из вас и выполнять какое-то действие, а вы его повторяйте.

Варианты заданий: произнести имя и прохлопать его, держа руки прямо, вверху над головой, внизу; произнести имя и хлопать по коленям; при произнесении имени присесть, наклониться вперед, подпрыгнуть, повернуться, топнуть ногой и т. п.

Педагог. А сейчас давайте отдохнем.

Игра «Ласковые слова»

Педагог. Кукла Маша попросила меня сказать вам ласковые слова.

Педагог выбирает по очереди ребенка, ставит его рядом с собой, ласково смотрит на него, гладит его по голове, побуждая его внимательно слушать.

Педагог. Я на Коленьку (или называется другое имя), на моего милого погляжу, про хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки. Посмотрите, какой наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: «Ляля-ля». Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-ля-ля» и похлопать в ладоши.

Педагог. Кукла Маша хочет проверить, как вы запомнили имена друг друга.

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Педагог. Садитесь на коврик.

Один ребенок — водящий — поворачивается к нам спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил.

Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит педагог (или вместе с остальными детьми), а четвертую — ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его гладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

Педагог. Кукле Маше понравилось у нас в гостях, но ей пора домой. А на прощанье давайте подарим Маше рисунки с вашими именами.

Рисование на тему «Раскрась имя»

Педагог. Откройте альбомы. На первом листочке написано ваше имя (имя написано объемными буквами). Раскрасьте буковки внутри разноцветными карандашами.

Домашнее задание для родителей

1.Расскажите ребенку, что у каждого человека, как и у него, есть имя. Попросите, чтобы ребенок назвал свое имя. Скажите ребенку, что его имя можно назвать по-разному, например: Саша, Сашенька, Санечка, Сашок, Сашуля.

2.Попросите ребенка назвать имена мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры.

3.Разучите с ребенком стихотворение с движениями, подставляя настоящее имя ребенка.

Катя, Катя маленькая,

Присесть.

Катенька удаленькая,

Погладить руками по голове.

Пройди по дороженьке,

Шагать на месте.

Топни, Катя, ноженькой.

Топнуть ногой.

(Русская народная потешка)

Ваня, Ваня маленький,

Присесть.

Ванечка удаленький,

Погладить руками по голове.

Пройди по дороженьке,

Шагать на месте.

Топни, Ваня, ноженькой.

Топнуть ногой.

Занятие 1.2. «Кто такой „Я"»

Цели

© научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста; © развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека;

© учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия — куклы. Оборудование

© зеркало;

© кукла Аленушка;

© магнитофон;

© аудиокассета с записью веселой музыки;

© индивидуальные альбомы, карандаши.

Ход занятия Педагог. Доброе утро, дети! Садитесь поудобнее.

Педагог показывает детям куклу.

АЛЕНУШКА

А у нас есть девочка,

Как у нашей дочки

Звать ее Аленушка.

Розовые щечки.

Девочка-припевочка,

Как у нашей птички

Круглая головушка.

Темные реснички...

Целый день «уа-уа»

Вот и все ее слова.

(Е. Благинина)

Посмотрите, какая красивая кукла к нам пришла. Вы запомнили, как ее зовут? (Аленушка.) Расскажите, как выглядит наша кукла.

Педагог побуждает детей использовать слова из стихотворения.

Педагог. Кукла Аленушка хочет посмотреться в зеркало. Кого она там увидит? (Себя.) Правильно: в зеркале всегда отражается тот, кто в него смотрит. С помощью этого зеркала можно узнать, как мы выглядим.

Упражнение «Отражение в зеркале»

Дети по очереди смотрятся в зеркало.

Педагог помогает детям рассказать о своей внешности: волосы светлые, черные, коричневые, длинные, короткие; нос курносый, прямой и т. д. Затем педагог привлекает внимание детей к особенностям их внешности, делает вывод о разнообразии во внешнем облике, подчеркивает, что каждый — особенный и красивый.

Педагог. В зеркало мы посмотрелись, а теперь — поиграем.

Подвижная игра «Дотронься до...»

Педагог. Вы все одеты по-разному. Я буду говорить: «Дотронься до... синего!»

Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Затем педагог просит дотронуться до того, на ком надет джинсовый сарафан, черные шорты, кто самый высокий, у кого самые светлые волосы и др.

Педагог. А теперь давайте посмотрим на нашу куклу Аленушку и на Таню (выбирается одна девочка из подгруппы).

Упражнение «Ребенок и кукла»

Педагог. Чем кукла похожа на девочку, а чем отличается?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог поощряет высказывания детей типа: «У меня две руки и две ноги, и у куклы тоже», «У куклы короткие волосы, а у меня длинные», «Я живая, а кукла хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла» и др.

Педагог. А сейчас я вам буду загадывать загадки.

Дети сидят в кругу.

Игра-загадка «Угадай, кто это?»

Педагог. Я буду рассказывать о ком-нибудь из вас: какой он(а), какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, а вы угадаете, о ком я говорю. Например, это девочка. У нее светлые длинные волосы, синие глаза, курносый носик; одета в красное платье с белыми горошинами. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, подходит к узнанному по описанию ребенку, выводит его в середину круга к рассказчику, и они втроем, взявшись за руки, шагают под пение всех детей (включить музыку).

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Я твой друг,

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «Ля-ля-ля» все дети хлопают в ладоши, весело кружатся. Игру можно повторять многократно.

Педагог. А теперь давайте порисуем в альбомах.

Рисование на тему «Моя ладошка»

Педагог. Возьмите в одну руку карандаш, а другую, свободную ладошку положите на серединку листа. Аккуратно обведите каждый пальчик. И вот у каждого получилась нарисованная ладошка. Дети рисуют карандашами, цвет которых выбирают на свое усмотрение.

Педагог. Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии.

Педагог коротко напоминает детям игры и упражнения, в которые они играли. Дети подсказывают, если педагог что-то «забыл».

Педагог. До встречи!

Домашнее задание для родителей

1.Сядьте с ребенком перед большим зеркалом. Расскажите ребенку о его внешности. Например: «Ты — мальчик. У тебя короткие светлые волосы, голубые глаза, курносый носик с веснушками. Ты одет в синюю рубашку и джинсовые шорты и т. п.» Побуждайте ребенка внимательно рассмотреть себя.

2.Продолжая сидеть перед зеркалом, начните читать текст рифмовки. Дотрагивайтесь до тех частей тела, о которых в данный момент говорится. Попросите ребенка выполнять все движения вместе с вами (упражнение «Малютка и я»).

Посмотри, малютка, — это я,

И носик у тебя.

А это деточка моя.

У меня два уха,

У меня глазки есть,

Два ушка у тебя.

И глазки у тебя.

Это ты, а это я,

У меня есть нос,

Крошка, деточка моя.

Занятие 1.3. «Мои умные помощники »

Цели

© учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» — органов чувств — в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;

© развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Оборудование

© магнитофон;

© аудиокассета с записью звуков леса;

© корзины трех цветов: желтая, красная, зеленая;

© несколько штук (2—3) листиков трех цветов: желтые, красные, зеленые;

© мешок, небольшие игрушки;

© альбомы, синие, голубые карандаши.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по осеннему лесу.

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Педагог. По тропинке в лес пойдем, Шагают друг за другом.

Лужу мимо обойдем, Обходят воображаемую лужу.

Перепрыгнем ручеек, Прыгают.

Посмотрели мы налево, Стоят, смотрят налево.

Посмотрели мы направо, Смотрят направо.

Посмотрели вверх на солнышко, Смотрят вверх, встали на носочки.

Посмотрели вниз на травку. Смотрят вниз, наклонились.

Ах, как красиво! Удивились. (Автор движений — И. А. Пазу хина)

Педагог. И вот мы с вами пришли в лес. Садитесь поудобнее. Давайте послушаем звуки леса.

Прослушивание кассеты с записью звуков леса. Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка.

Педагог. Чьи голоса вы слышали? Ответы детей.

Педагог. Вы слушали внимательно, а что помогало вам в этом? (Уши.) Наши уши помогают нам не только слушать магнитофон, но и друг друга, они помогают нам общаться. Уши — это первый умный помощник человека. А в лесу поднялся сильный ветер, оторвались листочки от дерева, закружились листочки.

Подвижная игра «Листики осенние»

Педагог. Покажите, как они это сделали. Мы — листики осенние. Дети приседают. На веточках сидели. Дунул ветер — полетели. Мы летели, мы летели Бегают на носочках. И на землю тихо сели. Приседают. Ветер снова набежал Встают. И листочки все поднял. Повертел их, покружил.Кружатся на месте. И на землю опустил. Приседают. Педагог. Раскидал ветер листочки, а нам придется порядок в лесу наводить. Дидактическая игра «Свой цвет узнай» Педагог. Перед вами три корзины. Какого они цвета? (Желтая, крас ная и зеленая.) А по лесу ветер раскидал листочки таких же цветов. (Лис тья хаотично разбросаны по полу.) Этот листочек желтого цвета, в какук корзинку его надо положить? (Тоже в желтую.) Дети, разложив листочки, возвращаются на свое место. Ведущий прове ряет правильность выполнения этого задания. Педагог. А что вам помогало раскладывать листочки по корзинкам' (Наши глаза.) С помощью глаз мы видим друг друга и разные предметы Глаза — тоже наши помощники. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫГЛАЗА Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза? Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко: Сразу сделалось темно, Где кроватка? Где окно? Странно, скучно и обидно — Ничего вокруг не видно... (А. Боске) Педагог. У человека есть еще помощники — это его две руки. И ош сейчас помогут разобрать волшебный мешочек. Игра-упражнение «Что в мешочке» Педагог. В этом мешочке лежит много интересных вещей. Тот, к ком; я подойду, пусть вынет из мешочка одну игрушку, назовет ее и покажи всем детям. Педагог подбирает игрушки соответственно тематике занятия: гриб ежик, листочек, белка и др. Педагог. Когда вы брали игрушки из мешочка, почувствовали ли ваши руки, что ежик — колючий, белочка — пушистая, листик гладкий и т.п.? Ответы детей. Педагог. Пока мы вынимали игрушки из мешочка и рассматривали их, набежали на небо тучки, спрятали солнышко и начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как капли закапали? Этюд «Дождик» Капля раз, капля два, Дети сопровождают эти слова мед Капли медленно сперва — ленными хлопками. Кап, кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Хлопки учащаются. Капля каплю догонять — Кап, кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, Дети поднимают руку над головой, От дождя себя укроем. имитируя зонтик. Педагог. Скажите, с помощью чего можно услышать дождь? (Ушей.) А увидеть дождь можно? А почувствовать дождь ладошками: теплый или холодный? Вот видите: нам опять пригодились наши умные помощники: уши, глаза и руки. А теперь давайте нарисуем тучку и дождевые капли. Рисование на тему «Дождик» Педагог. Какого цвета карандаши выберем? (Синий или голубой.) Покажите рисунки друг другу. Какой веселый дождик у нас получился! До встречи! Домашнее задание для родителей 1.Расскажите ребенку о том, что у него есть «умные помощники»: глаза, уши, руки. Что они делают? Глаза — смотрят, жмурятся, закрываются, от- крываются. Уши — слушают. Руки — берут, кладут, моют, одевают, рисуют. 2.Прочитайте ребенку стихотворение, интонацией побуждайте его до- бавлять слово, т. е. подсказывать, кто Олины помощники. Олины помощники...Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле... РУЧКИ....Оля смотрит на кота, На картинки — сказки. А для этого нужны Нашей Оле... ГЛАЗКИ. (Е. Карганова) После чтения стихотворения обратитесь к ребенку с вопросом: «О каком умном помощнике Оли забыли сказать? (Об ушах.) А кто твои помощники? Что они умеют делать?» 3. Затем нарисуйте ребенка, не забудьте об умных помощниках. Пусть ребенок раскрасит рисунок. Окажите ему помощь в выборе цвета для рас- крашивания волос, глаз, одежды. Занятие 1.4. «Мои игрушки». Цели © учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушка? © развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образ воспринимаемой формы. Оборудование © кукла-мальчик; © игрушки контрастной формы средних размеров (пирамидка, мячи, пупсик, неваляшка, птичка, кубик, машинка и др.); © мешочек из мягкой непрозрачной яркой ткани, который задергиваете на шнуре; © альбомы и цветные карандаши для каждого ребенка. Ход занятия Педагог. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня пришел (достает куклу). Это Андрюшка. А посмотрите, что принес с собой Андрюшка. В кузове большой машины находятся игрушки контрастной формы средних размеров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игрушки: пирамидка, мячик, пупсик, неваляшка, птичка, кубик, машинка и др. Педагог показывает игрушки детям, читает стихотворение: ИГРУШКИ ДЛЯ АНДРЮШКИ Все игрушки в детский сад Взял с собой Андрюшка. Очень рады все ем<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: