Апостольская деятельность Святого впервые века распространения христианства.




I. Образ Святого в христианской литературе на примере Нового завета и Повести Временных лет.

Апостольская деятельность Святого впервые века распространения христианства.

Апостолы – первых христианских общинах так называли странствующих проповедников. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. В Новом завете апостолами называют двенадцать ближайших учеников Иисуса: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот, Фаддей(или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков- сын Алфея, Иаков-сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса.[1]

По христианскому учению, за время своей жизни Иисус Христос призвал двенадцать учеников, чтобы они были с ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов и говорили от его имени. В силу власти, которой наделил их Христос («Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня»,, после Воскресения Христова и сошествия на них Святого Духа апостолы начинают устройство христианской церкви.[2]

Жизнь и деяния этих учеников, называемых также «апостолами от двенадцати», частично изложена в Евангелии и книге «Деяниях святых апостолов», которые входят в состав Новозаветного канона.

Согласно деяниям апостолов, его ученики, чтобы сохранить число двенадцать, считавшиеся у иудеев священным, вместо Иуды Искриота избрали Мафея. «Тринадцатым апостолом» или «апостолом язычником» называют святого Павла, внесшего весомый вклад в развитие христианского вероучения.[3]

Символический характер носит само число 12. Число это ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и соответственно колен Израилевых: двенадцать апостолов как бы суммируют для акта «нового избрания» всю двенадцатичастную полноту «избранного народа»; в час эсхатологического суд им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». По евангельскому преданию, после избрания Двенадцати апостолов Христос избрал «и других 70 учеников» (т. н. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70: 12 - число Израиля, соответственно «нового Израиля», т. е. церкви. Эсхатологический образ церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесённого с числом двенадцати апостолов Чудесный город «имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов агнца». Специально перечисленные в «Апокалипсисе» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города, распределялись средневековой символикой между дведцатью апостолами.: Петру соответствует яспис, Андрею - сапфир, Иакову Старшему - халцедон, Иоанну - смарагд (изумруд), Филиппу - сардоникс, Варфоломею - сердолик, Матфею - хризолит, Фоме - берилл, Иакову Алфееву - топаз, Фаддею - хризопраз, Матфию - аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг двенадцати апостолов, но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит.[4]

Сакральное число двенадцать дало повод для определения мистических толкований образов апостолов. Согласно греческой гематрии, числовая сумма имен апостолов почти тождественна сумме названий знаков Зодиака (разница составляет всего лишь двадцать девять единиц).[5]

Происходивший, как и апостол Филипп, из Вифсаиды, Андрей Первозванный жил в Капернауме в одном доме вместе с братом Симоном, Петром. Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени — Иоанн). Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем. Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание — Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата. Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера. При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается вторым, происшедшим после возвращения Иисуса из пустыни.[6]

В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после апостола Петра, или 4-е место, после Петра, Иакова и Иоанна. [7] Вместе со своим земляком апостолом Филиппом Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах, а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Иисусу. Андрей Первозванный вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (. В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя [8]. Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,— это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян 2. 1).[9]

Относительно дальнейшей жизни Андрея Первозванного уже в древности существовало 2 традиции. К середине II в. по Рождеству Христову восходят апокрифические «Андрея деяния». Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании «Книги о чудесах» Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Южного Причерноморья с апостолом Петром: о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синоп, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда — в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалоники. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину — распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, «Андрея и Матфия деяниях», действие происходит в некоем «городе людоедов» Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопом. Другие апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь Андрея Первозванного в северо-западную Персию.[10]

Другая традиция, восходящая по крайней мере к первой половине III в., отражена у Евсевия Кесарийского, который, дословно цитируя 3-й том «Толкования на Бытие» Оригена, считает, что Малая Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом апостола Петра, в то время как Андрей Первозванный отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в так называемых апостольских списках, восходящих к утраченным сирийским текстам IV в. В ранних редакциях этих списков область проповеди Андрея Первозванного была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI–VII вв.), проповедь Андрея Первозванного в Скифии была соединена с описанным в «Деяниях Андрея» мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII–IX вв.), сюда же был добавлен и материал «Деяний Андрея» о проповеди Андрея Первозванного в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании Андрем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византии, со временем ставшее важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.[11]

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития Андрея Первозванного: не получившее распространения, более широко признанное «Житие Андрея», созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. Опираясь на некоторые отрывочные сведения церковных писателей (Псевдо-Клементины, Псевдо-Епифаний и др.), местные предания, в том числе письменные (например, «Алфавитарий херсаков»), и переработанную концовку «Деяний Андрея», Епифаний поместил действие апокрифических источников в контекст канонических Деяний апостолов, устраняя фантастические элементы и пропуская те места проповеди, где он не побывал сам. Это житие сохранилось в 2 редакциях, принадлежащих, судя по всему, перу самого Епифания: 1-й, созданной как продолжение «Деяний Андрея и Матфия», и 2-й, дополненной сведениями о пребывании апостола в Палестине и Малой Азии и сокращенной в некоторых др. частях.[12]

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:[13]

-в городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.

- в Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.

в Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.

разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.

-также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.

-в городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.

-в городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.

-в городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.

-в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.[14]

 

Таким образом, на основе данного раздела можно сделать вывод: во-первых, апостол Андрей Первозванный является первым учеником Иисуса Христа и братом Петра. Во-вторых, вся миссионерская деятельность святого описана в таких источниках как Библии, «Житие Андрея Первозванного».В-третьих можно сказать что вопрос о территория где проповедовал Андрей считается вопросом дискуссионным, на сегодняшний день существует две традиции относительно его миссионерской деятельности.

 

 


[1] Энциклопедия мистических терминов. Составитель-С. Васильев, Дм. Гайдук, В. Нугатов.- М.: Локид; Миф, 2000.- с.55

[2] Евангелье от Марка

[3] Христианство: Словарь/Под обшю ред. Л.Н. Митрохина и др.-М.:Республика,1994.-с.32

[4] Христианство: Словарь/Под обшю ред. Л.Н. Митрохина и др.-М.:Республика,1994.-с.33-34

[5] Энциклопедия мистических терминов. Составитель-С. Васильев, Дм. Гайдук, В. Нугатов.- М.: Локид; Миф, 2000.- с.56

[6] Свенцицкая И. С. Легенды об апостоле Андрее. Деяния апостола Андрея и мученичество апостола Андрея / Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006. — С.139

[7] Евангелье от матфея

[8] Деяния апостолов

[9] Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Санкт-Петербург, 1907. с. 155

[10] Н. В. Квливидзе Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.— С. 372

[11] Н. В. Квливидзе Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.— С. 372

[12] https://ru.wikipedia.org - (д. о. 03.04.2012)

[13] Житие андрея

[14] Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Георгия Флоренция Григория, епископа Турского



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: