Передний спинно-мозжечковый путь (Говерса) берет начало от клеток задних рогов спинного мозга и по боковым канатикам своей и противоположной стороны через верхние мозжечковые ножки попадает в мозжечок, где оканчивается в области его червя.
Задний спинно-мозжечковый путь (Флексига) также начинается в области задних рогов спинного мозга и направляется в составе боковых канатиков своей стороны через нижние мозжечковые ножки в червь мозжечка.
№ 40 Нисходящие пути спинного, продолговатого мозга, варолиевого моста и ножек мозга
К нисходящим путям спинного мозга относятся:
1) латеральный и вентральный кортикоспинальные (пирамидные) пути;
Эти пути начинаются от пирамидных нейронов нижних слоев моторной зоны коры. Они проходят через белое вещество больших полушарий, основание ножек среднего мозга, по вентральным отделам Варолиева моста и продолговатого мозга в спинной мозг. Латеральный путь перекрещивается в нижней части пирамид продолговатого мозга и заканчивается на нейронах основания заднего рога. Вентральный путь пересекает пирамиды продолговатого мозга, не перекрещиваясь. Перед вступлением в передний рог серого вещества соответствующего сегмента спинного мозга волокна этого пути переходят на противоположную сторону и заканчиваются на мотонейронах передних рогов контрлатеральной стороны.
2) руброспинальный путь;
Начинается от красных ядер среднего мозга, перекрещивается на уровне среднего мозга. Волокна заканчиваются на нейронах промежуточной зоны серого вещества спинного мозга.
3) тектоспинальный путь;
Берет начало от клеток четверохолмия среднего мозга и достигает мотонейронов передних рогов.
|
4) оливоспинальный путь;
Этот путь образован аксонами клеток олив продолговатого мозга, которые достигают мотонейронов спинного мозга.
5) вестибулоспинальные пути; Начинаются от вестибулярных ядер продолговатого мозга и заканчиваются на клетках передних рогов.
6) ретикулоспинальный путь.
Связывает ретикулярную формацию ствола головного мозга со спинным мозгом.
Помимо этих путей имеются внутренние, локальные пути, соединяющие сегменты различных уровней спинного мозга между собой.
41. Передний мозг. Структурно-функциональная организация коры головного мозга.
Передний мозг включает в себя базальные ганглии и большие полушария. Большие полушария головного мозга – это самый массивный отдел головного мозга (78%). Большие полушария гол.мозга разделены по средней линии глубокой вертикальной щелью на правое и левое полушарие. Внутри они соединены мозолистым телом. В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную, затылочную доли и островок. Лобная доль – произвольные движения, процессы мышления. Темная – восприятие и анализ чувствительных раздражений, пространственная ориентация. Височная – восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, речевые звуки. Затылочная – восприятие информации.Большие полушария состоят из серого и белого вещества. Белое – нервные волокна. Серое – тела нервных клеток.
Структурно-функциональная организация коры головного мозга. В процессе эволюции поверхность коры интенсивно увеличилась по размеру засчет появления борозд и извилин. В коре насчитывается большая часть нервных клеток. Дендриты и аксоны этих клеток образуют больше число контактов, что создаёт условия для сложнейших процессов. На нижней и внутренней поверхности полушарий расположены старая и древняя кора.(связаны с гипоталамусом). Все эти структуры составляют лимбичскую систему мозга, которая отвечает за эмоции и внимание.
|
42. Сенсорные, моторные и ассоциативные коры больших полушарий.
Сенсорные зоны расположены в определённых областях коры: зрительная сенсорная зона расположена в затылочной области, слуховая – в височной, вкусовые ощущения – в нижней части теменных областей.
Зоны раздражения в которых закономерно вызывает двигательную реакцию, называют моторными. Они расположены в области перед нецентральной извилины. Моторная кора имеет двусторонние внутри корковые связи со всеми сенсорными областями. Это обеспечивает тесное взаимодействие сенсорных и моторных зон.
Ассоциативные области. Кора больших полушарий характеризуется наличием обширной области не имеющей прямых связей с периферией. Эти области связанные обширной системой связей ассоциативных волокон с сенсорными и моторными зонами называются ассоциативными областями коры. В задних отделах коры они расположены между теменными, затылочными и височными областями, в передних отделах они занимают основную поверхность лобных долей. По строению они отличаются особенно мощными развитием верхних ассоциативных слоев клеток. Эта зона как аппарат необходимый для перехода от наглядного восприятия к абстрактным символическим процессам.
43. Развиттие коры больших полушарий(онтогенез).
|
К моменту рождения ребенка кора больших полушарий имеет такой типа строения как у взрослого человека. Однако поверхность её после рождения значительно увеличивается за счет формирования мелких борозд и извилин. В течении первых месяцев жизни развитие коры идёт очень быстро. Большинство нейронов приобретает зрелую форму, происходит миелинизация нервных волокон. Различные корковые зоны созревают неравномерно. Наиболее рано созревает самотосенсорная и двигательная кора, несколько позже зрительная и слуховая. Созревание сенсорных и моторных зон завершается средне е 3 годам. Наиболее поздно созревают лобные области коры, что определяет возрастные особенности высших нервных функций и поведенческих реакций детей дошкольного возраста.
44. Высшая нервная деятельность. Заслуга Сеченова и Павлова в изучении ВНД. (доп.смотреть 45). Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют ВНД. Учение великого физиолога И.П. Павлова о ВНД опирается на сформулированные им три основных принципа: структурности, детерминизма, анализа и синтеза. Выдвигая эти три основные принципа ВНД, Павлов вскрыл физиологические механизмы ВНД, указал на ведущую роль взаимоотношения процессов возбуждения и торможении в формировании условно-рефлекторных реакций организма человека и животных на среду, в формировании физиологических основ психической жизни человека. Заслуга И.М. Сеченова заключается в том, что он впервые в физиологии применил принцип рефлекса для объяснения происхождения важнейших элементов психики.
45. Основные принципы Павлова о ВНД. (доп.смотреть 44)
Учение великого физиолога И.П. Павлова о ВНД опирается на сформулированные им три основных принципа:
1) принцип структурности – заключается в том, что каждый физиологический акт деятельности больших полушарий оказывается приуроченным к определённой структуре, пусть переменной, но всегда материальной.
2) Принцип детерминизма, согласно которому, каждый акт деятельности больших полушарий вызван определённой причиной, воздействием из внешнего мира (или внут.среды)
3) Принцип анализа и синтеза. Деятельность больших полушарий делает возможным реагирование организма как на отдельные элементарные составляющие сложного воздействия (анализ внешних воздействий), так и на сложные совокупности элементарных воздействий (синтез внешних воздействий).
Выдвигая эти три основные принципа ВНД, Павлов вскрыл физиологические механизмы ВНД.
46. Условные и безусловные рефлексы.
Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, они сформировались и закреплялись в процессе эволюции и передаются по наследству. Безусловные рефлексы являются видовыми, т.е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Эти рефлексы не требуют условий, они обязательно возникнут если на определённые рецепторы подействуют раздражители. Сохраняются в течение жизни, осуществляются на уровне головного и спинного мозга, могут обеспечить существование орг-ма только на раннем этапе жизни.(глотание, жевание, чихание,)
Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течении жизни и являются индивидуальными. Условные рефлексы индивидуальны, т.е. у одних особей данного вида они могут быть а в другого нет. Требуют спец. условие, они изменчивы и подвижны, являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур. Обеспечивает приспособление организма к постоянным меняющимся условиям среды.(нахождение пищи по запаху, ориентация во времени и пространстве, отделение слюны на запах еды)
47. Механизмы образования условного рефлекса. Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни.Они способствуют нахождении пищи по запаху,современному уходу от опасности,ориентировки во времени и пространстве.Условно-рефлекторное отделение слюны,желудочного,поджелудочного сока на вид,запах,время приема пищи создает лучшее условия для переваривания пищи ещё до того,как она поступила в организм.Усиление газообмена и уселение лёгочной винтеляции до начала работы,только при виде обстановки,в которой совершается работа,способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды,которые в последующее время окажут свое воздействие.Поэтому деятельность коры больших полушарий явл. сигнальной.Асратян показал,что образование условных рефлексов с прямыми и обратными связями явл. общей закономерностью высшей нервной деятельности.Следует отметить что индифферентный сигнал не явл. вообще индифферентным,т.к. в начале своего применения вызывает собственную реакцию в виде ориентировочно-исследовательского рефлекса,который по мере повторения ослобляется.В процессе выробатки условного рефлекса образуется двусторонняя связь между двумя центрами-корковым концом анализатора, на рецепторы которого действует условный раздражитель, и центром безусловного рефлекса, на базе которого вырабатывается условный рефлекс. Это было показано в опытах, где были использованы 2 безусловных рефлекса: мигательный рефлекс, вызываемый струёй воздуха у глаз и безусловный пищевой. При их сочетании выработался условный рефлекс: если подавали воздушную струю, возникал пищевой рефлекс, а при даче пищевого раздражителя отмечалась мигание. В начале выробатке усл.рефлекса связь осуществляется только с помощью механизмов кратковременной памяти-распрастронение возбуждение между 2-я возбужденными корковыми центрами.
48. Торможение условного рефлекса. Внешнее (безусловное) торможение.
Условные рефлексы пластичны.Они могут долго сохранятся,а могут и тормазиться.Существует 2 типа торможения усл. Рефлекса- внутреннее и внешнее.Внешнее торможение (безусловное).Этот тип торможения имеет место в тех случаях,когда в коре больших полушарий при осуществлении усл. Рефлекса возникает новый,достаточно сильный очаг возбуждения,не связанный с данным условным рефлексом.И тот новый очаг возбуждения тормозит ранее выработанный усл. Рефлекс.В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции:новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздрожителя вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий,связанных с осуществлением усл. Рефлекса,и,как следствие этого явления наступает торможение усл.рефлекса.Иногда это торможение усл. Рефлекса называют индукционным торможением.Индукционное торможение не требует выработки,поэтому её относят к безусловному тормажению,и оно развивается сразу,как только подействует внешний,посторонний для данного усл. Рефлекса раздродитель.К внешнему тормож. Относят и запредельное торможение.Оно появляется при черезмерном увелечении силы или времени действия условного раздрожителя.При этом усл.рефлекс ослабевает или полностью исчезает.Это торможение имеет охранительное значение,т.к. защищает нервные клетки от раздрожителей слишком большой силы или длительности.
49. Условное (внутреннее) торможение условного рефлекса. Дифференцированное торможение.
Это торможение развивается внутри дуги усл. Рефлекса,т.е. в тех нервных структурах,которые учавствуютв осуществлении данного рефлекса.Если внешнее торможение возникает сразе,как только подействовал тормозящий агент,то внутрнее торможение надо вырабатывать,оно возникает при отдельных условиях,это иногда трндует длительного времени.Одним из видов внутреннего торможения явл. угасание.Оно развивается,если много раз условный рефлекс не подкреплялся безусловным раздрожителем.Через некоторое время после угасания усл. Рефлекс может восстановиться.Это произойдет если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.Непрочные усл. Рефлексы восстанавливаются с трудом.Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка,навыка игры на муз. инструментах и т.д.У детей угасание происходит гораздо медленнее,чем у взрослых.именно поэтому сложно отучать детей от вредных привычек.Угасание лежит в основе заболевания.Угасание усл. Рефлекса имеет важное значение.Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы,утратившее свое значение.Запаздывание усл. Рефлекса,также относится к внутреннему торможению.Оно развитается.если оставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным.Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки.Сход.звуковые,обонятельные и др. раздрожители могут сигнализировать о совершенно различных событиях.Только точный анализ этих сходных раздрожителей обеспечивает целесообразность реакции животного.Деференцирование сходн. Усл. Рефл. Вырабатывается путем подкрепления одних и неподкреплением других.Выробатывается у детей уже с первого месяца жизни.
50. Типы ВНД. Основные показатели (свойства) функционирования ВНД.
Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом ВНД.В основе деления на типы ВНД Павлов выделил 3 основных показателя:
1.Сила процессов возбуждения и торможения.
2.Уравновешенность т.е. соотношения возбуждения и торможения.
3.Подвижность процессов возбуждения и торможения.
4.На основе проявления трех этих свойств Павлов выделил:
4.1.Безудержный тип,сильный, но неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением.
4.2.Тип сильный, УРАВНОВЕШЕЫЙ,с большой подвижностью нервных процессов (живой тип)
4.3.Тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов (спокойный тип).
4.4.Тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потрере работоспособности.
Павлов считал,что основные типы ВНД,обнаруженные у животных, совпадают с темпераметрами установленными у людей греческим врачом Гиппократом.
Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип – холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип –сангвиническому; сильный уравновешенный, с малой подвижностью – флегматическому.
4 СПЕЦИАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТИПА:
1.Художественный
2.Мыслительный.
3.Средний тип
51. Типы ВНД у детей. Пластичность типов ВНД.
Высшая нервная деятельность детей наряду с общими чертами и закономерностями имеет индивидуальные особенности, свойственные только нервный системе данного организма, его основными нервными процессами - возбуждению и торможению, характеризующим деятельность коры больших полушарий головного мозга. Классификация типов нервной системы основана, по Павлову, на силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов определяется свойством нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. Под уравновешенностью нервных процессов понимают одинаковую их силу. В зависимости от соотношения силы возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными или неуравновешенными, т.е. оба процесса одинаково сильные либо один из них заметно преобладает. Подвижность нервных процессов выражается быстротой их возникновения и прекращения, легкостью перехода от одного процесса к другому.
1. Сильный неуравновешенный, или «безудержный» (возбудимый), холерический темперамент (холерик) - характеризуется большой силой обоих нервных процессов, но у него раздражительный процесс резко превалирует над тормозным. Положительные условные рефлексы у детей с таким типом нервной системы вырабатываются довольно быстро, но тормозные условные рефлексы образуются с большим трудом, требуют длительной тренировки. Такие дети характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.
2. Сильный уравновешенный инертный, или медленный (спокойный), флегматический темперамент (флегматик) - этот тип обладает одинаково сильными и достаточно хорошо уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но они малоподвижны, инертны, что отрицательно сказывается в условиях, когда требуется быстрая смена нервных процессов. Положительные и тормозные условные рефлексы образуются медленно, но, закрепившись в определенный стереотип, трудно поддаются разрушению и переделке. Такие дети характеризуются медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств вовне.
3. Сильный уравновешенный подвижный, или быстрый (живой), сангвинический темперамент (сангвиник) - этот тип имеет в одинаковой степени выраженные сильные и подвижные нервные процессы. Внешне это быстрые, оживленные, энергичные, всегда активные дети с легкой сменяемостью эмоций.
4. Слабый тип, меланхолический темперамент (меланхолик) - характеризуется слабыми раздражительными и тормозными нервными процессами. Положительные и тормозные условные рефлексы у таких детей вырабатываются с большим трудом, образовавшиеся рефлексы легко тормозятся. Такие дети склонны к депрессии, настроениям грусти, подавленности. Не поддается функциональной перестройке.
Пластичность ВНД.
Тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Это зависимости от условий воспитания.
Однако тип высшей нервной деятельности ребенка напоминает тип высшей нервной деятельности взрослого лишь в общих чертах, так как основные свойства нервной системы, определяющие типом высшей нервной деятельности у детей и подростков, имеют свои возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерная слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их высшей нервной деятельности. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом, иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами.
Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.