Состояние экономки СССР и внутренняя политика правительства




СССР в 1964-1985гг

План лекции

Состояние экономки СССР и внутренняя политика правительства. 2. Внешняя политика.

Состояние экономки СССР и внутренняя политика правительства

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев Л.И. В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы.

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл А.Н.Косыгин. Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе еѐ осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. еѐ сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать. Советский Союз начал экспортировать нефть при Л.И.Брежневе, когда началась активная эксплуатация нефтяных месторождений Западной Сибири. Так СССР "подсел" на нефтяную иглу, и результаты не заставили себя ждать: доходы от продажи нефти были использованы для повышения уровня жизни населения, но технический прогресс замедлился, рост производства остановился, и приблизился масштабный экономический кризис.

Нефтедоллары - это доллары, получаемые в результате экспорта нефти. Являются ключевым концептом так называемой "нефтяной иглы" - зависимости экономики страны от экспорта углеводородов, которая ведет к упрощению экономики, снижению диверсификации (Диверсифика́ция — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства)

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещѐ более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были введены продовольственные карточки.

Особенно неблагоприятным экономическое положение СССР выглядело на фоне мировой экономики. Экстенсивный характер развития нашей экономики, наращивание вооружений сокращали долю бюджетных расходов на жизненно важные для НТП сферы, и прежде всего на науку и образование. В результате СССР пропустил новый научно-технический и цивилизованный виток развития, связанный с переходом к постиндустриальному (информационному) обществу. Единственным нашим достижением в 70-е гг. явился военный паритет с крупнейшей державой современного мира – Соединенными Штатами. Но достигнуто это было ценой технологического отставания во всех других сферах экономики, дальнейшего разрушения сельского хозяйства, так и не созданной современной сферой услуг и низким уровнем жизни населения.

По сравнению с полуголодными 30-40-ми годами материальное положение основной части населения СССР в 60-80-е гг. улучшилось. В указанные годы неуклонно росла заработная плата; действовала всеобщая система пенсионного обеспечения; решалась жилищная проблема (к началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры); в повседневную жизнь вошли телевизоры, холодильники, радиоприемники и т.д.; развивалась система бесплатного здравоохранения; значительно повысился образовательный уровень населения. Однако подъем благосостояния людей выглядел внушительно только в сопоставлении с 30-40-ми гг., тогда как по большинству показателей материального уровня жизни – оплате труда, питанию, жилью, автоматизации быта – мы к началу 80-х гг. заметно отставали не только от стран Запада, но и от таких стран, как ГДР, Чехословакия, Венгрия. Что касается развития общественно-политической жизни, то приход к власти брежневского руководства означал явный откат назад. Политический режим в стране перестал быть тиранической диктатурой, но сохранился его авторитарный характер. В 1966 г. состоялся XXIII съезд партии, который стал съездом реванша партийной и государственной бюрократии. Съезд оформил то, что не доставало силам, которые осуществили октябрьский переворот 1964 г. – стабильность власти и гарантированность привилегий. Из Устава партии были удалены пункты о квотах обновления партийных органов и предельных сроках пребывания на выборных постах. В результате уход большинства руководителей со своих постов стал возможным лишь из-за смерти или полной дискредитации. Одной из заметных тем на съезде стали вопросы литературы. Выступления на съезде свидетельствовали о решимости партаппарата покончить с разоблачениями сталинского периода. Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры. Из печати стали исчезать всякие упоминания о нарушении законности и репрессиях периода культа личности Сталина. В угоду идеологии «неосталинизма» искажалась правда о событиях предвоенного, военного и послевоенного периодов. В эти годы была значительно усилена цензура. В результате многие талантливые произведения, киноленты и театральные постановки оказывались под запретом. В конце 60-х гг. был разгромлен Институт социологии. Экономистов стали «прорабатывать» за увлечение рынком; литераторов, художников, режиссеров – за «очернительство» и «антипатриотизм». История имела право существовать только как история великих побед и безупречных героев. Однако, характеризуя общественно-политическое развитие страны в годы правления Брежнева, важно отметить и другой момент. Если в 50-е гг. инициатива перемен шла сверху, а общество оставалось инертным, то в 60-е гг. ситуация изменилась: власти заняли консервативную и охранительную позицию, тогда как социальная и политическая активность общественных сил возросла. Началось становление независимого общественного мнения. После выступления Л.И.Брежнева на праздновании 20-летия Победы, в котором он упомянул имя Сталина, появилось письмо-предостережение против пересмотра партийных решений в отношении Сталина и сталинизма. Подписали его 25 известных деятелей науки и культуры. После этого письма получила распространение так называемая «петиционная кампания», когда люди обращались к политическому руководству с призывами и просьбами, высказывая свое отношение к тем или иным действиям властей. Получило распространение и такое явление, как «самиздат», распространялись магнитофонные записи остро социальных песен «бардов» (Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Кима).

В обществе стало оформляться и диссидентское движение. Диссидентство в СССР включало в себя правозащитное движение, еврейское движение за свободу эмиграции, движение крымских татар за возвращение на родину и др. Диссиденты блокировались с религиозными движениями, издавали сборники, статьи, создавали открытые общественные группы и ассоциации. Первой в стране открытой общественной ассоциацией стала созданная в мая 1965 г. Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н.Горбаневская, С.Ковалев, Л.Плющ, П.Якир и др.). В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР, которую возглавив Ю.Орлов.

 

Примириться с этим власти не могли. Однако теперь не потребовалось прибегать к массовому террору, так как был создан новый механизм борьбы с инакомыслием. По инициативе Ю.В.Андропова было создано Пятое управление КГБ по борьбе с инакомыслием. Его сотрудники были внедрены почти во все учреждения, организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, просушивали телефоны. Изменились и средства воздействия. Инакомыслящих стали исключать из партии, увольнять с работы, отлучать от науки и литературы, а потом и от Родины. Нередко это делалось руками коллег по перу или науки. Показательным в этом плане судьба А.И. Солженицына и А.Д.Сахарова. В 1969 г. Солженицын был единодушно исключен из Союза писателей, а в 1976 г. был выслан на Запад. А.Д.Сахарова до поры до времени оберегали прошлые заслуги перед государством, ордена и звания, однако в 1979 г. и он был сослан в Горький. В 1979–1980 гг. были арестованы или сосланы почти все лидеры и активные участники правозащитного движения. Открытым ассоциациям в стране был положен конец. В большинстве случаев диссидентов судили не за их политическую деятельность, а как нарушителей уголовного законодательства. В 1966 г. Уголовный кодекс пополнился статьей 190 «прим», согласно которой предусматривалось лишение свободы до 3 лет за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный общественный строй». Статья 70 УК предусматривало наказание до 7 лет лишения свободы за те деяния, которые квалифицировались как «агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти». Применялись и меры другого порядка, связанные с принудительным «лечением» людей «с отклоняющимся социальным поведение» в специализированных психиатрических лечебницах, находящихся на балансе МВД. Постепенно голоса протеста стали звучать все слабее.

Отличительной чертой политической системы этого периода явилось противоречие между внешним ее демократизмом и бюрократической сущностью. С высоких трибун и в средствах массовой информации назывались внушительные цифры депутатов Советов различных уровней, народных заседателей, дружинников, членов различных общественных организаций. Однако реальные рычаги власти по-прежнему оставались в руках партийного аппарата, который подменял советские и хозяйственные органы. В 1977 г. была принята брежневская Конституция «развитого социализма», статья 6-я которой закрепила монопольное руководство КПСС в советском обществе. Отсутствие нормальной демократической процедуры выборов обусловило тот факт, что к руководству партией и страной приходили в результате закулисных комбинаций и интриг. Номенклатурный подход, подбор кадров на основе личной преданности и родства порождали бездеятельность и коррупцию в верхних эшелонах власти. Все это подрывало авторитет партии в целом, порождало неверие в социалистические идеалы у людей, которые устали от постоянной демагогии и расхождения между словом и делом.

Внешняя политика

В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военностратегического паритета(равенства) между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка - качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др.

Контрольные вопросы

1. Каковы были причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?

2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? 3. В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

4. Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: