Ефанова Екатерина, ИРГ, ЛА/м 20-1-о




Ализируемая статья - ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ ВЛИЯНИЯ НА ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РЕАЛИЗОВАННОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ УТОПИИ, авторы:Т. Г. АРТЕМЬЕВА,,А. В. АДОНИНА.

В этой статье авторы рассматривают градостроительную парадигму СССР, на примере города Тольятти, которая опиралась на примат развития производственного комплекса, сопровождавшегося проблемами размещения большого объема производительных сил. Огромные расстояния и низкий уровень освоения территории являлись факторами инертности для массового перемещения производительных сил и, одновременно, препятствием для масштабного строительства на новых территориях. Игнорирование социального контекста оказалось основным препятствием генерирования полнокровной городской среды. Сеть учреждений культурно-бытового обслуживания строилась по ступенчатой системе. Все предприятия группировались в зависимости от радиуса обслуживания населения и в основном размещались в пешеходной доступности. Однако в целом план развития Тольятти был рассчитан на слишком просторный город, чрезмерно зависевший от автотранспорта.

Вследствие этого грандиозные планы дальнейшего развития города в соответствии с утопической концепцией вступили в конфликт с действительностью. В настоящее время генеральный план Тольятти не представляет собой единой морфоструктуры. Он достаточно механически объединяет автономные районы с собственным историческим прошлым и композиционно независимой морфоструктурой каждого из них.

Административно единый город представляет собой три обособленных

города со слабыми транспортными, функциональными и социальными связями, что затрудняет формирование города как целостного образования. Развитие морфоструктуры современного Тольятти в основном достигается путем уплотнения существующей застройки.

На данный момент изменение структуры общества Тольятти изменила уровни и формы потребности, возникли определенные противоречия, связанные с социальным контекстом. Изначальная первоочередная ориентация Тольятти на функционирование и восприятие города человеком за рулем не позволила сформировать полноценную городскую структуру, которая воспринималась бы жителями как целостное образование и единый организм. Поскольку каждый новый этап развития города был связан с пересмотром территории под новую глобальную задачу в соответствии с градостроительной парадигмой того времени, экспериментальная природа Тольятти привела к системному социально-экономическому и средовому конфликту. Генеральные планы развития Тольятти в постсоветский период (1992, 2002, 2010, 2016

гг.) в основном сводились к мероприятиям по налаживанию связи между районами и благоустройству набережной Волги. Тем не менее, три автономных района так и остались соединенными по земле, воздуху, воде и разделенными ментально, поскольку ни одна модель развития города не учитывала социоконтекст. Таким образом Генеральный план Тольятти представляет собой реализованную утопию рационально-образцового социалистического города будущего. Обнаружились противоречия между массовым унифицированным

централизованным индустриальным строительством, не учитывающим динамику социального контекста, и требованиями, предъявляемыми постиндустриальным обществом. Предполагалось, что Тольятти станет просторным городом свободной личности. Однако в результате того, что планировочная структура была построена на основе гипертрофированного планировочного модуля, с сознательным отказом от мелкой масштабности и неправильной геометрии, город оказался лишен узких кривых переулков, небольших магазинов и учреждений, доступных для населения. Отсутствие спонтанной уличной жизни со временем породило сенсорную депривацию.

Авторы статьи предлагают организацию новой морфоструктуры на базе учета социоконтекста и выдвигают идею новой организации, объединяющей город с помощью введения новой морфологической единицы - макрокаркаса. Макрокаркас объединяет все три района города и превращает фрагментированную территорию в целостную урбанистическую среду. В рамках концепции нового макрокаркаса городской структуры Тольятти система связанных дискретных центров призвана сформировать у жителей представление о единстве городского центра. В местах пересечения русел нового макрокаркаса формируются очаги социальной активности как реакция на социальный контекст. Узлы, образующие систему городского центра,

составляют структурно-функциональную основу пространственно-планировочного построения города. Узлы, расположенные в местах

с высокой транспортной доступностью, сочетают в себе максимальную плотность размещения общественных объектов с социально- функциональным разнообразием - сфера услуг транспортные терминалы, общественные службы, культурные учреждения, общественные городские пространства. Транзитное движение вынесено на надземный уровень, отдавая приоритет социоконтексту в уровне земли. Основой макрокаркаса является транзитная сеть скоростных дорог, позволяющая сочетать высокую скорость передвижения с малотравмирующими последствиями для существющей городской ткани и природных зон, линии монорельса призваны связывать важнейшие центральные узлы. Развитая транспортная

система должна снизить контраст «центр - периферия», увеличивая транспортную доступность и экономический потенциал городских земель. Сокращение времени на транспортную коммуникацию позволит сформировать единое восприятие городской системы - как частей

общей структуры.

В выводах можно констатировать тот факт что, Тольятти – город с нелинейной природой формирования морфоструктуры. Каждый новый виток его развития сопровождался отрицанием предыдущего. В результате

сложилось условное соседство автономных городских фрагментов с общим острым культурно-историческим дефицитом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: