ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
1. Наличие четко определенных целевых установок, направленных на комплексное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся.
2. Воспитательная и нравственно-эстетическая направленность работы по формированию личностных качеств и познавательных потребностей учащихся.
3. Развивающий характер.
4. Системность и последовательность развертывания учебного материала и решения задач обучения.
5. Связь с жизнью.
6. Рациональность компоновки элементов урока и распределения времени на разные виды деятельности учащихся.
7. Разнообразие форм деятельности учителя и учащихся.
8. Законченность элементов урока и деятельности учащихся.
9. Высокий коэффициент задействованности учащихся на всех этапах урока и активизации самостоятельной работы детей.
10. Тесная обратная связь с учащимися, высокий уровень индивидуализации и дифференциации обучения (учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся).
11. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся
12. Повышенный, но доступный уровень трудности обучения.
13. Эмоциональность, скорость, громкость, точность и краткость.
14. Стиль, тон и такт в общении с учащимися.
СИСТЕМА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ МОЖЕТ СТРОИТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1. Посещение всех уроков учителя, отведенных на изучение определенной темы в одном классе. Проводится с целью изучения работы преподавателя и оценки оптимальности сочетаний методов и приемов обучения, их совокупной эффективности для усвоения знаний, формирования интеллектуальных и практических умений и навыков, воспитания и развития учащихся в процессе обучения, формирования их личностных качеств и отношений к изучаемым темам.
2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.
ПОДГОТОВКА К ПОСЕЩЕНИЮ УРОКОВ
1. Определите цели посещения урока.
2. Ознакомьтесь с учебной программой по предмету.
3. Уточните по классному журналу темы предыдущего и посещаемого урока.
4. Ознакомьтесь с аудиовизуальными средствами, фонограммами,, наглядными пособиями по теме, имеющимися в предметном кабинете.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ
1. Ознакомление с системой работы учителя.
2. Проверка сроков и успешности прохождения учебной программы, выполнения программных требований и качества знаний учащихся.
3. Выявление причин малой эффективности урока слабого учителя.
4. Выявление специфики организующей деятельности учителя с целью обобщения и распространения педагогического опыта.
5. Проверка внесенных преподавателем изменений в систему организации урока в соответствии с ранее изученными замечаниями и рекомендациями.
ПОРЯДОК ОБСУЖДЕНИЯ УРОКА
1. Заслушивается анализ учителем своего урока:
– какие учебно-воспитательные задачи планировалось решить на уроке и почему?
– обоснование избранного плана урока (с учетом цели, содержания, форм, методов и средств обучения);
– как были на данном уроке учтены опорные знания учащихся?
– чем руководствовался учитель при подготовке к данному уроку (методическими рекомендациями, передовым опытом, собственным опытом, дополнительной литературой и т.п.)?
2. Заслушиваются присутствующие:
– как были решены на данном уроке общеобразовательные (формирование ведущих понятий, общеурочных и специальных навыков), воспитательные задачи, задачи развивающего обучения?
– согласны ли Вы в выборе плана урока? На сколько оптимальным он оказался?
– все ли было сделано на уроке по активному вовлечению учащихся в познавательную, самостоятельную, творческую деятельность?
– каково место данного урока в системе других уроков данного учителя?
– как тема самообразования учителя нашла свое отражение на данном уроке?
– какие сильные стороны в работе учителя, заслуживают ли они обобщения? В чем причина обнаруженных недостатков?
3. Делается общий вывод по уроку, его оценка.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫАНАЛИЗА УРОКА
1. Личностные качества учителя:
– стиль общения;
– умение настроить учащихся на работу;
– эрудиция и т.п..
2. Оценка задач:
– конкретность подготовки задачи;
– соответствие возрасту учащихся;
– реальность достижения;
– форма доведения до учеников.
3. Анализ содержания:
– соответствие программе;
– логичность, доступность изложения материала;
– умение выделить главное, существенное (стержень урока);
– объем запланированного материала.
4. Обоснованность выбора форм и методов обучения:
– соответствие цели;
– соответствие возрасту и уровню подготовленности учащихся;
– тщательный подбор наглядных пособий:
a) хороший обзор для всех;
b) выделение существенного в наглядности;
c) продумывание пояснений к наглядности;
d) участие учащихся в нахождении главного в наглядности;
e) использование аудиовизуальных средств.
5. Оценка деятельности учащихся:
– картина активности (умение учителя распределить внимание между всеми учащимися);
– вид деятельности учащихся (репродуктивный, творческий);
– доля самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
6. Результативность:
– понят ли учебный материал?
– умеют ли учащиеся использовать полученные знания?
– способствовал ли урок развитию учащихся?
– умение учителя правильно оценить деятельность учащихся (объективность оценки).
Список использованной литературы
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Музыка, 1983.
2. Брюсова Н.Я. Музыка в школе. – М.: Музгиз,1921
3. Веретенникова Л.К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьника. – Ижевск, 1996
4. Вопросы подготовки учителя музыканта и музыкальное воспитание детей. Под ред. В.С. Елисеевой. – М., 1974
5. Гребенюк О.С. Общая педагогика, -Калининград, 1996
6. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989
8. Куписевич Г. Основы общей дидактики. – М.: Высшая школа, 1986
9. Мочалова Н.М. Совершенствование современного урока. – Казань, 1986
10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого. –М., 1996