Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной (психолого-педагогической) практики
Процесс прохождения студентами учебной психолого-педагогической практики направлен на формирование следующих компетенций:
· владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
· способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).
Распределение заданий в ходе практики
День | Задания | Результат |
Первый | 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Изучение системы учебно-воспитательной работы школы, класса, детской общественной организации, действующей в школе. 3. Знакомство с учащимися класса, классным руководителем, заместителем директора по учебной работе, заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-психологом. | 1. Педагогическое наблюдение за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях. 2. Сбор и анализ результатов педагогического наблюдения для выполнения заданий по педагогике и составления портфолио практиканта. 3. Установление деловых партнерских отношений с администрацией, учителями и учащимися, отработка навыков педагогического общения. |
Второй | 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Проведение диагностических методик по психологии с учащимися класса. 3. Изучение содержания учебного плана школы. | 1. Анализ программы обучения по предмету профиля; его структурных частей (пояснительная записка и т.д.); учебников, учебно-методических комплексов (УМК), по которым работает учитель-предметник. 2. Бланки диагностических методик с ответами учащихся. 3. Анализ содержания учебного плана школы с целью определения его структуры и особенностей для данного ОУ. |
Третий | 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Количественная и качественная обработка бланков диагностических методик с ответами учащихся. 3. Изучение традиций, сложившихся в школе, классе; изучение структуры самоуправления в школе, классе. | 1. Анализ факторов, влияющих на выбор методов обучения, применяемых учителем-предметником, в ходе объяснения нового материала, для его закрепления, в ходе материала обобщения и систематизации, для контроля знаний учащихся. 2. Анализ результатов диагностических методик по психологии, оформленный в форме презентации. 3. Анализ воспитательной системы школы, класса. |
Четвертый | 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Индивидуальная беседа с учащимся, на которого будет составляться характеристика. 3. Изучение плана воспитательной работы класса. | 1. Анализ урока по предмету профиля с целью выявления структурных элементов урока, их последовательности, взаимосвязи и эффективности. 2. Протокол по результатам беседы. 3. Анализ плана воспитательной работы класса, его разделов, характеристики класса, целей и задач воспитания на год и т. д. |
Пятый | 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Составление характеристики на одного учащегося 3. Сбор материала для составления отчёта по итогам практики. | 1.Ознакомление с инструкцией по заполнению классного журнала, с целью изучения его разделов. 2.Характеристика на одного учащегося. 3. Составление портфолио практиканта, подготовка отчета. |
Шестой | 1. Оформление отчёта по итогам практики. | Характеристика на студента. Отчет по практике. |
Задание 1. (формирование ОПК-1, ОПК-4)
|
|
ü Ознакомьтесь с системой учебно-воспитательной работы школы; класса.
ü Прочитайте содержание учебного плана школы. Определите его структуру. Выделите ту часть учебного плана, которая является уникальной (особенной) для этого ОУ.
ü Выясните: какие традиции сложились в школе, классе?
ü Ознакомьтесь со структурой самоуправления в школе, классе.
ü Какая детская общественная организация существует в школе.
Задание 2. (формирование ОПК-1, ОПК-4, ПК-3)
ü Познакомьтесь с программой обучения по предмету вашего профиля; его структурными частями (пояснительная записка и т.д.).
ü Выясните, по каким учебникам, учебно-методическим комплексам (УМК) работает учитель вашего профиля.
ü Побеседуйте с учителем-предметником, какими методами он пользуется чаще: в ходе объяснения нового материала, для закрепления его, в ходе материала обобщения и систематизации, для контроля знаний учащихся. Какие факторы выбора метода являются ведущими?
|
ü Посетите уроки по предмету вашего профиля и проанализируйте его по схеме:
Подготовить анализ урока
Протокол урока с записью видов деятельности учителя и учеников.
1.План анализа урока:
· общие сведения об уроке,
· тип урока, его этапы,
· выполнение задач организационного этапа,
· особенности проверки домашнего задания,
· новый материал и его изложение,
· осуществление закрепления новых знаний,
· задание на дом,
· общие выводы и предложения.
2.Организаторская деятельность учителя (анализ).
3.Обучающая деятельность (анализ).
4.Воспитательная деятельность на уроке (анализ).
5.Анализ учебно-познавательной деятельности учащихся.
Определение общей эффективности урока по таблице (см. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996, - с. 120 - 122).
ü Ознакомьтесь с инструкцией по заполнению классного журнала. Изучите его разделы. Обратите внимание на последнюю страницу журнала, куда завуч заносит результаты проверки этого документа.