Дмитриевой Татьяны Петровны




Преподавателя по классу фортепиано

 

Санкт-Петербург

2018 год

Современное состояние преподавания музыки характеризуется устойчивыми тен­денциями обновления содержания образования. По-прежнему актуальны вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие мето­ды, вытекающие из природы искусства? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности, схематизму и регламентации?

Нужно создать такие условия, чтобы ученик сам захотел узнать, что такое скри­пичный ключ и чем он отличается от басового? Чтобы сделать восприятие нашего учени­ка нашим помощником, нужно... «посадить ученика за руль и сесть рядом» или «налить в бассейн воды» и приступить к урокам плавания.

Это называется - начать с развития навыков. А навыками в музыкальном обуче­нии является чтение нот с листа и пение по нотам.

Однажды блуждая в просторах Интернета я обнаружила интересную на мой взгляд статью об «революционной» программе «Софт Моцарт». Система «Софт Моцарт» - комплекс обучающих музыкальных игр для компьютера и подсоединенной клавиатуры синтезатора или цифрового фортепиано. Эти игры реализуют основную философию «Соф Моцарт» - деление сложной задачи исполнения музыки на базовые навыки и обес­печение отработки каждого навыка и их комплекса. Это дает ученику не только возмож­ность обширной практики, но также гарантирует удовольствие и уверенность в своих си­лах во время занятий. Ознакомившись с ключевыми позициями системы обучения и компьютерной программы «Софт Моцарт», я в дальнейшем имела возможность увидеть как этот метод работает на примере своих дошкольников, которые с удовольствием и успешно занимаются по этой системе.

В 2009 году, прослушав полный курс лекций по методике преподавания «Софт Моцарт» я сдала практический экзамен и сертифицирована проводить уроки, использующие эту методику.

По этой системе на сегодняшний день занимается множество публичных и частных школ и музыкальных студий в США, Канаде, Испании и в России- в Москве, Краснодаре, Уфе, Владивостоке, Чайковском, в Бийске и Санкт-Петербурге. Этот метод долго разрабатывался на основе русской музыкальной классической школы. Компьютеризация метода значительно расширила звуковые и графические возможности курса обучения и повысила его эффективность в несколько раз за счет элемента интерактивности. Эта система по сути является методикой развития музыкальной грамотности, развития музыкального слуха, обучения игре на фортепиано, сольфеджио и гармонии для всех начинающих от 2 - х лет и старше.

1. Программа «Софт Моцарт» не идет вразрез с классическими подходами к обуче­нию музыке. Она по сути является «недостающим звеном» обуче­ния, восполняющим недостаток визуальности в ознакомлении с клавишным про­странством фортепиано в совокупности с нотным письмом.

2. Использование компьютера и цифрового инструмента в программе «Софт Моцарт» является блестящей на­ходкой в воссоздании интерактивности обучения музыке, как языку. Возможность сыграть произведение одной рукой, слыша партию второй, уметь не только уви­деть собственные погрешности в исполнении текста, но и самостоятельно испра­вить их, иметь возможность учить произведение наизусть самостоятельно, но под контролем, начинать беглое чтение нотного текста с первых же уроков - вот дале­ко не полный перечень того, что может дать эта система каждому начинающему,

Революционность программы проявляется в том, что используя её, каждый чело­век независимо от способностей может научиться читать музыкальный текст и играть на фортепиано (или других клавишных инструментах) сразу десятью пальцами обеих рук, что немаловажно для развития слуха, памяти, а также для поддержания интереса к обучению.

«Азбучная презентация» нотного стана, перевернутого ключами вверх с использованием цветовой кодировки и картинок, позволяет учащимся сбалансировано справляться с про­блемами чтения и координации. Это своеобразный «Букварь» в музыке.

Постепенный переход от «азбучной» презентации нотного текста к традиционному позво­ляет учащимся понять нотное письмо быстрее и проще.

3. Я предлагаю использование этой системы не только в музыкальных учебных заведе­ниях, но и в детских садах, школах и других организациях, связанных с воспитанием и культурным образованием детей. Использование такой системы в домашней работе уча­щихся также неоценимо.

Когда Вы играете Note Duration (Нотные длительности), то начинаете понимать ритм не только с математической точки зрения, но и ощущать его на мышечном уровне. Любой ребенок не только осознает ритм, но и чувствует его, - и трудно определить, что более важно.

4. Что касается Gentle Piano, то имеются дополнительные преимущества:

-Вертикальное расположение нот в сравнении с горизонтальным лишь означает, что то, что расположено справа - то справа, а что слева - то слева. Это высказыва­ние кажется абсурдным, но фактически в нашем обучении игре на фортепиано ученик вынужден иметь дело с ориентацией в направлениях, которые идут вразрез с законами естественного восприятия.

- Оценка достижений должна быть быстрой. Соревнование происходит не с учи­телем. Учитель не поправляет вещи типа "Это не до или фа, а ми". Учитель имеет воз­можность обучать и править в более важном, он не обязан комментировать вербально каждый звук фортепиано. В конце концов, мы постоянно говорим нашим ученикам, что музыка звучит в тишине. И здесь учитель с учеником в одной упряжке, а соревнование происходит с компьютером - это еще одна педагогическая находка, которую я считаю неоценимой!

Возможность же использования соединения музыкального инструмента с компьютером способно вознести эффективность обучения игре на фортепиано и шлифования на­выков на невиданный до сих пор уровень эффективности.

Фортепиано это самый доступный многоголосный инструмент, извлечение звуков из не­го не требует от учащихся особых физических усилий. Он способен развивать и мелоди­ческий и гармонический слух, то есть, например, на нем можно играть мелодию и ак­компанемент к ней. У этого инструмента есть много тембров и метро-ритмических воз­можностей. Это - идеальный тренажер для развития навыков и слуха и чувства ритма, потому что фортепиано является и музыкальным и ударным инструментом одновремен­но. Ударяя по клавишам инструмента и извлекая звуки точной высоты, учащийся полу­чает информацию и о мелодии, и о гармонии и о ритмической организации. Обучая пальцы «петь» легато, ребенок осваивает тонкости развития и слуха, и голоса, и мелкой моторики.

Музыка - это язык, созданный для передачи музыкальных мыслей. Для того, чтобы владеть этим языком, необходимо владеть навыками его слышания, понимания, чтения и мышления. Знание Музыкального Алфавита поможет понять:

-логику музыкального языка.

логику графического оформления музыкального языка - или музыкальной нота­ции.

- подготавливает мышцы человека к музыкальному прочтению.

- способствует развитию музыкальной памяти через артикуляцию.

Музыкальный Алфавит отличается от Алфавита тем, что он отражает логику музыкаль­ного языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, потому что во-первых, в музыке нет одного направления музыкально­го движения и Музыкальный Алфавит - это До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До, во-вторых, потому что в музыке каждая из семи нот может являться первой и поэтому мы должны знать 7 Музыкальных последовательностей, а не одну и все эти по­следовательности в комплексе являются Музыкальным Алфавитом.

Таким образом, музыкальный Алфавит в музыке должен выглядеть так:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре - Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми - Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа - Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль- Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля - Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

В музыкальном прочтении громадное значение имеет скорость реакции, поэтому уме­ние быстро проговаривать Музыкальный Алфавит - это насущная необходимость для приобретения навыка скоростного чтения нот с листа.

Музыкальная Азбука - совокупность нот, принятых в музыкальной письменности.

1. Ноты могут располагаться через ступень.

2. Ноты могут располагаться через 2 ступени

3. Все остальные сочетания звуков являются производными от уже сложившихся по­следовательностей или их обращениями.

Простое запоминание Музыкального Алфавита вне его пропевания может стать важной точкой опоры как в развитии музыкального голоса и слуха, так и в зрительном прочте­нии нот с листа, а также и в освоении теории музыки. В знании Музыкального Алфавита, как в маленьком зернышке заложена вся музыкальная система, без которой невозможно фундаментальное изучение музыкального языка. Музыкальный Алфавит нужно знать, как таблицу умножения и уметь проговорить от любой ступени в очень быстром темпе. Для того, чтобы помочь моим маленьким ученикам справиться с трудностями гра­фического прочтения Нотного Стана, я сначала придумала специальные карточки и письменные упражнения, а потом - я купила компьютерные игру, с помощью которой я успешно обучаю своих учеников чтению нот.

Клавиши инструмента становятся тем самым продолжением линеек и пространств между ними, которые можно «потрогать» и пропеть голосом. Так, с помощью простого графического приема - расширения линеек на нотном стане - мы помогаем ребенку

1. понять логику расположения нот на линейках и между ними и развить восприятие ли­неек и пространств между ними как равнозначных единиц

2. получить первые зрительные представления об интервалах

3. сделать обучение музыкальной грамоте конкретным или основанным на мышечном прикосновении к нотному стану с помощью клавиш

4. развить музыкальный глазомер, с помощью которого чтение музыки развивается зна­чительно более эффективно

5. помочь понять, как размещается на Нотном Стане Музыкальный Алфавит

 

 
 

 

 


6. О том, что Нотный стан и клавиши фортепиано тесно связаны между собой и по сути являются графическим продолжением друг друга, я поняла не сразу. Никто никогда не учил меня этому и мир клавиш в моем сознании существовал как бы отдельно от мира нот. Мое мировоззрение перевернулось в тот день, когда я поставила ноты какой- то пьесы ключами вверх и посмотрела на нотный стан совсем под другим уг­лом. Для меня это стало каким то откровением, подобным удару молнии.

7. Позже я узнала, что эта идея далеко не нова и некоторые учителя до меня пытались перевернуть ноты ключами вверх на начальном этапе обучения. Такой поворот делает клавиши фортепиано продолжением 10 линеек Нотного стана, помогая зрительному восприятию стать точкой опоры для координации человека.

 


8..До использования компьютерной программы Софт Моцарт я печатала нотный текст пьес на расширенных линейках при повороте на 90 градусов для моих учеников.

 

Во-первых, это помогает восприятию человека получить первые навыки координации всех пальцев во взаимодействии со всеми клавишами

Во-вторых, это помогает освоению клавишного пространства зрением, для которого после нескольких путешествий вперед и назад оно становится не таким страшным и не­понятным, но более доброжелательным и знакомым

В - третьих, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по 2 и 3 и как белые организованы по октавам и по порядку

В -четвертых, это помогает использовать уже выученные знания Музыкального Алфавита применительно к разучивании клавиш фортепиано

Итак, для того, чтобы мы научились читать нотную грамоту, нет другого пути, как с первых же уроков приниматься... за чтение нотной грамоты. В моем классе дети начи­нают играть обеими руками и читать ноты с листа голосом и с помощью фортепиано на самом первом уроке, не вникая в подробности о том, что такое Скрипичный и Басовый ключ, где 2 и где 3 черные клавиши и как найти среднее До, они совершенно не знают нот на нотоносце, понятия не имеют, что такое такты, размер, длительности и какими бывают паузы. Все, что они запоминают - это первую последовательность Музыкально­го Алфавита: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. Потому что все ос­тальное им просто не нужно.

Из всей этой вышеперечисленной информации мы делаем один важный вывод: МЫУЧИМСЯ ДЕЛАЯ.

Ходить, говорить, держать ложку, завязывать шнурки - все это мы научились делать в процессе... делания. Никто не посадил нас за школьную скамью и никто не сказал нам: сейчас я тебя научу, что такое шнурки и как их завязывать. Никто не дал нам схемы завя­зывания шнурков. И от этого наши действия ничуть не пострадали! Дети любят музыку и тянутся к ней. Они хотят играть на музыкальных инструментах и возможность их научить этому дома и в детском саду и тем более в музыкальной школе - совершенно реально, если дать им точку опоры. Музыкальная грамотность может и должна стать достоянием всего человечества. Чтение и запись нотного текста может стать таким же обычным явлением, как чтение детских книжек, журналов, газет или романов. Музици­рование может стать популярным временем провождения, творческим и занимательным. Дети, научившись читать ноты и сочинять музыку, станут соревноваться между собой в умении исполнять музыкальные сочинения и создавать свои.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: