ФОРМИРОВАНИЯ и функционирования ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА




ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПРОБЛЕМЫ

О. Е. Брюханова, А.Л. Немиров

В статье обосновывается необходимость формирования инновационной системы в экономике страны на уровне народного хозяйства в целом и хозяйственных комплексов отдельных регионов; обосновывается состав региональной инновационной системы; определяется структура, функциональные особенности отдельных подсистем, разрабатываются организационные положения по их формированию.

 

Переход экономики России на новую стадию инновационного развития, в которой инновации становятся главной составляющей экономического роста, предполагает необходимость формирования инновационной системы как на уровне народного хозяйства страны в целом, так и на уровне хозяйственных комплексов ее отдельных регионов. В этом случае в максимальной степени будет учтена специфика текущего и перспективного состояния экономики, специфика федеративного устройства страны, а также, специфика и потенциальные возможности экономики каждого конкретного региона.

Под региональной инновационной системой принято понимать комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне и социально-экономической политики региона [1, с. 43].

Основываясь на положениях теории управления сложными социально-экономическими системами и на методических подходах к управлению инновационными процессами в экономике, описанных в научной литературе [2, 3] можно утверждать, что региональная инновационная система, включающая в себя набор качественных и количественных характеристик и способов их достижения, должна содержать в своем составе следующие основные подсистемы:

1. Организационно-управленческого обеспечения инновационной деятельности.

2. Развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

3. Поддержки партнерских отношений между научно-исследовательскими, опытно-конструктор-скими, внедренческими организациями и производственным сектором.

4. Оценки эффективности инноваций.

Очевидно, что в рамках системного подхода к управлению инновационным процессом в регионе каждая подсистема функционирует не обособленно, а во взаимосвязи и взаимодействии с остальными подсистемами.

С точки зрения авторов основополагающей подсистемой, которая должна быть сформирована в первую очередь, является подсистема «Организационно-управленческое обеспечение ин-новационной деятельности». В ее составе наибольшее экономическое значение имеет разработка и реализация органами государственного регионального управления механизма стимулирования, регулирования и мониторинга инновационной деятельности.

Процесс стимулирования инновационной деятельности в рамках рыночного экономического механизма включает в себя методы прямого и косвенного стимулирования.

К основным методам прямого стимулирования инновационной деятельности со стороны органов государственного регионального управления относится финансирование инновационных разработок и инновационных проектов из бюджетных средств, средств специализированных региональных фондов развития инновационной деятельности полностью или частично на условиях долевого участия с заинтересованным исполнителем разработок.

К основным косвенным методам стимулирования со стороны государственных федеральных и региональных органов управления относятся:

- амортизационные премии и ускоренные нормы амортизации основных фондов;

- налоговые льготы хозяйствующим субъектам, занимающимся инновационной деятельностью;

- система упрощенной выдачи лицензий, патентов, разрешений на осуществление инновационной деятельности;

- предоставление инновационных кредитов, ссуд, оборудования в лизинг с льготной уплатой процентов и возможностью отсрочки по их уплате.

Необходимо отметить, что амортизационная политика не относится к компетенции органов государственного регионального управления и не может быть скорректирована, адаптирована к специфике конкретного региона.

В связи с тем, что механизм стимулирования инновационной деятельности закрепляется на нормативно-законодательном уровне, в рассматриваемой подсистеме организационно-управлен-ческого обеспечения инновационной деятельности следует предусматривать такую составляющую как регулирование. Региональное регулирование инновационной деятельности представляет собой систему скоординированных действий региональных органов власти и управления, направленных на реализацию целей и задач, решаемых в процессе формирования и функционирования региональной инновационной системы. При этом главной целью и задачей регулирования является создание в регионе благоприятного инновационного климата.

К основным направлениям регулирования инновационной деятельности в регионе целесообразно отнести следующие:

- разработку приоритетов инновационной политики с учетом специфики экономического развития региона;

- разработку нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование механизма стимулирования инновационной деятельности и формирование благоприятных условий для развития инновационного бизнеса;

- упорядочение процесса разработки, рассмотрения и утверждения региональных целевых инновационных программ;

- обеспечение защиты законодательными методами участников инновационного процесса от несанкционированных действий других структур, в том числе защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере;

- развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;

- формирование и развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе.

С теоретической и прикладной точек зрения реализация указанных направлений регулирования является наиболее важной и сложной проблемой, которую необходимо дополнительно детально исследовать при формировании и развитии региональной инновационной системы. Безусловно, общегосударственные нормативные акты в инновационной сфере являются универсальными и распространяются на инновационную активность в любом регионе. В то же время, региональное инновационное законодательство, учитывая специфику конкретного региона, призвано обеспечить формирование наиболее благоприятного инновационно-инвестиционного климата и развития потенциальных возможностей инновационного развития экономики.

Третьей составляющей рассматриваемой подсистемы региональной инновационной системы является мониторинг, который представляет собой систему повторных наблюдений одного и более элементов инновационного процесса в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой [4, с. 79]. Необходимость мониторинга в процессе формирования и функционирования региональной инновационной системы определяется тем, что вовремя принятое управленческое решение по необходимой корректировке ее функционирования позволяет заблаговременно избежать возникновения нежелательных ситуаций.

По результатам анализа, который является составной частью мониторинга, с учетом влияния внешних и внутренних региональных факторов корректируются уже действующие механизмы регулирования и стимулирования инновационного комплекса в регионе или же вырабатываются новые механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие региональной инновационной системы.

Следует отметить, что процесс мониторинга, как и процесс стимулирования, также закрепляется на законодательном уровне, следовательно, регулирование обеспечивает организацию и управление не только процессом стимулирования, но и мониторинга.

Эффективное функционирование региональной инновационной системы предполагает необходимость обеспечения в рамках инновационного процесса эффективного взаимодействия органов государственного регионального управления и хозяйствующих субъектов. Достижение указанного взаимодействия обеспечивается в рамках второй подсистемы региональной инновационной системы «Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере». Данная структурная составляющая позволяет учитывать специфику региона в отношении инвестирования инноваций. По мнению авторов, подсистема должна включать в себя пять составляющих:

- формирование долгосрочной стратегии инновационного развития экономики региона с учетом его инновационного потенциала;

- формирование стратегии и тактики развития новых инновационных предприятий, включающихся в инновационный процесс;

- формирование фондов финансирования инновационной деятельности в регионе;

- обеспечение партнерских отношений с иностранными и внерегиональными инновационными предприятиями;

- формирование благоприятного климата для привлечения инвестиций в инновационную сферу.

Реализация указанных составляющих региональной инновационной системы, в первую очередь, призвана обеспечить вовлечение предприятий региона в инновационный процесс, создать условия для роста молодых инновационных предприятий. Региональные органы управления на основе анализа направлений развития предприятий и с учетом потребностей развития региона в целом, направляют их деятельность в русло инновационной стратегии развития региона.

В рамках третьей подсистемы инновационной системы региона «Поддержка партнерских отношений между научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, внедренческими организациями и производственным сектором» обеспечивается эффективное взаимодействие между указанными структурами — участниками инновационного процесса в экономике региона — с целью повышения конкурентоспособности на рынке как инновационных предприятий, так и экономики региона в целом. Очевидно, что данная подсистема неразрывно связана с первыми двумя, поскольку инновационно-активные предприятия, которые входят в региональный инновационный кластер являются непосредственными участниками-адресатами системы стимулирования, регулирования и финансирования инновационной деятельности в регионе. Таким образом, подсистемы «Организационно-управленческое обеспечение инновационной деятельности» и «Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере» являются базой для формирования подсистемы «Поддержка партнерских отношений между научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, внедренческими организациями и производственным сектором».

В настоящее время в научной литературе существует множество толкований, которые отражают сущность экономического кластера. Опираясь на наиболее точное, с точки зрения авторов, определение отраслевого кластера [5, с. 122], можно дать следующее определение: региональный инновационный кластер — это географически локализованная совокупность инновационно-активных субъектов экономической деятельности с мотивирующими и устойчивыми корпорационными отношениями, образующими непрерывную синергетическую совокупность элементов получения, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации рыночного продукта в отдельном территориальном сегменте рынка.

В отечественной и зарубежной практике существует множество методов, которые тем или иным образом способствуют формированию кластеров [5]. По мнению авторов при формировании региональной инновационной системы в качестве базового элемента, инициирующего переход экономики на инновационный путь развития целесообразно принять субъекты государственной власти региона, которые путем проведения активной инновационной политики, формирования развитой региональной инновационной инфраструктуры обеспечат включение субъектов экономической деятельности в инновационный процесс. Подобная стратегия создаст основу для развития конкурентных преимуществ экономики региона, а также даст возможность завоевать рыночные ниши как на региональном, так и на внерегиональных рынках.

В рамках четвертой подсистемы инвестиционной системы региона «Оценка эффективности инноваций» выполняется оценка инновационных проектов, реализуемых субъектами экономической деятельности региона, участвующих в региональном инновационном процессе. Принято считать, что проблема оценки эффективности инновационной деятельности, многообразие используемых при этом подходов относится к компетенции самого хозяйствующего субъекта, который является главным субъектом инновационных устремлений в рыночной экономике [6]. С другой стороны, при формировании инновационной системы региона результат оценки любого инновационного проекта предполагает заинтересованность со стороны как хозяйствующего субъекта, так и со стороны региональных органов управления, которые в данном случае представляют интересы всего региона в целом в результатах инновационной деятельности на его территории (например, бюджетной, социальной результативности). Соответственно, это предполагает необходимость разработки новых или адаптации существующих методов оценки эффективности результатов инновационной деятельности органами регионального государственного управления и их нормативно-правового утверждения к использованию в рамках инновационной системы в экономике региона.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

- переход экономики на инновационный путь развития предполагает необходимость формирования инновационной системы как на уровне народного хозяйства страны в целом, так и на уровне отдельных регионов, что даст возможность учесть их специфические особенности и максимальным образом использовать потенциальные возможности экономики регионов;

- в состав инновационной системы отдельного региона целесообразно включать подсистемы стимулирования, регулирования и мониторинга инновационной деятельности, обеспечивающие в рамках инновационного процесса эффективное взаимодействие между органами государственного регионального управления и субъектами экономической деятельности, а также между указанными структурами — участниками инновационного процесса в регионе;

- реализация предложенных организационно-экономических подходов позволит обеспечить системное воздействие на инновационный процесс с целью развития конкурентных преимуществ экономики региона и перехода его на инновационную стратегию развития.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанцев А.К. Особенности развития национальной и региональных инновационных систем в Российской Федерации / А. К. Казанцев, С. А. Фирсова, Л. С. Серова, С. А. Белько // Программа сотрудничества ЕС и России (Tacis) «Содействие развитию инновационных МСП в Балтийском регионе Российской Федерации EUROPEAID/113746/C/SV/RU».

2. Егоршин А.П. Концепция управления инновационным развитием региона / А. П. Егоршин, С. Г. Филимонова, А. И. Косариков // Экономика и управления. — 2007. — №2 (28). — С. 43—51.

3. Дробышевская Л.Н. Инновационная система России: концепция построения / Л. Н. Дробышевская // Финансы и кредит. — 2006. — №32 (236). — С. 45—50.

4. Зимницкий О.В. Мониторинг развития промышленного комплекса региона / О. В. Зимницкий // Вестник Костромского государственного технологического университета: рецензируемый периодический научный журнал. — Кострома: КГТУ, 2007. — №16. — 158 с.

5. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / под ред. Ю. П. Анискина. — М.: Омега-Л, 2007. — 411 с. — (Деловая активность).

6. Инновационность хозяйственных систем / В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев, А. З. Селезнев, Е. Н. Смирницкий. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 203 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: