ДОНБАСС В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД




Промышленность Донбасса. В пореформенный период в Украине завершился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономическом развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были черная металлургия и угледобывающая промышленность.

В связи с быстрым развитием промышленности и ростом городов, а также более интенсивной работой транспорта заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза.

Характерной чертой развития угольной промышленности бассейна в рассматриваемый период было расширение и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

В конце XIX в. набирает размах акционерное предпринимательство на базе уже действующих рудников, которые принадлежали индивидуальным собственникам. О высоком удельном весе акционерных предприятий свидетельствует тот факт, что в 1900 г. на их долю приходилось 75% всего добытого в бассейне угля. Одновременно с развитием промышленности зарождается черная металлургия.

В 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение — в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу, который начал переговоры с правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.

По условиям договора с царским правительством Джон Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс — в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871 г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 г. после продолжительного ремонта был проведен первый выпуск чугуна.

С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества уже работал по законченному металлургическому циклу. С середины 70-х гг. он превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX в. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций — американских, английских, французских, бельгийских и германских.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1 %. По производству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал одним из основных районов сталепроволочного и рельсового производства.

На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология — бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи — нашли с самого начала свое применение в сталелитейном производстве. И в дальнейшем продолжались механизация и совершенствование металлургического производства, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и др.

Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константиновне, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х годах немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 90-е годы обществом «Любимов, Сольве и Ко» в селе Третья Рота близ Лисичанска. Донбасс давал стране также поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие А. А. Ауэрбаха по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).

Одновременно существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных пивоваренных заводов и т.д.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разной го рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей пищевкусовой промышленности.

Донбасс стал одним из основных центров тяжелой промышленности царской России, в котором к началу ХХ века переплетаются и мирно сосуществуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностранных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших развитию экономики региона, созданию первых в России монопольных объединений и организаций промышленников для защиты своих интересов.

Железнодорожное строительство. Бурное железнодорожное строительство оказало большое влияние на развитие всех отраслей промышленности, перемещение рабочей силы, рост внутреннего рынка и городов и появление рабочих поселков.

Линии железных дорог в России за 40 пореформенных лет выросли в 20 раз (к 1900 г. их протяженность составила 50 тыс. км).

В 1857 г. было учреждено Главное общество железных дорог и разработана широкая программа железнодорожного строительства. 60-70-е гг. XIX в. вошли в историю как время «железнодорожной горячки». Тогда не было более заманчивой возможности обогащения, чем участие в железнодорожных делах. Так, С. С. Поляков, содержатель небольшой почтовой станции, занявшись железнодорожными концессиями, нажил огромный капитал, а затем стал во главе ряда банков и промышленных предприятий России. Он являлся владельцем построенных в 60-е годы Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог, пересекающих Донбасс с севера на юг, центральную и восточную часть Донбасса. В эти же годы началось движение на Константиновской и Донецкой каменноугольной дорогах.

В 1884 г. на казенные средства подрядным способом была построена Екатерининская железная дорога, соединяющая важные сырьевые районы Украины — Донецкий каменноугольный и Криворожский железнорудный бассейны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога. Эксплуатационная длина всех линий и ветвей магистрали составила 2 723 версты, за это же время густой сетью рельсовых путей покрылась и донецкая степь. В районе экономического влияния железной дороги, который включал в себя территорию общей площадью 131,6 тыс. кв. верст, находилась большая часть южного горнопромышленного района с Донецким каменноугольным, Криворожским железнорудным и Никопольским марганцеворудным бассейнами. По своей длине она занимала 4 место, а по количеству перевозимых грузов — первое место среди российских железных дорог.

Параллельно с развитием донецкой рельсовой сети шла постройка ветвей местного пользования, строящихся на деньги предпринимателей. К началу века насчитывалось 102 ветви общей протяженностью 310 верст. Наличие широкой сети подъездных путей значительно уменьшило потери на транспортировку минерального топлива и практически полностью ликвидировало зависимость предпринимателя от погодных условий.

Однако строились железные дороги почти без применения механизации. Нищая деревня обеспечивала стройки дешевой рабочей силой. Основные земляные работы выполняли грабари — рабочие с собственной подводой и лошадью.

К началу XX в. юг Украины по густоте железнодорожной сети стал на первое место в России. Так, например, в Екатеринославской губернии на 1000 кв. км. пространства приходилось в 1904 г. 37,9 км. железнодорожной сети при 9,9 км. в среднем по России. Однако и эта наиболее высокая оснащенность Юга железнодорожными путями была значительно ниже средней оснащенности железных дорог промышленно развитых стран Западной Европы. Несмотря на это железные дороги сыграли решающую роль в развитии Донбасса и всей промышленности Юга Украины.

Иностранный капитал. Природные богатства края, прежде всего каменный уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабочие сила привлекали предпринимателей из Англии, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии и Америки.

Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льготных условиях строили металлургические и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Примечательно, что прибыль иностранных промышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.

Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввозимые иностранные товары, русская промышленность находилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции. Это состояние дел привело к тому, что, нацелившись на Россию, иностранцы предпочли быть там не купцами, а банкирами.

Приливу иностранных капиталов содействовало и то обстоятельство, что в 90-е годы финансовое хозяйство России значительно оздоровилось. Финансовая реформа С. Ю. Витте позволила установить твердое денежное обращение, что избавляло иностранцев от риска потери на колеблющейся нетвердой валюте. Во ввозе иностранного капитала были заинтересованы и сами отечественные капиталисты, которые получали солидную прибыль от участия в смешанных иностранно-русских акционерных компаниях.

В направлении иностранных вложений происходили значительные изменения. В 60-80-е гг. иностранные предприниматели предпочитали помещать средства преимущественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодорожные линии. В руках иностранцев была сосредоточена половина акционерного и три четверти облигационного капитала русских железных дорог. С 80-х гг. правительство стало выкупать частные железные дороги и к началу XX в. около 2/3 железных дорог находилось в ведении государства.

Затем иностранный капитал устремился в промышленность. В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами — «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий.

Донбасс также был основным промышленным районом приложения иностранных капиталов в каменноугольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), было вложено здесь. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество — «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», в создании которого был заинтересован французский капитал. К 1900 году происходит концентрация угольной промышленности, уменьшение количества угольных предприятий, т. к. более мелкие и слабые были поглощены более сильными и крупными. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт остается 84. Акционерных обществ было 44, 25 из них было основано на средства иностранцев. Основная масса капиталистов, вложивших свои средства в угольную промышленность, была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от всей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для других целей, нежели обеспечение производства. И если вокруг металлургических заводов возникали поселки, которые затем вырастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. Прибыльность каменноугольных и металлургических предприятий колебалась от 14% до 20%, иногда до 40% с дивидендных бумаг.

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрасли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т.д. В этот период возникли стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество «Донецких стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «Донецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огнеупорной и керамической продукции», машиностроительный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др.

Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, остальные располагались в основном в Санкт-Петербурге. Основная масса предприятий, в которых в той или иной мере участвовали иностранцы, действовала на основании русских уставов (например, из 11 металлургических заводов всего 5 действовало по иностранным уставам). Акции основной части обществ котировались (были приняты) на иностранных биржах. Финансовыми операциями по вложению капиталов в южную промышленность занимались главным образом римские, брюссельские и немецкие банки. Однако, ввод иностранных капиталов имел и отрицательные последствия, так как нужно было обеспечить «услуги за услуги». Например, Франция выторговала впоследствии за свои займы некоторые уступки в торговом договоре с Россией 16 сентября 1905 г. В определенную зависимость попадали отдельные банки и предприятия. Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за границу, а не шли на развитие российской промышленности.

Формирование буржуазии Донбасса. Основной причиной, вызвавшей появление буржуазии как социальной группы в Донбассе, было капиталистическое развитие России с уничтожением крепостного права и последующими реформами, ставшее основной тенденцией социально-экономического переустройства страны.

По степени концентрации производства и капитала буржуазию Донбасса можно разделить на крупную, среднюю и мелкую. Так же условно ее можно разделить на промышленную и торговую.

Развитие угольной промышленности в 60-х гг. XIX в. привело к расширению состава предпринимателей. Значительно возрастает количество углепромышленников из местных помещиков, большинство которых проводили разработку угля на собственных землях. Это и И. Г. Иловайский, В. П. Рутченко, П. А. Карпов и др. Однако многие предприниматели из местных помещиков не смогли справиться с различными трудностями, разорились и были вынуждены продавать или сдавать в аренду свои земли. С конца 60-х гг. начинается приток купеческих капиталов в угольную промышленность Донбасса. В основном преобладало мелкое и среднее купечество. Среди них можно назвать И. Л. Уманского, Самуила Полякова, А. К. Алчевского и др. В восточной части Донбасса, расположенной на территории Войска Донского, значительно увеличивалось количество промышленников на казаков, что являлось особенностью этой части региона. Наиболее заметный вклад оставили торговые казаки С. Н. Корнеев, И. С. Кошкин, семья Переселенковых и др. Лишь немногим крестьянам и казакам удавалось со временем стать крупными предпринимателями. К их числу принадлежал Я. Древицкий.

Таким образом, в 60-70-х гг. XIX в. буржуазия Донбасса комплектовалась преимущественно за счет помещиков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. XIX в. происходит расширение состава буржуазии за счет притока таких социальных слоев, как купечество, интеллигенция и предприниматели-иностранцы.

Среди немецких предпринимателей кроме зятя «стального короля» Гартмана известен был так же директор Дрезденского банка Д. С. Шершевский, входивший в правление различных компаний, Фарке — создатель нескольких предприятий в Бахмуте. Бельгийцы концентрировались в основном в металлургической и машиностроительной отраслях: инженер А. А. Нев, Боссе и др. Но наиболее многочисленной и влиятельной группой были французы. Например, Дарен был предпринимателем правления: «Донецко-Юрьевского металлургического завода», куда входили и финансисты из Лиона Боннардель и А. А. Фредерике.

Одной из особенностей развития тяжелой индустрии Юга было то, что создавалась она на акционерных основах. Поэтому значительное влияние приобретает верхушка управляющих акционерными предприятиями, которая состояла из директоров и членов правления и советов акционерных товариществ, директоров промышленных предприятий и др. Значительную часть этого слоя горнопромышленной буржуазии составляли представители второго поколения собственников шахт и заводов, которые получили техническое образование. Как правило, они получали по наследству места в правлениях и советах: Д. А. Алчевский, М. Л. Успенсий, Д. И. Иловайский и др.

Значительный процент среди высших управляющих составляли представители технической интеллигенции, главным образом горные инженеры, которые со временем становились достаточно влиятельными фигурами в промышленном свете. К ним принадлежат Н. С. Авдаков, А. М. Завадский, А. В. Миненков, А. А. Ауэрбах, Ф. Е. Енакиев, А. Н. Горлов и др.

В 90-х гг. XIX в. начинается сращивание банков с промышленностью. Это привело к установлению тесных связей донецких капиталистов со столичной промышленной финансовой буржуазией, и, соответственно, к расширению состава буржуазии Донбасса. Здесь встречаются такие имена как А. Ю. Ротштейн, А. Ф. Кох, А. И. Мураний и др.

Кроме крупной буржуазии, существенную роль играла средняя буржуазия. Это горнопромышленники, владельцы промышленных предприятий, банкирских контор, купцы, служащие банков. Они часто избирались гласными земских управ и городских дум, городскими головами, вкладывали свои средства в развитие образования, строительство храмов и церквей. Например, семейный клан братьев Французовых, Д. П. Хараджаев, Д. Н. Иванов и др.

Таким образом, в результате кардинальных изменений индустриальная буржуазия Донбасса постепенно прекращалась в класс капиталистического общества, который консолидировал в себе разнородные социальные элементы.

Иловайские предприниматели. Перестройка экономики на капиталистический лад открыла широкую дорогу инициативным и талантливым людям. Такими предпринимателями в Донбассе была семья помещиков Иловайских. Иван Григорьевич Иловайский — есаул Войска Донского — приступил к разработке угля на своих землях еще в дореформенный период. Он во время железнодорожной лихорадки 60-70-х гг. расширяет масштабы производства и улучшает механизацию рудника. Техническая реконструкция рудника наряду с жестокой эксплуатацией рабочих позволили предпринимателю не только увеличить добычу угля, но и расширить его ассортимент: на шахтах стали добывать коксующийся уголь. В отличие от других помещиков, которые не хотели расставаться со своими землями, Иловайский продает свои земельные владения (из 60 тыс, десятин остается 173 десятины земли), что позволило провести реконструкцию рудника.

В результате уже в начале 80-х гг. И. Г. Иловайский становится одним из известных горнопромышленников Донбасса, на руднике которого действуют 5 шахт (названные именами его детей), оснащенных паровыми машинами, а между рудником и станцией Харцызск на деньги предпринимателя Иловайского была проложена железнодорожная ветка протяженностью 14,5 верст.

В середине 80-х годов XIX в. Иловайский построил в Макеевке трубный завод, затем основал химический завод, стал пайщиком французского акционерного общества «Унион».

В конце 70-х годов И. Г. Иловайский оказался в числе пяти инициаторов совещания, на котором родилась идея созыва съезда горнопромышленников Юга России.

Активную и успешную предпринимательскую деятельность И. Г. Иловайского продолжил его сын Дмитрий. Он получил техническое образование (инженер) и реорганизовал свое предприятие на акционерной основе. В 1895 г. он выступил инициатором образования «Российского Донецкого товарищества каменноугольной и заводской промышленности», которому продал за 3,5 млн. рублей свои рудники. Купив большой пакет акций этого предприятия, Д. И. Иловайский позднее принимал активное участие в деятельности компании, занимая должность или директора, или члена правления. Затем в 1897 г. он, действуя от имени Русско-Донецкого товарищества, принял активное участие в образовании большого металлургического общества — Генерального общества чугунолитейных, железных и сталелитейных заводов России. Его контрольный пакет акций был приобретен Русско-Донецким обществом, а Иловайский купил еще 500 акций из 4000, которые были в обороте. Все это позволило ему, используя акционерную форму, в значительной мере направить в своих интересах деятельность двух крупных горнопромышленных обществ Юга. Дмитрий Иловайский продолжал работу отца, участвуя в съездах горнопромышленников Юга России.

Внутренняя торговля. Развитие внутренней торговли в пореформенное время было закономерным результатом капиталистических преобразований. Это развитие было одновременно и условием, и следствием модернизации экономики. Усилившаяся товарность помещичьих и крестьянских хозяйств, расслоение крестьянства, промышленный переворот и индустриализация, рост городов и поселков — все эти факторы влияли на рост торговли. Кроме того, развитию торговли в регионе способствовало расширение банковской и акционерной систем, рост сети магазинов, складов, усовершенствование морского порта, появление новых средств связи — почты и телеграфа.

Одним из главных объектов внутренней торговли были хлеб (зерно) и уголь, каждого из которых только из Мариуполя в начале 90-х гг. XIX в. вывозилось до 10 млн. пудов. В регионе был открыт также целый ряд магазинов и складов по продаже угля. Из промышленных товаров предметами торговли выступали кирпич, цемент, известь, металл. В частности, Новороссийское общество выдавало на рынок уголь, кокс, стальные рельсы, железо, оси, наковальни, металлические конструкции. Развивалось винокуренное производство. Так, в 80-х годах в Бахмутском уезде было два винокуренных завода (в Трудовском и Авдотьино), и один — в Мариупольском уезде (в Майорском).

Важным объектом внутренней торговли становится соль.

Рост городов, появление новых промышленных поселков способствовали развитию стационарной торговли. Только Бахмутская торговая сеть в начале XX в. состояла из 13 мануфактурных лавок, 52 галантерейных, 61 посудных, 4 колбасных, 4 мясных, 10 хлебных, 1 соляной, 7 кожевенных, 2 писчебумажных, 2 лавок восковых свечей, 18 винных лавок и 4 пивных.

Расширяется география торговых отношений. Так, мариупольскую муку отправляли в Ейск, Бердянск, Керчь, Феодосию. Земледельческие орудия труда Мариупольского завода Нарова шли в Донецкий регион и Таврическую губернию. Из Мариуполя вывозились внутрь России рыба, фрукты и огородная зелень. Рыбы отправлялось на 200 тыс. рублей, а фруктов из местных садов — до 100 тыс. рублей. Сырье в регион поставлялось из различных уголков Украины и России. В частности, кожа и сало для мыловаренных заводов из Кубанской области, Черноморского округа, Донской области, воск — из Ростова, хмель — из Варшавы и Волынской губернии, чугун на тонкую и прочную работу — из уральских заводов.

К концу XX в. особое место в Донбассе приобретает ярмарочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер. Только в Бахмуте ежегодно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами сельских ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гришино, Калиновка, Верхнее. По разряду они относились к средним розничным и проводились в сроки до 7 дней. Годовой оборот Бахмутских ярмарок составлял 200-400 тыс. рублей. В Мариуполе ежегодно проводилось 4 ярмарки. Обороты мариупольских ярмарок иногда были несколько выше, что объясняется особой ролью Мариуполя-порта в торговле. Ярмарки в регионе не играли определяющей роли в общеуездной торговле, но почти полностью обеспечивали внутренние потребности этого крупного промышленного региона.

Иностранные рынки сбыта. В 90-х годах происходит расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным потребителем топлива становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью.

Эти же годы были началом расширения поставок топлива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом. Однако, в основном спрос на продукцию угольной промышленности рос в первую очередь в границах Донецко-Приднепровского комплекса, основного индустриального района Украины.

В начале 90-х годов предприниматели начинают проявлять большую заинтересованность в балканском рынке сбыта. Высокое качество и богатый ассортимент донецкого угля, территориальная близость Донбасса к Константинополю, завершение строительства Мариупольского порта, развитие парового каботажа на Азовском и Черном морях — все это создавало благоприятные условия для организации сбыта донецкого угля в Турцию и его успешной конкуренции с английским углем.

Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из наиболее крупных акционерных компаний Донбасса — «Горное и промышленное товарищество на юге России» — отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии.

Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финансов С. Ю. Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Кабинете министров министр финансов сумел настоять на предоставлении владельцам шахт ряда льгот. Это позволило предпринимателям продавать на Константинопольском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-1895 гг. неоднократно снижались международные тарифы для всех станций отправки угля до Мариуполя с целью вывоза его в порты Азовского и Черного морей, а также за границу. С середины 90-х годов начинается постепенное оживление российско-болгарских связей. В конце мая 1896 г. вновь была открыта болгарская линия Русского товарищества пароходов и торговли с заходом в Бургас и Варну. Основным продуктом экспорта в Болгарию стала донецкая каменная соль.

Последние десятилетия XIX века характеризовались попыткой владельцев шахт освоить румынский рынок. В 1890 г. владельцы шахт Донбасса отправили туда первую партию минерального топлива в количестве 10 тыс. пудов.

Кроме промышленных товаров за границу вывозились пшеница, ячмень, лен, рожь, макуха и в небольших количествах кожа и шерсть.

В начале XX в. в Мариуполе были известны торговые фирмы по вывозу за границу: «Луи Дрейфус и Ко», Ф. Фискович, А. Трипкович и А. Хараджаев.

Банковско-кредитная система. Одновременно с индустриализацией Донецкого региона происходило реформирование всей его банковской и кредитной системы. Промышленный капитал никогда не существовал изолированно, а только вместе, в тесном переплетении, с банковским и торговым.

