Тьюторство в сфере образования




Ключевые слова: тьютор, тьюторство, образование, школа, дошкольное образование, начальное образование, инклюзивное образование.

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «тьютор», «тьюторство». Представлено историческое возникновение тьютерского сопровождения, как ведущий способ организации образовательное системы в средневековых европейских университетах. В статье выделены основные направления тьюторства, показана реализация тьюторства в массовых школах.

Keywords: tutor, tutoring, education, school, early childhood education, elementary education, inclusive education.

Annotation. The article discusses the concept of "tutor", "tutoring". Historical appearance totemskogo support as the leading method of organization of the educational system in the medieval European universities. The article highlights the main areas of tutoring, shows the implementation of tutoring in public schools.

В современной системе образования происходит трансформация основной функции преподавателя-учителя. Если раньше она сводилась к передаче обобщенного социального опыта некоему усредненному обучающемуся, то сегодня учитель должен выполнять функции и путеводителя по образовательным траекториям, и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося. Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в результате чего и наблюдается переход от руководства к тьюторству. Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. «Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже» [1]. Тьютор - это тот, кто организует условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Должность тьютора в России утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216 н и № 217 н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) [4].

Тьюторство проникает в школьное обучение, частное, домашнее и дистанционное образование, то есть постоянно расширяется контингент обучающихся, нуждающихся в услугах тьютора: учащиеся всех видов образовательных учреждений, самостоятельно пополняющие свои знания молодежь и взрослые, среди которых есть люди с ограниченными возможностями. В этих условиях выполнение роли тьютора становится возможным не только для опытных преподавателей или работников сферы образования, но и для самих обучающихся, что свидетельствует о преимуществах данной системы обучения.

Обычно в сфере образования выделяют следующие основные направления тьюторства:

· дошкольное образование;

· школа;

· начальное и среднее профессиональное образование;

· высшая школа;

· магистратура «Тьюторство в сфере образования»;

· повышение квалификации и профессионализация;

· открытое образование;

· дистанционное образование.

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь» [3].

Виды тьюторства различны по направленности предоставляемого сопровождения, способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду деятельности вовлеченных: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, студенческое тьюторство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, академическая подготовка, академическое, частное тьюторство [2].

Наиболее перспективными видами являются онлайн-тьюторство, которое основывается на компьютерных и интернет - технологиях и является одним из направлений развития науки и общества в настоящее время; студенческое тьюторство, залогом эффективности которого выступает взаимодействие сверстников в образовательном процессе [1].

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника - помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика. Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.

Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор - ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника - поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.

Таким образом, тьюторство в образовании – это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся: определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку. Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.


 

Список использованной литературы

1. Белицкая, Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В.: ВГПУ Перемена, 2012.

2. Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. М.: ПУ Первое сентября, 2010.

3. Приказ Президента Российской Федерации №271 от 04 февраля 2010 г. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №216н от 5 мая 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: