Министерство спорта Российской Федерации




Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований

 

Нестабильность экономики страны в 1990 е годы высветила несовершенство нормативно правовых основ в спортивной сфере. Требовалось с новых концептуальных методологических позиций подойти к подготовке новых законодательных и подзаконных нормативно правовых актов – о заработной плате спортсменов, тренеров, судей и др., в области социальной защиты спортсменов и специалистов, в вопросах трудоустройства и увольнения, а также реформирования контрактных соглашений между спортсменами и спортивной организацией.

За последние годы в обновленной России как правопреемнице в спортивном движении СССР приняты и реализуются федеральные законы, а также дополнения к ним, другие нормативные документы, которые формируют правовую базу отрасли.

В законодательную и правовую базу физкультурно-спортивного движения в частности входят:

– Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 г.;

– Гражданский кодекс РФ, 30.11.1994 г. (с изменениями и дополнениями);

– Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 г. (в редакции федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90 ФЗ, от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ);

– Уголовный кодекс Российской Федерации, 03.06.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 06.10.2003 г. № 131 ФЗ (с изменениями и дополнениями);

– Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», 19.05.1995 г.;

– Закон Российской Федерации «Об образовании», 18.01.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

– Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 19.12.1991 г.;

– Закон Российской Федерации «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», 19.04.1991 г. (редакция 19.06.1995 г.);

– Закон РФ «О страховании», 22.12.1992 г.;

– Закон Российской Федерации «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», 4.03.2002 г.;

– Закон Российской Федерации «О запрете в спорте средств (допинга) и запрещенные в спорте процедуры», 2004 г.;

– Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 24.11.1995 г.;

– Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» № 240 ФЗ, 27.12.2006 г.;

– Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 310 ФЗ, 01.12.2007 г.;

– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», № 329 ФЗ, 04.12.2007 г.

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорта России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту.

Министерство Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
  • . на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений; порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней; положение о спортивных судьях; положение о присвоении почетных спортивных званий; порядок проведения обязательного допингового контроля; перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте; типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта; общие принципы, критерии формирования и порядок утверждения списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации; нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, методические указания и инструктивные материалы по осуществлению полномочий, переданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
  • координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации;
  • создает во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики;
  • согласовывает решения о проведении на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований;
  • определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • организует конгрессы, конференции, семинары и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных Министерству федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;
  • организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Министерства, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Правовое регулирование деятельности спортивных федераций в РФ
Современное российское законодательство не содержит легального определения понятия «спортивная федерация» - гражданское законодательство не знает такой организационно-правовой формы, как федерация. Однако следуя логике законодателя, его можно вывести из анализа отдельных нормативных актов. Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) – это ассоциация организаций, создаваемая для представления и защиты их совместных интересов. Поэтому, чтобы быть последовательными в изложении, необходимо рассмотреть правовой статус спортивных организаций в РФ. Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1]. В Законе дается определение физкультурно-спортивной организации – это есть одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. Соответственно, физкультурно-спортивное объединение - общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (ст.2 Закона «О физической культуре и спорте в РФ»). Интересно, что в целях привлечения в спортивное движение России всего многообразия организаций, отдельными членами Федерального Собрания РФ предлагается расширить легальное определение физкультурно-спортивной организации, изложив его в следующем виде: «Физкультурно-спортивная организация – организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, созданная по инициативе граждан или юридических лиц, на основе членства или без такового в целях развития физической культуры и спорта, деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной спортивной работы для достижения своих уставных целей». Такое определение могло бы расширить число участников в спортивном движении Российской Федерации, и помочь привлечь то некоммерческое финансирование, которого так не хватает национальному спорту[2]. Ключевым моментом в данных определениях является то, что спортивная организация – это, прежде все некоммерческая организация, т.е. для нее извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Данный вывод складывается и из положений ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»[3], согласно которым «некоммерческие организации могут создаваться … в целях … развития физической культуры и спорта… ». Определение физкультурно-спортивного объединения основано на понятии общественного объединения, которое дано в ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»[4]. «Федерация», согласно п.2.ст.8 Закона «О физкультуре и спорту» - это одно из названий для обозначения физкультурно-спортивного объединения, которой также может именоваться «союз», «ассоциация». Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О физкультуре и спорте». Здесь же сказано, что в Российской Федерации создаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности - физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические клубы и коллективы физической культуры - в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Проблема статуса физкультурно-спортивных объединений достаточно сложна. Она сложна и тем, что эти объединения изначально носили общественный характер, а не государственный характер. Исследователи обращают внимание на то, что из данных в законах определений не вполне ясен вопрос - является ли физкультурно-спортивное объединение самостоятельной формой некоммерческой организации либо это одна из организационно-правовых форм общественного объединения?[5] Как известно, перечень организационно-правовых форм общественного объединения, согласно ст.7 Закона «Об общественных объединениях», является исчерпывающим. Он включает: общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическую партию. Более того, как отмечал Т.Е.Мельник на парламентских слушаний 11 декабря 2003 года, «анализ статей закона «О физкультуре и спорте» показывает, что они, с юридической точки зрения, не корректны и не применимы на практике, потому что, с одной стороны, законодатель провозглашает физкультурно-спортивные объединения, как общественные, добровольные, самоуправляемые объединения. Потом говорит о том, что общественная физкультурно-спортивная организация является организационно-правовой формой физкультурно-спортивных объединений. А дальше по тексту закона законодатель забывает эту разницу: не понятно из текста закона или он говорит о физкультурно-спортивных объединениях, или он говорит о физкультурно-спортивных организациях»[6]. То есть, несовершенство юридической техники на практике привело к тому, что в Законе нет четкой формулировки: или физкультурно-спортивное объединение есть исключительно общественное объединение, или, физкультурно-спортивные организации – это любые организации любых форм собственности, любых организационно-правовых форм, которые действуют в области физической культуры и спорта. То же касается и непосредственно определения спортивных федераций: законодатель называет их в одном случае объединениями (абз.5 ст.5), в одном случае он их называет организациями, в другом случае называет их союзами и ассоциациями (ст.8). Так что же такое «федерация», и в какой организационно-правовой форме она может создаваться и функционировать? С одной стороны, в соответствии с п.2 ст.8 Закона о физкультуре и спорте, федерация — общественная организация, деятельность которой должна регулироваться Законом «Об общественных объединениях». С другой стороны, на основании п.1 ст.8 того же закона Федерация — это союзы и ассоциации и тем самым они попадают под действие ст.121 ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Как отмечают исследователи, названные обстоятельства до сих пор порождают различные недоразумения и даже сложности, связанные с государственной регистрацией, аккредитацией и лицензированием[7]. Тем не менее, на сегодняшний момент, пока не внесена окончательная ясность в терминологию, на наш взгляд, физкультурно-спортивную организацию (как ее вариант – спортивную федерацию) можно с уверенностью отнести к форме общественного спортивного объединения, а общественное спортивное объединение – к форме некоммерческой организации. Таким образом, деятельность спортивных организаций будет регулироваться законом «О некоммерческих организациях», законом «Об общественных объединениях» и, естественно, ГК РФ (глава 4 «Юридические лица») в части касаемо некоммерческих организаций обозначает основные признаки и правовые основы создания и деятельности НКО с отсылкой на специальный закон об НКО. Здесь стоит несколько задержаться на том, что право на объединение людей, граждан – это неотъемлемое конституционное право, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ[8]. Развитая система общественных объединений (в том числе, спортивных объединений) – это неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни (включая интересующие нас физкультуру и спорт). Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь[9]. Право на свободу ассоциаций установлено и Международным пактом о гражданских и политических правах[10] (ч.1 ст. 22) и другими международно-правовыми документами; оно предоставляет каждому человеку возможность объединяться с другими лицами по своим политическим, профессиональным и другим интересам. Итак, физкультурно-спортивное объединение есть общественное объединение, объединение граждан. Легальное понятие общественного объединения дается в ст.5 Закона об общественных объединениях, и обозначает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставные цели). Физкультурно-спортивное объединение может носит наименование «федерация», «союз», «ассоциация». На практике сложилось, что наименование «федерация» применяется относительно спортивных объединений по видам спорта. Некоммерческий характер деятельности общественного объединения определяется его целями. Основной целью общественного объединения не может быть извлечение прибыли, равно как не возможно распределение полученной прибыли между участниками (ст.2 Закона о некоммерческих организациях). Целью создания некоммерческой организации могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие, а также целью может быть охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ. Из перечня очевидно, что целью физкультурно-спортивной некоммерческой организации вне зависимости от формы некоммерческой организации является развитие физической культуры и спорта. Приведем пример обозначенных целей из уставов действующих спортивных федераций на территории России. Так, «Федерация тенниса России создана в целях развития, пропаганды и популяризации тенниса в Российской Федерации, повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций, повышения престижа и представления интересов российского тенниса на международной арене»[11], «Федерация конного спорта России создана в целях развития, пропаганды и популяризации конного спорта в Российской Федерации, повышении его роли в укреплении здоровья, во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций и повышения престижа российского конного спорта на международной арене; содействия повышения уровня конного спорта в России, приобщения к нему широких масс, совершенствования его форм, расширения сети - детских спортивных школ, секций, подготовки спортсменов высокой квалификации и др.»[12], «Федерация спортивного ориентирования Нижегородской области создана с целью развития спортивного ориентирования в Нижегородской области»[13]. Как видно из примеров, целеполагание и сфера деятельности федерации распространяется на определенную территорию, что следует из положений ст. 14 закона об общественных объединениях. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Основными признаками некоммерческой организации, отличающими ее правовой статус, являются следующие. Во-первых, некоммерческая организация осуществляет свою целевую деятельность на средства, полученные различными путями. Источниками финансирования, согласно ст.26 закона о НКО, могут быть: - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); - добровольные имущественные взносы и пожертвования; - выручка от реализации товаров, работ, услуг; - дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; - доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; - другие не запрещенные законом поступления. При этом законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. В законе отмечается, что источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. Так, согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г.№177-ФЗ банки обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов, являющиеся источником формирования имущества государственной корпорации - Агентства по страхованию вкладов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации. Кроме этого, в силу ст.50 ГК РФ (равно п.21 ст.24 закона о НКО) некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в рамках достижения цели, ради которой НКО создавалась, и в полном соответствии с этой целью. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Во-вторых, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Однако деятельность некоторых форм НКО допускается без государственной регистрации (например, общественное объединение) – то есть с момента принятия решения о создании физкультурно-спортивной федерации как общественной организации она считается созданной, то есть может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности, предусмотренные законом. При этом организация не приобретает статуса юридического лица, не может иметь в собственности или на основании иного вещного права обособленное имущество. Только имея статус юридического лица, организация от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. НКО может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах[14]. Таким образом, спортивная федерация может действовать как зарегистрированная в качестве юридического лица, так и нет. В отличие от общественных объединений, ассоциации или союзы считаются созданными как юридические лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. Ассоциации или союзы рассматриваются в п.1 ст.121 ГК РФ как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Участниками объединений могут быть только юридические лица, а не граждане. Участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается. Тем не менее, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не запрещает физкультурно-спортивным организациям действовать в других правовых формах. Таким образом, подытожим. Физкультурно-спортивная организация есть общественное объединение, созданное по инициативе граждан. Этот факт не позволяет отнести спортивную федерацию к объединению юридических лиц (ассоциация, союз), но вполне закономерно относит к ее к общественным организациям (объединениям) согласно ст. 117 ГК РФ. Форма физкультурно-спортивного общественного объединения – общественная организация. Статья 8 Закона об общественных организациях определяет общественную организацию как основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом о физкультуре и спорте и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: