Лекция 6. Отрядная деятельность




Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пределах науки и культуры.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.

В игре принято выделять такие элементы, как:

1) воображаемая ситуация;

2) роль;

3) игровые действия.

Подбирая игры важно учитывать некоторые особенности игр.

1. Возраст детей. Разным возрастам детей нужны разные игры. Важно учитывать физические и умственные особенности. Младшим – более активные и простые в понимании. Старшим – более сложные.

2. Место проведения. На некоторые игры хватит и одной комнаты, на другие придётся занять весь футбольные стадион или даже всю территорию лагеря.

3. Длительность игры. Есть игры с определённым концом, а в некоторые можно играть, пока не надоест. Одни займут пять минут, другие пару часов. Первыми можно занять время до начала мероприятия или потянуть время, когда пришли в столовую слишком рано и там ещё не накрыто. С длинными играми нужно быть осторожным, чтобы потом не опоздать куда-нибудь.

4. Количество участников игры. В вашей игре всем должно найтись место. Ни один ребёнок не должен ждать 20минут пока до него дойдёт очередь. Также есть игры где нужно именно чётное количество игроков или, например, количество делящееся на три, отстранять кого-то из игры только потому что в игре он лишний неправильно.

Игры на маленькую группу из трёх-пяти человек тоже важны. Когда весь отряд уходит на море и пара человек остаётся в лагере из-за

недомогания, они не должны сидеть в комнате совсем без дела. Выбирая для них задание, учтите их состояние.

5. Состав участников. Некоторые игры будут интересны только мальчикам или только девочкам.

6. Инвентарь. Весь инвентарь должен уже быть до начала игры.

Огонек (Свечка) — одна из самых известных и немаловажных традиций лагерей. Можно условно поделить «огоньки» на два типа: ежедневный «огонек»-анализ дня, который проводится в течение 30-40 минут, и тематический «огонек», который проводится 2-4 раза за смену и по сути представляет собой одну из форм внутриотрядного мероприятия.

Традиционная форма «огонька» заключается в том, что весь отряд собирается вечером вокруг костра или свечи, ведущий выбирает талисман и передает его по кругу. Тот, у кого в данный момент находится талисман, говорит о прошедшем дне или на заданную тему. В конце «огонька» проводится ритуал и все вместе задувают свечку. «Огонек» — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

«Огонек» — анализ дня

Основные цели ежедневного вечернего «огонька» — это не только анализ прошедшего дня, но и коррекция взаимоотношений в отряде, регулирование эмоционального настроя участников.

Для вечернего «огонька» существуют правила:

1. Отряд должен быть заранее настроен и готов к «огоньку».

2. И дети, и вожатые располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3. Дети и вожатые должны выполнять законы:

• Когда говорит один — все молчат.

• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

• Все сказанное при свече не должно «выноситься» за его пределы.

• Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

• Через центр круга переходить нельзя.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

Вопросы необходимо задавать такие, чтобы можно было проанализировать состояние отряда на текущий день и понять, как его скорректировать.

Вот примерные вопросы:

• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

• Что было не очень хорошо и даже плохо?

• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» ритуалом, который можно придумать самим.

Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:

Тематическая свечка — самая романтическая форма внутриотрядного мероприятия, которая позволяет каждому участнику высказаться на ту или иную тему, понять позицию другого, раскрыть себя со стороны, слушать, а главное — слышать. Она помогает научить детей осмыслению жизни, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.

Тематически «огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы «огонек» был успешным, необходимо учитывать некоторые вопросы:

• Тематика «огонька» должна быть актуальной и вызывать интерес у всех участников.

• Вожатый заранее продумывает ход поведения тематического «огонька»: обозначает его тему, намечает цели, формулирует задачи с учетом желаемых результатов.

Проведенный экспромтом, он не позволит в полной мере добиться положительного эмоционального настроя у его участников.

• Положительный настрой тематического «огонька», динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности вводных слов вожатого.

• Необходимо четко определить свое собственное отношение к теме. Почему именно такое отношение.

• Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.

• В течение дня готовить отряд к «огоньку» именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).

• Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление.

Тематический «огонек» имеет свою структуру. Его можно провести по плану:

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Объявление темы, постановка проблемы.

3. Погружение в проблему.

4. Решение проблемы.

5. Ритуал прощания.

Однако данный вид «огоньков» может иметь различные формы

Отрядный уголок.

Оформление отрядного уголка – одно из первых коллективных творческих дел, которое и объединяет детей, и раскрывает их творческие способности.

Мы предлагаем вам собрать творческую группу детей, снабдить их всем необходимым, и пусть они, исходя из названия отряда, оформят отрядный уголок, чтобы он привлекал к себе внимание окружающих своим необычным, ярким, интересным видом.

Здесь огромное поле деятельности как для детей лагеря, так и для вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Желательно отойти от стандартных названий и заменить их на более яркие, но похожие по смыслу. Например, орган детского самоуправления назвать «Совет старейшин», название творческой мастерской «Веселая нотка» заменить на «Музыкальную хижину» и т. д.

Предлагаем возможные рубрики для отрядного уголка:

· Календарь.

· План на смену («План-сетка»; «Еще не вечер»; «Ни дня без приказа»; «Веселыми тропинками лета»; «Наша стратегия).

· Сегодня («Сегодня у нашего костра»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «А у нас сегодня…»).

· Поздравляем («Гип-гип, ура!!!»; «Маэстро, музыку!»; «Целуем в щечку»).

· Спорт («От старта до финиша»; «Точно в кольцо!»; «Наша стометровка»; «Назло рекордам»; «Физподготовка»).

· Список отряда («Знакомьтесь, это мы!»; «Ба, знакомые все лица!»).

· За бугром («В других отрядах»; «За горами, за долами»; «А в это время у соседей»).

· Наша песня («А мы поем…»; «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»; «Музыкальный граммофон»).

· Наши достижения («Страна должна знать своих героев»; «Наши взлеты и падения»).

· Добьемся.

· Всякая всячина («А вы знаете, что всяко разно…»).

· Очень важная информация («Скоро в отряде»; «Что пишут в газетах»).

· Наше настроение («Дерево настроения»).

· Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений»; «Озеро доверия»; «Отрядная почта»).

· Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на пять»).

Имидж отряда - неповторимый внешний образ отряда, отличающий его от других отрядов, например:

· Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности.

· Девиз отряда — краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности. Девиз не должен быть громоздким.

· Отрядная песня и любимые песни отряда — вечерние, костровые, лирические, шуточные и другие.

· Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (жилетки, банданы, майки, галстуки, пояса и другое).

· Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон О-О... для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие).

·Оформление отрядного места (корпус, комната, место на спортивной площадке и т. д.).

· Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда. Уголок - не формальность. Это одна из форм наглядного учета и показа работы детского коллектива. Материалы отрядного уголка помогают детям ориентироваться в жизни лагеря, отряда.

· Эмблема - это символический знак, рисунок, отражающий сущность названия семейки, его профильность и девиз. Эмблемы носят на бейсболках, на рукаве (в виде шеврона), на груди (в виде значка).

· Можно выбрать и свой цвет: синий, желтый, зеленый, малиновый. Атласная лента определенного цвета носится на голове. Надевается на отрядные и общелагерные мероприятия.

· Особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты, шефство над младшим отрядом и другое).

· И так далее...

Имидж отряда более ярко выражен у старших отрядов, но и с младшими детьми можно попробовать. В этом случае вожатые задают имидж отряда и направляют детей в желаемое русло.

Отрядное дело – мероприятие, проводимое на один отряд. У отрядного дела есть три стадии:

1. Подготовительная стадия – необходимо продумать цели и задачи мероприятия, сценарий мероприятия, необходимый реквизит, оформление.

При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть: возрастные особенности ребят; социальные особенности; интересы ребят; уровень сложившихся взаимоотношений; психологическое и физическое состояние отряда.

2. Проведение мероприятия. При проведение отряда важно, что бы весть отряд принимал участие и никому не было скучно. Также нужно внимательно следить за выполнением правил лагеря и мероприятия во избегания конфликта в отряде.

3. Анализ проведения мероприятия. Анализ проводится между напарниками отряда с целью выявления проблем и средств корректировки в дальнейшем

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: