Федеральные и межгосударственные целевые программы




СОДЕРЖАНИЕ

1 Система плановых документов, подготавливаемых в России,

и организация разработки народнохозяйственных прогнозов,

проектов программ и планов 3

2 Федеральные и межгосударственные целевые программы 8

3 Задача 7 12

Список используемых источников 16

1 Система плановых документов, подготавливаемых в России, и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов

Основное назначение плановых документов федерального уровня состоит в том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, органы субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения:

1. Системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества, базирующейся на законах рыночного хозяйства.

2. Системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения.

3. Комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в тече­ние планируемого периода.

Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки:

1. долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;

2. концепции социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу;

3. федеральных целевых программ, предусматривающих решение стра­тегически важных для страны задач, различного временного горизонта.

В соответствии с Российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.

ФЗ № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок их разработки.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно - технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период не менее трех лет.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства, данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

1. оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

2. концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

3. макроэкономическая политика;

4. институциональные преобразования;

5. инвестиционная и структурная политика;

6. аграрная политика;

7. экологическая политика;

8. социальная политика;

9. региональная экономическая политика;

10. внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.

В РФ не сформировано законодательство в части планирования социально-экономического развития. В ФЗ № 115 отсутствуют какие-либо нормы относительно процессов стратегического и индикативного планирования социально-экономического развития. Слово «планирование» встречается в тексте Закона один раз – в названии статьи 5. Но никакого продолжения данное упоминание не получает. В 2012 в соответствии с указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» Министерством экономического развития РФ подготовлен законопроект«О государственном стратегическом планировании».Законопроект определяет основы государственного стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов РФ и порядок их взаимодействия с общественными, научными организациями в области стратегического планирования.

Устанавливается, что стратегический прогноз разрабатывается по поручению Президента на 30 лет федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и корректируется каждые 6 лет.

Особенно важно законодательно закрепить роль и функции стратегического планирования социально-экономического развития, показав его соотношение с понятиями «концепция», «программа» социально-экономического развития, «долгосрочная стратегия по отдельным угловым направлениям» (энергетическая стратегия).

Согласно Законопроекту к документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:

1. прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочный период;

2. прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период;

3. концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;

4. долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;

5. отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период;

6. стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

7. государственная программа вооружения РФ;

8. схемы территориального планирования РФ;

9. федеральные целевые программы;

10. основные направления деятельности Правительства РФ на среднесрочный период;

11. проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;

12. прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

13. сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ;

14. иные документы.

 

 

Федеральные и межгосударственные целевые программы

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

1. характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

2. основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

3. перечень программных мероприятий;

4. обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

5. механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

6. оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

1. специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

2. достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

3. измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

4. привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Задача 7

Известны данные о поквартальных объемах производства ООО «ЮПИТЕР».

Необходимо:

1. разработать прогноз на 2019 г.

2. рассчитать значения скользящей средней, центрированной средней, индекса сезонных колебаний;

3. рассчитать индекс сезонных колебаний;

4. рассчитать скорректированный индекс сезонных колебаний;

5. обосновать результаты расчётов.

Решение:

1. Разрабатываем прогноз на 2019 г.

2. Просуммируем уровни ряда последовательно за каждые четыре квартала со сдвигом на один момент времени и определим условные годовые объемы производства.

3. Разделив полученные суммы на 4, найдем скользящие средние. Полученные выровненные значения уже не содержат сезонной компоненты.

4. Приведем эти значения в соответствие с фактическими моментами времени, для чего найдем средние значения из двух последовательных скользящих средних –центрированные скользящие средние.

Таблица 1 - Значения скользящей средней, центрированной средней, индекса сезонных колебаний

Год Квартал Объем производства Скользящая средняя Центрированная средняя Индекс сезонных колебаний
      - - -
    - - -
    1934,50 1958,25 0,9498
    1929,50 1936,25 0,9255
        1955,50 1,0228
        1,0783
        1,1557
      1966,50 0,9031
          1,0387
      2009,50 1,0251
      2068,75 0,9668
    2087,50 2096,75 1,0015
          1,0473
      2028,50 1,0520
      1994,75 0,9425
    2008,50 1991,50 0,8637
      1974,50 1991,88 1,1547
    2009,25 2094,25 0,9540
    2179,25 - -
    - - -

Расчеты скользящей средней:

(2020+2066+1860+1792)/4=1934,50

(2066+1860+1792+2000)/4=1929,50

(1860+1792+2000+2120)/4=1943

(1792+2000+2120+1960)/4=1968

(2000+2120+1960+1776)/4=1964

(2120+1960+1776+2040)/4=1974

(1960+1776+2040+2060)/4=1959

(1776+2040+2060+2000)/4=1969

(2040+2060+2000+2100)/4=2050

(2060+2000+2100+2190)/4=2087,50

(2000+2100+2190+2134)/4=2106

(2100+2190+2134+1880)/4=2076

(2190+2134+1880+1720)/4=1981

(2134+1880+1720+2300)/4=2008,50

(1880+1720+2300+1998)/4=1974,50

(1720+2300+1998+2019)/4=2009,25

(2300+1998+2019+2400)/4=2179,25

Расчеты центрированной средней:

(1934,50+1982)/2=1958,25

(1929,50+1943)/2=1936,25

(1943+1968)/2=1955,50

(1968+1964)/2=1966

(1964+1974)/2=1969

(1974+1959)/2=1966,50

(1959+1969)/2=1964

(1969+2050)/2=2009,50

(2050+2087,50)/2=2068,75

(2087,50+2106)/2=2096,75

(2106+2076)/2=2091

(2076+1981)/2=2028,50

(1981+2008,50)/2=1994,75

(2008,50+1974,50)/2=1991,50

(1974,50+2009,25)/2=1991,88

(2009,25+2179,25)/2=2094,25

Расчеты индекса сезонных колебаний:

1860/1958,25=0,9498

1792/1936,25=0,9255

2000/1955,50=1,0228

2120/1966=1,0783

1960/1696=1,1557

1776/1966,50=0,9031

2040/1964=1,0387

2060/2009,50=1,0251

2000/2068,75=0,9668

2100/2096,75=1,0015

2190/2091=1,0473

2134/2028,50=1,0520

1880/1994,75=0,9425

1720/1991,50=0,8637

2300/1991,88=1,1547

1998/2094,25=0,9540

5. Найдем оценки сезонной компоненты как частное от деления фактических уровней ряда на центрированные скользящие средние. Эти оценки используются для расчета сезонной компоненты S. Для этого найдем средние оценки сезонной компоненты за каждый квартал. Для этого предварительно необходимо произвести группировку всех индексов сезонных колебаний по соответствующим временным периодам (соответственно по годам и кварталам). Так же как и в аддитивной модели считается, что сезонные воздействия за период взаимопогашаются. В мультипликативной модели это выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по всем кварталам должна быть равна числу периодов в цикле. В нашем случае число периодов одного цикла равно 4.

Таблица 2 – значения скорректированного значения индекса сезонных колебаний

Год 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Сумма
  - - 0,9498 0,9255  
  1,0228 1,0783 1,1557 0,931  
  1,0387 1,0251 0,9668 1,0015  
  1,0473 1,0520 0,9425 0,8637  
  1,1547 0,9540 - -  
J ср. (кварт.) 1,0659 1,0274 1,0037 0,9304 4,0274
J скоррект. 1,0586 1,0204 0,9969 0,9241 4,0000

 

Имеем: 1,0659+1,0274+1,0037+0,9304=4,0274

Определим корректирующий коэффициент как отношение:

4/4,0274=0,993197

Обычно сумма индексов се­зонности хотя и незначительно, но отличается от 4 (для четырех кварталов сумма индексов должна быть равна 4, а их средняя рав­на 1,00), для устранения этих расхождений определяется попра­вочный коэффициент, как отношение теоретической суммы ин­дексов (4,0) к фактической величине их суммы.

Скорректированные значения сезонной компоненты получаются при умножении ее средней оценки на корректирующий коэффициент.

1,0659*0,993197+1,0274*0,993197+1,0037*0,993197+0,9304*0,993197=4

Проверим условие равенства суммы значений сезонной компоненты=4:

1,0586+1,0204+0,9969+0,9241=4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: