КАКИМИ ВИДЯТ СЕБЯ ПОДРОСТКИ





Н емалое место в психосексуальном воспитании занимает воспитание фемининности у девочек и маскулинности у мальчиков. Попробуем разобраться, как оценивают эти качества те, кого мы собираемся воспитывать. Психологи попросили девятиклассниц распределить по степени важности 15 мужских и 15 женских качеств. Дувушки, описывая мужчин, отвели мужественности 10-11-е место, воспитанности - 12-13-е, а 1-2-е места заняло уважение к женщине. Среди женских качеств уважение к мужчине оказалось на 13-14-м месте и соседствовало с хозяйственностью и аккуратностью, а на 1-2-м были женская гордость и сила воли. Эти результаты привели авторов эксперимента к довольно тревожному вопросу: на какое семейное счастье может рассчитывать женщина, которая с юных лет сознает свое превосходство над мужчиной и считает, что лишь у него есть обязательства перед ней, а она от них свободна? Чтобы читатель не упрекнул меня в "половом субъективизме", замечу, что результаты опросов мальчиков дают не меньше оснований задуматься.
Вы наверняка заметили, как много обсуждаются в печати отношения мужчин и женщин, проблемы феминизации мужчин и маскулинизации женщин, как много взаимных претензий при этом высказывается, сколько звучит обвинений. В настоящее время отношения мужчин и женщин становятся демократичнее и равноправнее, многие традиционные представления утрачивают силу, а новые только складываются. Некоторая неразбериха при этом, вероятно, неизбежна, поэтому важно, чтобы попытки разобраться в этом вопросе велись бы не по принципу "кто кого", а со знанием дела. Когда строятся новые отношения, трудно всем. Дети воспринимают и усваивают "перегибы" и в таких дискуссиях, и в отношениях между родителями в семье.
Все, что мы говорим детям об отношениях между мужчинами и женщинами, они воспринимают через призму отношений в доме. И если слова расходятся с делом, то воспринимается и усваивается то, что делается, а не то, что говорится. Передавая свое отношение к жизненным ценностям, еще раз задумайтесь над ними, посмотрите на них в новом свете, в чем-то, возможно, измените их, с тем чтобы ваше воспитание проходило под девизом "Делай, как мы", а не "Делай, как мы говорим".
Мне пришлось специально изучать представления подростков о мужчинах, женщинах и о себе самих. Оказалось, что представления о взрослых своего пола критичнее, чем противоположного. Так, в восприятии мальчиков мужчина предстает как решительный, независимый, энергичный, сильный, уверенный, деятельный; противоположными качествами называют враждебность, раздражительность, черствость, эгоистичность. У девочек оборотной стороной положительных качеств женщин оказываются расслабленность, несамостоятельность, слабость, неуверенность. Взрослых же противоположного пола подростки описывают в первую очередь через положительно воспринимаемые качества" Вероятно, здесь сказываются взросление и связанное с этим изменение позиции, вследствие чего люди противоположного пола воспринимаются уже как возможные партнеры по личностным и сексуальным отношениям. Большое значение имеет и то, что подросток сравнивает себя с представителями своего пола, как бы сверяясь с эталоном и решая, каким будет он сам. Происходит глубокий и пристрастный анализ. В восприятии же самих себя у подростков на первый план выходят те качества, которые отрицательно воспринимаются в людях своего пола, и те, которые как бы отражают восприятие подростков взрослыми. У мальчиков это - нелюдимость, молчаливость, замкнутость, непривлекательность, черствость, а у девочек - безответственность, эгоистичность, несправедливость, неискренность, черствость, враждебность. Это не означает, что подростки не любят себя - названные качества дополняются множеством положительных, но хорошо показывает, как наши дети размышляют, что их заботит и тревожит. Надо понять, что созидание ими собственной личности проходит по взрослым образцам, причем небезболезненно и, конечно, у всех по-разному. Чувствуя душевный труд и видя душевные поиски детей по становлению и них завтрашних мужчин и женщин, жен и мужей, отцов и матерей, старайтесь проявлять уважение к этому труду и поиску.

 

 

ПOЛОBOE СОЗРЕВАНИЕ

 

В ы, веротно, уже не раз встречались с понятием "подростково-юношеская гиперсексуальность", т. е. сильно выраженное сексуальное влечение. Некоторые взрослые под этим ошибочно понимают раннее начало половой жизни, что мешает разглядеть и понять многие ключевые особенности становления и развития сексуального поведения подростков. Поэтому отметим некоторые наиболее общие проявления сексуального влечения. Сексуальные функции и связанные с ними ощущения и переживания новы для подростка. Но все новое требует узнавания, и сексуальное поведение подростков включает в себя множество форм экспериментирования с этими пока недостаточно знакомыми, новыми функциями и личностными переживаниями. Без этого узнавания, экспериментирования развитие сексуальных функций было бы крайне затруднено и заторможено. Сексуальная жизнь взрослых, у которых эта стадия развития была "свернута" или блокирована, изобилует трудностями и супружескими (партнерскими) дисгармониями.
Взрыв активности и силы сексуального влечения у сегодняшнего подростка приходится на очень неподготовленное сознание, что зависит отчасти от незрелости психики, а отчасти (в большей степени) практически полного отсутствия полового воспитания и просвещения в раннем возрасте. Если впервые получаемые сведения о реальной сексуальной жизни приходятся на период подростково-юношеской гиперсексуальности, то они часто производят эффект разорвавшейся бомбы, вызывая не только сверхзаинтересованность, но и целую гамму отрицательных эмоций (неприятие, отвращение, потрясение). Это сочетается с присущими возрасту трудностями управления влечениями.
Сексуальное влечение в подростковом возрасте очень недифференцированно и может обуславливаться множеством явлений, характер которых сам по себе не сексуален: толкучкой в людных местах, тряской в транспорте, случайным прикосновением другого человека, промелькнувшей мыслью и т. д. Может возбуждать даже невинный рассказ о тычинках и пестиках на уроках биологии.
Наконец, как мы уже упоминали, сексуальность еще изолирована от других сторон личности, она существует и воспринимается как бы сама по себе. В древнеиндийском трактате "Ветви персика" очень красиво и точно сказано: "Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь". У подростков влечения только формируются и не входят пока в прекрасный сплав под названием "любовь".
Помня об этом, вы сможете лучше понять отдельные проявления сексуального влечения у подростков.
Самое частое из них - подростковый онанизм (мастурбация). Долгое время в нем видели болезнь и причину многих тяжелых заболеваний. Это этих никак и ничем не обоснованных мнений звучит и сегодня, становясь поводом для запугивания подростков. Заметим, что как раз это запугивание и составляет единственный вред подросткового онанизма, так как может лишить уверенности в последующей взрослой сексуальной жизни. Весьма распространен миф о том, что онанизм - "привилегия" мужчин (мужская привычка, мужская болезнь). На самом деле через этап подросткового онанизма проходят практически все здоровые мальчики и юноши и около 60 % девочек и девушек. Сегодня врачи говорят, что отсутствие онанизма у мальчика сигнализирует о каком-то препятствии созреванию. Ленинградские сексопатологи обратили внимание на то, что среди женщин с половой холодностью преобладают те, кого в подростковом возрасте онанизм миновал. Нравится нам это или нет, но это факт.
Психологические проблемы и конфликты связаны преимущественно с онанизмом у мальчиков (юношей). Сексуальное напряжение и его разрядка при онанизме слишком новы, чтобы казаться нормальными и непредосудительными. А миф о свойственности онанизма лишь мужчинам вместе с присущей в основном им "тревожностью исполнения" (смогу ли? так ли? правильно ли? не мало ли?) и восприятия сексуальной состоятельности как важнейшего признака мужественности ставят мальчиков (юношей, мужчин) в особо невыгодное положение.
Американские психологи в конце 60-х гг. опросили (большие группы молодежи; 88 % юношей и 33 % девушек сообщили, что они занимались онанизмом (эти цифры всегда меньше реальных, ибо многие, стыдясь, даже и анонимных опросах предпочитают отвечать "нет") Две трети опрошенных сообщили, что с онанизмом у них связаны неприятные переживания - чувства пины, постыдности, греховности, загрязненности; 40 % считали онанизм дурной и аморальной привычкой, 10 % - снижающим умственные способности, 20 % - подрывающим физическое и 20 % - психическое здоровье, 20 % - ведущим к сексуальным нарушениям и 50 % - признаком незрелости.
Подросток чувствует себя один на один с "демоном онанизма" и терзается невозможностью победить его, не зная, что точно так же с этим "демоном" боролись многие поколения. Онанизм влечет и отталкивает одновременно. Удовлетворение от приятных ощущений и разрядка наталкиваются на угрызения совести, чувство вины, переживания очередного поражения. Замыкается "порочный круг": чем больше подросток стремится перебороть себя, тем больше напряжение и потребность в разрядке и тем более противоречивы внутренние конфликты, доставляемые разрядкой переживания.
Как следует действовать взрослым? Какие действия уместны и какие - нет? Страх родителей перед подростковым онанизмом подталкивает к запугиваниям и выслеживаниям. Об эффекте запугиваний мы уже говорили, выслеживания же просто не нужны. Даже если вы боитесь, что онанизм провоцируется какой-то болезнью, надо исходить из того, что болезненные формы проявляются чрезмерно открыто и интенсивно, "перепрыгивают планку нормальности" и не могут не обнаружить себя. Выслеживания обижают и оскорбляют.
Иногда считают, что детям следует носить плотно облегающее белье. Но его сдавливающий эффект, усиление потливости лишь провоцирует онанизм. То же надо сказать и о физиотерапевтических процедурах, затрагивающих область половых органов.
Некоторые полагают, что онанизм может быть спровоцирован недостаточным соблюдением гигиены и пытаются внушить подросткам необходимость три раза в день обмывать половые органы холодной водой. Однако эффект холодной воды просто меркнет в сравнении с эффектом привлечения внимания к половым органам. Ну а лечение лекарствами только усугубляет ложную уверенность в том, что подростковый онанизм якобы болезнь ("Пью лекарства - значит, болен"). Да и нет лекарств, "вылечивающих" от онанизма.
Таким образом, уместнее всего для родителей успокоиться самим и понять, что ничего страшного с сыном или дочерью не происходит. Если уже успели их напугать, то не делайте этого больше. Постарайтесь нейтрализовать эффект запугивания в беседе или принесите в дом хорошую книгу, умно объясняющую эти явления, но не заставляйте подростка читать ее, положите на видное место, он сам заинтересуется ею. Может быть, имеет смысл как-то изменить режим и стиль его жизни,, только не стоит надеяться, что физкультура "лечит" от онанизма. Помогает уменьшить его интенсивность душевная и духовная работа, увлеченность, поглощенность делом.
Если ваш ребенок еще не вступил в подростковый возраст, то вы сделаете верно, приобщая его к физкультуре - она заметно гармонизирует протекание полового созревания. Но как "неотложная помощь" она обычно неэффективна. По вашему отношению подросток должен почувствовать, что его жизнь и созревание протекают нормально, что его (или ее) созревание и проявления этого созревания не лишают домашнего тепла, родительских принятия и любви.
В каких-то самых общих и неназидающих обсуждениях вы, вероятно, сможете поговорить и о влечениях. Важно понять, кто кем владеет: если влечения подростком, то он полностью им подчинен, если он влечениями, то все протекает нормально. Помогут и примеры: мы спим, но не круглосуточно, едим - но умеем не объедаться, бегаем - но не до полусмерти. Мерой вашего успеха будет вхождение онанизма в нормальное русло, без избыточно болезненных душевных переживаний. У некоторых подростков снижение частоты занятий онанизмом может в течение нескольких недель сопровождаться психическим напряжением, повышением возбудимости. К этому просто надо быть готовыми. У мальчиков могут появиться поллюции, и, если они никак не осведомлены о них, надо объяснить, чтобы не возникла новая волна тревог.
Сексуальное экспериментирование совершается не только в одиночестве, но и в так называемых сексуальных играх. Это могут быть сексуально-эротические рассказы, небылицы и анекдоты, разглядывание фотографий и рисунков с эротическими сюжетами, совместный онаниизм, проверки эрекции полового члена на "крепость", игра с поповыми органами сверстников, попытки имитировать половой акт, иногда сексуальные действия с живитными. Все это может происходить в однополых и разнополых группах, чаще у младших подростков. Иногда в них участвуют дети из разных семей, иногда из одной семьи. Опросы взрослых людей говорят о том, что такие игры скорее правило, чем исключение из правил. Происходят они втайне от взрослых. Родители, случайно оказавшиеся свидетелями таких игр, как правило, не могут избежать сдерживающих реакций, но все же лучше, чтобы они не выливались в форму наказаний, семейных обсуждений, запугиваний и унижений.
В дальнейшем развитии постепенно складываются более индивидуализированные и зрелые формы сексуального экспериментирования. К ним относится и так называемый петтинг. Этим термином, происходящим от английского слова "ласкать", обозначают проявления любых ласк и сексуальных действий по отношению к партнеру, но не заканчивающихся собственно введением полового члена во влагалище. Проявления петтинга постепенно усложняются и расширяются от легких и поверхностных ласк менее интимных частей через одежду до глубоких ласк обнаженного тела и самых интимных его частей. При завершенном петтинге участники переживают оргазм, и там, где высоко ценится добрачная девственность, петтинг долгое время может быть формой сексуальной жизни, не нарушающей будущих планов и не чреватых беременностью.
Думать, что петтинг - порочное изобретение развращенных людей, ошибочно. В жаргоне сегодняшних наших подростков есть слово "тащусь", обозначающее высокую степень приятности переживаний чего-либо. Так вот, подростки часто спрашивают, почему, когда они "сидят" с одним другом (мальчики - с подругой), они "тащатся", а с другим (другой) нет? Эти вопросы не менее серьезны, чем вопросы взрослых о сексуальной совместимости.
Обычно петтинг понимают как форму разрядки сексуального влечения, причем более зрелую, чем онанизм или сексуальные игры. Но это лишь одна сторона дела, другая - в психологическом значении петтинга, который является школой сексуального общения. Этой школе предшествует свой "детский сад": первые робкие касания, рукопожатия, мимолетные и неумелые поцелуи. Те, кто не прошел этот "детский сад", в 16-18 лет выражают свои симпатии сугубо по-детски, как это делают в 10-12 лет: "выламыванием" рук девушке или привлечением к себе внешне агрессивного внимания юноши. Петтинг же дает практические уроки того, что необходимо для взрослого, зрелого сексуального общения: умение понимать себя и другого, выражать свои чувства и воспринимать чувства другого не только на уровне слов, но и на уровне действий. Петтинговое поведение учит "языку ласк", без которого сексуальное общение двух людей бедно, невыразительно и дисгармонично. Оно помогает чувствовать и понимать партнера, улавливать границы желаемого и допустимого для себя и для него, вводит в этикет сексуального общения, без которого половая любовь превращается в "сексуальное потребление". Иными словами, в петтинге происходит и углубляется объединение платонического и чувственного компонентов любви, при котором чувства точно и свободно "переводятся" на язык ласк, телесности. В зрелой сексуальности уроки школы петтинга становятся основой предварительной и завершающей половой акт любовной игры, отсутствие которой служит причиной множества партнерских и супружеских конфликтов, приводит людей в кабинет сексопатолога. Кажется понятным, что родители не могут быть учителями в этой области. Лишь где-то, когда-то, изредка возможен полунамек в разговоре, в котором нет места для длинных и подробных обсуждений. Те несколько слов, которые мы можем произнести в таком разговоре, или даже наша реакция без слов имеют громадный удельный вес: они не должны ни сексуально стимулировать, ни осуждать петтинг, но должны быть проявлением уважения к интимности.
В сексуальном поведении подростков мы сталкиваемся и еще с одним, то непонятным, то тревожащим, явлением, когда сексуальные игры разворачиваются с однополыми сверстниками. В ряде книг и статей это именуется "подростковым гомосексуализмом". Мне бы очень хотелось, чтобы, прочтя эти слова, вы тут же их забыли, и вот почему. Очень долго вообще в литературе не обсуждалось, почему созревающее сексуальное влечение направлено на людей противоположного пола.
Это считалось просто естественным. На деле же выработка сексуальной ориентации на людей того или другого пола -- процесс очень сложный и многогранный. Во всяком случае, одной природой его не объяснить, так же как и не свести только к биологическим факторам: гормоны определяют силу сексуального влечения, но не его направленность.
Уже говорилось о том, что у подростков, по крайней мере у младших, сексуальное влечение еще очень недифференцировано. Среди многих раздражителей, приводящих к сексуальному возбуждению, оказывается тело человека не только противоположного, но и своего пола. По опубликованным в литературе дневниковым записям мальчиков и девочек, по воспоминаниям взрослых можно убедиться в том, что эротическая окраска телесного контакта со сверстниками своего пола отнюдь не редкость. Ведь подростковый возраст - это время, когда преобладает общение со сверстниками своего пола, когда предпочтение отдается друзьям своего пола. С кем, как не с ними, обсуждать волнующие, а особенно интимные проблемы? В общении с кем, если не с ними, можно более или менее откровенно не только обсуждать волнующее тебя, но и испытывать себя как представителя пола? Но вот в таких обсуждениях и экспериментировании подросток вдруг обнаруживает свои сексуально-эротические реакции на людей своего (!) пола. Это его тревожит, так как он уже много слышал дурного о гомосексуализме и гомосексуалистах (а в СССР общественное мнение относительно однополых сексуальных отношений особенно агрессивно). Подросток, как мальчик, так и девочка, не зная, каким будет, переживает мучительную неопределенность. Так может продолжаться до 15-16 лет, после чего под влиянием опыта, приобретенного в этих сомнениях и метаниях, а также врожденных предрасположенностей и информации извне у подавляющего большинства складывается достаточно прочная направленность влечения на лиц противоположного пола.
Однако у определенной части подростков формируется гомосексуальность, к чему, помимо других обстоятельств, их могло подтолкнуть принятое у нас "наклеивание ярлыков". Это объясняется несколькими причинами психологического порядка. Во-первых, подросток с таким ярлыком избавляется, наконец, от тягостной раздвоенности: "Что ж, это лучше, чем ничего не знать и всего бояться". Во-вторых, ярлык подчеркивает его принадлежность к меньшинству. Среди большинства он начинает чувствовать себя чужим, отвергаемым, у него резко падает самоуважение. Психологическая защита заставляет тогда искать такой круг людей, где он будет принят и сможет, как все, уважать себя.
Из сказанного понятно: взрослым надо реально помочь подростку в период выработки сексуальной ориентации повысить самоуважение и выработать чувство уверенности в себе, развить и усовершенствовать навыки общения.
Сохранение размытой или направленной на людей своего пола сексуальной ориентации имеет собственно сексуальное значение, если подростку уже больше 15-16 лет. В этом случае полезна консультация психолога или помощь психотерапевта. А родительская задача хоть и усложняется, но остается неизменной - надо помочь юноше или девушке сохранить самоуважение, обеспечить возможность обсуждения волнующих проблем, предотвратить вероятные кризисные реакции, порой приводящие к разрыву счетов с жизнью.
Наконец, широкий круг проблем связан с началом половой жизни. Их удобнее обсудить отдельно.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: