ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,
Реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов
Сведения о разработчике | |
Фамилия, имя, отчество (полностью): | Сорокина Елена Валерьевна |
Район | Лукояновский |
Место работы | МБОУ Ульяновская средняя школа |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Общая информация | |
Предмет | история |
Класс | |
Тема урока | Правление князя Владимира. Крещение Руси. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Изучение основных направлений деятельности князя Владимира Святославича; выявление причин и значения крещения Руси |
Задачи | |
| Познакомить обучающихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии и определить ее значение. |
| Развивать умения обучающихся выделять главное, проводить причинно-следственную связь, способствовать формированию умений работать с различными образовательными ресурсами (картографическими, текстовыми учебными и документальными), электронными. |
| Способствовать воспитанию чувства патриотизма, сопричастности к истории своей страны, на основе основных постулатов христианства воспитывать у обучающихся такие личностные качества, как доброта, сопереживание, отзывчивость, милосердие |
Планируемые результаты | |
| Уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, |
| Объяснять причины принятия христианства; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; оценивать действия и поступки личностей на примере деятельности князя Владимира Святославича; |
| |
| Составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
| Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, использовать схемы для получения информации; |
| Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, задавать вопросы; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы; |
Фонды оценочных средств | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Фронтальный опрос, заполнение таблицы «Значение принятия христианства на Руси», проверочный тест в онлайн школе Skysmart |
Форма обучения | Индивидуальная работа, групповая работа, фронтальная работа |
Педагогические технологии организации учебной деятельности(«перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Исследовательское обучение; Проблемное обучение; Обучение в малых группах |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное обучение |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Используемые открытые образовательные платформы, онлайн-сервисы | https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru https://foxford.ru/wiki/istoriya https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass https://www.youtube.com |
Необходимое оборудование | Компьютер, Интернет, проектор, интерактивная доска, учебники, тетради |
Программное обеспечение | Любой Powerpoint для воспроизведения презентации, любой браузер для выхода в Интернет |
Дидактическое обеспечение | Учебник «История России» для 6 класса в 2ч. Ч.1. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова М.:Просвещение, 2016 Миниатюра из Радзивиловской летописи увеличенная в презентации; Иллюстрация «Крещение киевлян» Лебедев К. в презентации; Выдержки из работ историков: Д.С. Лихачев «Крещение Руси и государство Русь»; Адаптированный перевод фрагмента из «Повести временных лет»; Видеофрагмент из документального фильма «Рюриковичи»; Таблица для заполнения «Значение принятия христианства». |
Дополнительная литература | Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс М. Просвещение, 2018 А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина Рабочая программа т тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы М.:Просвещение, 2018 |
Интернет-ресурсы | https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru https://foxford.ru/wiki/istoriya https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап учебного занятия | Цель, содержание этапа | Используемые ресурсы открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Организационный этап. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Учитель приветствует учащихся. | Определение знания и незнания, по изучаемому вопросу | Положительный настрой взаимодействия учеников учителя | Самоорганизация учащихся | Учащиеся настраиваются на работу. | |
Мотивация к учеб- ной деятельности | Создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность, | Просмотр сюжета фильма «Рюриковичи» https://www.youtube.com/watch?v=P99TNFhk97o | Что нам надо выяснить, чтобы изучить данную тему? Учащиеся высказывают свое мнение (Что мы знаем об этом князе? Что такое религия? Какова роль религии в обществе?) | Умение работать с различными видами информации. Проблемный вопрос | Умение обмениваться информацией | умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности | Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. |
Актуализация знаний | осмысление содержания исторического события | Работа со схемой в презентации | Организует беседу по вопросам: –Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Какую большую тему мы изучаем? - Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? Загадки: О ком идет речь? Приложение 1 - Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси». - Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока… Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться? Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы - Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи. Совместно с детьми формулируется план. | используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. | высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | умение определять актуальность темы, связь с современностью | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение - Организует проблемную ситуацию; - Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам |
Изучение нового материала. отработка ключевых компетенций | Побуждает обучающихся. Структурирует предложенные формулировки | Прочитываем с экрана «Два образа князя Владимира» https://resh.edu.ru/subject/lesson/1458/ Внутреннюю и внешнюю политику кн. Владимира разбор по учебнику – работа группами, используем материалы лекций и карт с Интернетурока https://images.wikia.com/russianhistory/ru/images/0/05/Правление_владимира.jpg; https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/vladimir-svyatoy Для получения информации смотрим фрагмент учебного фильма https://resh.edu.ru/subject/lesson/1458/ | - Послушайте мнения различных историков о Владимире. Высказывания историков о князе Владимире: «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин. Проблемный вопрос. Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? - Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника. Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. 1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав? 2.Какие сыновья претендовали на киевский престол? - самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях; - ответьте на вопрос: «Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?» Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев. Учитель: - Перед князьями стояли задачи: 1) укрепление обороны государства; 2) четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. Рассказ учителя о Владимире - Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? - Какие религии основываются на единобожии? При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство. -внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните, «Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия христианства на Руси?» Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы: -какую веру выбрал Владимир и почему? Задания группам: Группа №1. Внимательно прочитайте документ «Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы. Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы. Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы. Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы: -где и как крестили киевлян? -как поступил князь Владимир с языческими идолами? Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами? Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы. - Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте. 1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным? 2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства. 3.Что построено при князе Владимире? | извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Отвечают на проблемный вопрос и заполняют опорную схему правления до князя Владимира Отвечают на вопросы Выполняют задание Заполняют схему: Опорный сигнал – схема: Святослав Ярополк Олег Владимир (Киев) (Древл. земля) (Новгород) Слушают учителя и отвечают на вопросы: - принять единую религию христианство, ислам, иудаизм Составляют план ответа на вопрос Внимательно изучают документы и отвечают на вопросы ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно Разбирают схему и записывают в тетрадь результаты Просматривают к/ф и отвечают на вопросы | аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Поиск информации, сравнение полученных данных, представление работы. |
Первичное осмысление и закрепление изученного | осмысление содержания исторического события | Составление таблицы в тетрадях | Организует работу с учащимися Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное). | самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Преобразовывают информацию из одной формы в другую. | умение обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения. опыт взаимодействия учащихся | представлять и оценивать результаты своей работы. | Заполнение таблицы в тетради - Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия. |
Итоги урока. Рефлексия | Организация усвоения детьми нового материала. Включение нового знания в систему знаний; | Решение теста в системе https://edu.skysmart.ru/student/vetipaburo | Проводит беседу по вопросам: – Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. - Давайте вспомним наш проблемный вопрос: Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили. Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах) Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? - Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы? -Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3 | Проверка полученных знаний на уроке в форме краткого теста. | оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности | принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения. Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений |
Домашнее задание | Организация самостоятельного выполнения заданий для закрепления. | Для заинтересованных обучающихся: досмотреть учебный фильм https://resh.edu.ru/subject/lesson/1458/ Ознакомиться с лекцией на Фоксфорде https://foxford.ru/wiki/istoriya/rastsvet-rusi-x-pervaya-tret-xii-v | Конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства Инструкция к выполнению домашнего задания. § 5, учить термины по истории Древней Руси. Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси? 2. Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства» 3.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию. Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности. | Записывают домашнее задание | Записывают домашнее задание |