А.Ю. Амбассадор
магистрант 3 курса группы ФИЭ/М3/393-3/1
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Новые вызовы со стороны природы и социума требуют от человека современных подходов и принципов. Культура и наука в конце XX – начале XXI века отличаются интердисциплинарностью. Появляются новые области знания на стыке вопросов медицины и этики, дизайна и IT- технологий, нейролингвистики. Не удивительно, что появляется такая область музыкознания как музыкальный менеджмент, который прочно укрепился в образовательной и в прикладной сфере. В 1991 году впервые была введена дисциплина «Менеджмент в музыкальном искусстве» в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Кроме того, музыкальный менеджмент является профессиональной деятельностью в части реализации стратегических задач культурной политики России.
Потенциал музыкального менеджмента связан с возможностью управлять человеческими отношениями, интеллектуальными, материальными, экономическими и др. ресурсами. Качественные управленческие решения в музыкальной культуре способствуют развитию индустрии шоу-бизнеса, масс-медиа, выводу на международный рынок российской музыкальной продукции. Однако, нельзя забывать, что музыкальный менеджмент влияет и на развитие духовных ценностей слушателей и зрителей различной возрастной категории. Поэтому феномен музыкального менеджмента не теряет своей актуальности на протяжении более двадцати лет и требует всестороннего осмысления в различных аспектах. Интерес молодых ученых к данной проблемной сфере – прямое свидетельство того, что «менеджмент творческой деятельности – одно из направлений, определяющих перспективы развития науки в музыкальном вузе» [4, с. 1841].
|
Являясь одновременно инструментом ведения эффективного бизнеса и средством формирования духовных ценностей, музыкальный менеджмент может интегрировать с социологией, искусствоведением, культурологией, философией для поиска базовых принципов. Поскольку в глобализирующейся культуре современного мира нарастает опасность унификации культурных ценностей, вытеснения духовных ценностей технократическими, очевидна актуальность вопросов о сохранении и распространении классического культурного населения в музыкальном менеджменте. В научной литературе вопросы музыкального менеджмента, чаще всего, освещаются с точки знания учебной дисциплины. Методологические вопросы подготовки будущих менеджеров в сфере музыкального искусства и индустрии чрезвычайно важны, как и вопросы практического применения музыкального менеджмента. Целью данной работы является рассмотрение системного подхода в музыкальном менеджменте как наиболее эффективного в экономическом и духовно-образующем аспектах.
Системный подход рассматривает каждый объект как большую сложную систему и, одновременно, как элемент более общей системы. Элементами системы музыкальной культуры можно выделить материальные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей. Системный подход сложен, поскольку учитывает все показатели, влияющий на эффективность конечного результата, предусматривает широту охвата проблемы в условиях риска, появление новых факторов, знаний, технологий. Системный подход ориентирован на раскрытие основных системных свойств объектов, выявление всех типов связей и сведение их в одну картину. Системный подход требует не только анализа (разложения), но и синтеза систем, т. е. объединения отдельных частей в целое. Системный подход также требует начинать процесс познания от целого к частям и выделения главного в исследуемых объектах и явлениях [3, с. 118].
|
Системный подход как никогда актуален для современного менеджмента и бизнеса. Не смотря на свою затратность, системный подход снижает вероятность принятия неверного решения. Используя системный подход можно определить межсистемные связи, вносить коррективы, разрабатывать и реализовывать новые подходы. Системный подход формирует системное мышление руководителя, требует всестороннего подхода к управлению, привлечению специалистов разного профиля. Владение приемами системного подхода требует от руководителя решать любую проблему с учетом взаимодействия с другими проблемами. Главной задачей системного подхода является построение целостной картины объекта.
Однако необходимо помнить о противоречиях между общей теорией менеджмента (понимаемой сегодня исключительно в контексте рыночных отношений) и спецификой музыкального искусства. «Музыкальный менеджмент, занимаясь организацией и управлением различных творческих проектов, рассчитывая завоевать поле их проведения, добиться максимальной прибыли, ориентируется на определённые художественные, эстетические, музыкальные потребности избранной целевой аудитории» [6 с. 63]. Для удовлетворения этих потребностей и интересов с помощью музыкального менеджмента можно создать творческие проекты, мероприятия, произведения искусства, так называемую арт-индустрию, которая оказывает существенное воздействие на духовную культуру общества, отдельных социальных групп.
|
Системный подход в музыкальном менеджменте можно рассмотреть на примере работы «Прогрессивного Арт-комплекса музыки для детей и взрослых «Бриллиантовый самородок» в г. Тюмень, руководитель – Амбассадор А.Ю. Стратегия управления включает гибкую систему абонементов на 8,10,12 занятий; систему бонусов для каждого обучающегося, которая является важной мотивационной составляющей процесса обучения; индивидуальный подход к структуре занятия и подбору репертуара. Безусловно, процесс обучения музыкальному искусству является сам по себе сложной системой, предполагающей когнитивную, методологическую, коммуникативную, эмоциональную части. Менеджеру в данной сфере важно понимать, что его проект является частью других систем в жизни человека.
Для эффективного планирования необходимо, во-первых, выявление элементов, составляющих данную систему. На этом этапе проводится анкетирование обучающихся и выявляются социальные, экономические, политические, религиозные, образовательные сферы. Во-вторых необходимо выявить внутренние связи и зависимости между элементами данной системы. Использование опросов, интервью, бесед психологом или командой руководителя позволит получить представление о внутренней организации системы интересов обучающихся. В-третьих, менеджер выстраивает цели: краткосрочные и долгосрочные; выявляет те или иные проблемы, препятствующие достижению целей, и выявляет ресурсы для достижения целей и решения проблем. В-четвертых, необходимо постоянно контролировать влияние внешней среды на элементы структуры. Например, упадок экономики отражается на платежеспособности населения, следовательно, нужно принять меры в ценовой политике. Если долгосрочная цель проекта оправдывает риск, то возможно отступление от краткосрочных целей, то есть ребенок первые месяцы обучения может не давать результаты, и существенной прибыли, но возможные перспективы развития этого ученика оправдывают текущие издержки.
Эффективное управление таким проектом требует понимания, элементом какой системы для ученика является занятие музыкой. Это может быть несколько систем: эмоциональная – получение положительных эмоций, творческая – возможность реализации потенциала, воспитательная – становление разносторонне развитой личности, познавательная – получение новых знание, коммуникативная – потребность в общении, релаксационная – восстановление внутреннего ресурса человека. Обучающиеся не являются изолированно элементом только одной системы получения прибыли, такой подход не выгоден даже экономически, так как отсутствуют долгосрочные цели и перспективы развития. Для эффективной работы менеджер в музыкальной сфера (в искусстве в целом) не должен забывать, что в первую очередь он управляет человеческим ресурсом, а порой – потенциалом даже целого поколения.
В рамках системного подхода руководитель «Бриллиантового самородка» осуществляет экспериментальный симбиоз музыкальных стилей, жанров, видов. Это ведет к «смешанному типу продюсерства и даже к интеграции массовой и элитарной культуры, к ее своеобразной амбивалентности» [1, с. 241].
Многомерность музыкального менеджмента оправдывает эффективность системного подхода, который позволяет получить объективную оценку экономическим результатам, вести гибкую кадровую политику, сформировать индивидуальный подход к потребителю, а также формировать высшие человеческие ценности через сохранение и трансляцию музыкальной культуры.
Список литературы:
1. Белоцерковский О.В. Музыкальный продюсер в шоу-бизнесе и академическом искусстве // Музыкальный менеджмент. 2008, 2(3). С. 239-242
2. Гармаш О.А. Менеджмент академической музыки в России: генезис явления. – автореф… кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2017. 27с.
3. Кверевкина Д.Г. Системный подход к менеджменту // Международный научный журнал «Символ науки», №10-1/2016. С. 113-121
4. Крылова А.В. Менеджмент творческой деятельности как научное направление в музыкальном вузе // Фундаментальные исследования. 2013, №10. С. 1838-1841
5. Соболева Е.Н. Менеджмент: системный подход к управлению. М.: Экон-информ, 2003. 93 с.
6. Зорилова Л.С. О становлении музыкального менеджмента в современной России // Технологии социокультурного воспитания. DOI: 10.24411/2310-1679-2019-10407