С целью изучения восприятия дошкольников был подобран следующий психодиагностический инструментарий:
Методика «Узнавание фигур»
Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания детей.
Описание
Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением фигур (рис. 1) и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.
Первая инструкция: "Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур".
Вторая инструкция: "На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом случае.
Обработка результатов
Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
М
Е = - + N.
где М — число правильно узнанных фигур, N — число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
Методика «Чего не хватает»
Цель: диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста.
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.
Инструкция: "На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
Обработка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;
0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
Заключение
Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.
Особенностями восприятия в дошкольном возрасте являются:
· развитие восприятия в ходе освоения системы перцептивных действий;
· исследование свойств окружающих предметов через систему эталонов (мерки, фишки и т. д.).
· от младшего дошкольного возраста к старшему – увеличение целостности, произвольности восприятия.
Иными словами, дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.
В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать и рассматривать окружающие предметы. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.
Список использованных источников
1. Гамезо, М. В. Домашенко, И. А. //Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2008.
2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб.: Свет, 2009. – 300 с.
3. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1998. - 128с.
4. Журова, Л. Е. Варенцова, Н. С. Дурова, Н. В. Невская, Л. Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 2010г.
5. Запорожец, А. В. Маркова, Т. А. «Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста». - М., 2007.
6. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М., 1999
7. Крысько, В. Г. //Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.
8. Маклаков, А. Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
10. Немов, Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
11. Поддьяков, Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М: 2004. -С. 119-126.
12. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
13. Рубинштейн, С. Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1999.
14. Саккулина, Н., Комарова, Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2002.
15. Соломенникова, О. Радость творчества. – М., 2005.
16. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961
17. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
18. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
19. Швайко, Г. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Приложение 1