Развитие промышленности и банковской системы в конце XIX в. привело к тому, что сконцентрированные в банках капиталы становятся деньгами «движущимися», активными участниками хозяйственного развития.

Важным фактором развития торговли и промышленности явилась организация кредита. В 1860 г. был создан Государственный банк, получивший право выдавать ссуды для «оживления торговых оборотов». В 1863 г. правительство разрешило учреждать частные банки. До этого времени банки являлись государственной монополией.

К 1874 г. действовал уже 31 акционерный банк, 180 городских банков и ряд обществ взаимного расчета.

В Мариуполе, Бахмуте, Юзовке находились отделения Государственного, Азово-Донского и Северного банков. 80% капитала Азово-Донского банка принадлежало иностранцам. В конце XIX в. в Бахмуте действовало также общество взаимного кредита и отделение Петербургского международного банка. В Мариуполе существовало общество взаимного кредита, здесь действовало также отделение Земельного банка.

В 70-х гг. XIX в. в Екатеринославской губернии создаются ссудно-сберегательные общества. В течение первого десятилетия XX в. сельское кредитование населения юга Украины выходит на первое место в России. Кредитные учреждения создавались с целью снабжения членов товарищества сельскохозяйственными машинами, материалами для кустарного производства, железом, топливом, предметами потребления. Кроме этого, общества выполняли также операции по приему вкладов и выдаче денежных ссуд для удовлетворения хозяйственных потребностей, снабжения населения различными материалами. Кредитные товарищества (их в Екатеринославской губернии насчитывалось 153) отличались от ссудно-сберегательных отсутствием паевых: взносов. Их основной капитал образовывался из ссуд Государственного банка. Если ссудно-сберегательные общества пользовались некоторой автономией в финансовых делах, то кредитные вверялись руководству Государственного банка, который должен был осуществлять контроль над ними через своих инспекторов.

1 июня 1895 г. было утверждено «Положение об учреждениях мелкого кредита», способствующее развитию системы заведений этого типа. Им предусматривалось три вида кредитных учреждений: 1 — кредитные товарищества; 2 — ссудно-сберегательные товарищества и кассы; 3 — сельские, волостные или станичные банки и кассы. Цель учреждений мелкого кредита — предоставление малообеспеченным лицам, сельским и станичным обществам, товариществам, артелям возможности получать на необременительных условиях ссуды на хозяйственные нужды, помещение сбережений для получения процентов. Кроме того, учреждениям мелкого кредита разрешалось вести посреднические операции по закупке необходимых товаров, а также по продаже изделий, чтобы помочь мелким производителям избежать разорительного посредничества торговцев и ростовщиков. Создание системы кредитования способствовало большему вовлечению масс населения в хозяйственную и торговую жизнь края.

В начале XX в. в Бахмуте был создан Союз мелкого кредита, членами которого в основном были зажиточные хозяева.

В конце XIX — начале XX вв. торгово-кредитные и банковские заведения играли значительную роль в финансовой и экономической жизни Донбасса. Банки проникали в такую отрасль торговли, как сбыт сельхозпродукции, создавали условия для концентрации капиталов в торговле, прибирали ее к своим рукам. Городские банки давали ссуды под залог недвижимой собственности и кредитовали в основном местную промышленность; банки Донбасса — каменноугольную и металлургическую. Основной капитал «Обществ взаимного кредита» состоял из вкладов их участников, в большинстве случаев они ограничивались проведением мелких финансовых операций. Важным для Донбасса было также создание в 70-х гг. XIX в. отделений Харьковского и Донского Земельных банков. Эти учреждения выдавали как краткосрочные, так и долгосрочные ссуды в размере оценочной стоимости закладываемой земли. Такие банки давали возможность землевладельцам за счет выгодной продажи части ненужной им земли получить необходимые суммы для погашения долгов и даже прибыль.

Таким образом, банковско-кредитная система Донбасса в конце XIX- начале XX в.в. служила надежным координатором финансово-экономической жизни региона и вовлекала в нее все слои населения.

Мариупольский порт. Морские перевозки по Азовскому морю увеличились, когда к Ростову, Таганрогу, Мариуполю, Бердянску и Керчи была подведена железная дорога, соединившая порты Азовья почти со всеми регионами России. На первое место по тоннажу в перевозках морем выходит уголь Донецкого бассейна, который шел через порт Мариуполя. Рейдовая погрузка в Мариуполе усложнялась большим количеством грузов, а углубление порта в реке Кальмиус не давало нужных результатов, т.к. после весеннего паводка устье реки быстро мелело. К тому же порт на реке становился малопригодным для зимнего отстоя судов, а прорытый для этого ковш (защищенная от волн акватория, предназначенная для стоянки судов) не мог разместить все суда, нуждающиеся в зимнем отстое.

Еще в 1870 г. новороссийский генерал-губернатор Коцебу предложил построить для Мариуполя новый порт, который смог бы порта обеспечить прием крупнотоннажных судов. В 1886 г. после изысканий, проведенных в 1883-84 годах, начались работы по строительству нового, более глубоководного и современного в техническом оснащении порта. За три года основные торговые сооружения были построены. Так, акватория порта составляла около 57 тыс. кв. м, а длина мола около 480 м, первоначальная глубина в порту — 4,5 м, которую предполагалось довести до 5,5-6 м. Все работы велись подрядными организациями под наблюдением государственного представителя М. Лисовского.

К новому порту была подведена железная дорога, в порту установлены два углеперегружателя, котельная и другие сооружения. Первая очередь порта открылась в торжественной обстановке 29 августа (по старому стилю) 1889 г. погрузкой угля на пароход «Медведица», грузоподъемностью 1000 т., принадлежащий РОПИТу.

В отчете о сооружении порта инженер Лисовский писал: «Устроенный Мариупольский порт расположен на местности, называемой Зинцевой балкой. Середина набережных удалена от конца железнодорожной станции на четыре версты, от конца Екатерининской улицы города Мариуполя — 5,2 версты. Порт соединен особою ветвью со станцией «Мариуполь» Донецкой каменноугольной железной дороги, для сообщения с городом устроена мощная, частью шоссированная дорога».

В дальнейшем в порту продолжалось строительство внутреннего мола, маяков, производилось углубление акватории порта, сооружалась эстакада для выгрузки чиатурской (из Грузии) марганцевой руды, производились работы по оснащению порта.

Порт на реке Кальмиус продолжал свою работу, по-прежнему принимая мелкосидящие суда, в том числе и пассажирские. Через этот порт шел вывоз хлеба, рыбы, мяса. Еще на протяжении многих лет в Кальмиусе зимовало от 20 до 35 судов разного тоннажа.

Если ежедневный вывоз грузов из Мариупольского порта на Кальмиусе за период с 1880 по 1889 гг. составлял в среднем около 4 тыс. пудов, то после открытия нового порта вывоз грузов увеличился до 12 тыс. пудов.

Итоги переписи населения 1897 года. По темпам роста населения 1897 г. Екатеринославская губерния к концу XIX в. занимает первое место среди украинских губерний — 2 113 674 чел. Из 8 уездов губернии Бахмутский уезд занимал второе место — 332 478 чел., Мариупольский пятое место — 254 056 чел. Рост населения происходил за счет естественного прироста, а также вследствие переселения в Донбасс большого числа рабочих из губерний европейской России.

В обоих уездах крестьянство составляло основную массу населения — около 80%, торгово-промышленное — 15%, непроизводительное — 5%. В уездных городах Бахмуте и Мариуполе проживало соответственно 19 316 и 31 116 человек.

Перепись не содержит сведений о национальном составе. Приблизительно его можно определить по родному языку. Всего было зарегистрировано 45 различных наречий. Наиболее многочисленную группу составляло население, родными языками считающее русски<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: