Особенности национальных религий.
В период разложения родового общества и разделения труда происходит выделение особой категории лиц, занимающихся отправлением культа (шаманы, колдуны).
Изменяется и содержание религиозных воззрений. Многочисленные духи наделяются именами и функциями; зарождаются представления о богах (духовных сущностях).
Формируется институт жречества, возникает храмовый культ и получает закрепление практика жертвоприношений и пышных похоронных обрядов. Жречество становится значительной силой в экономической и политической сфере. Таким образом, социальная роль религии приобретает новый характер.
Национальные религии - один из исторических типов религии, чье возникновение и развитие связано с формированием классового общества.
Основные характеристики национальных религий:
1. Принадлежность к той или иной религии было обусловлено национальностью и гражданством.
2. Национальные религии древнего мира иногда называют локально ограниченными: они развивались одновременно с формированием этнических общностей (племенных союзов, протоэтносов), которые еще не являлись нациями в современном смысле этого слова. Некоторые из религий дожили до наших дней (индуизм, синтоизм, иудаизм и др.). На протяжении столетий в них произошли изменения, другие же исчезли вместе с государствами (религии Древнего Египта и Междуречья, Эллады и Рима), оставив значительный след в мировой культуре.
Характерные черты национальных религий:
1. Детально разработанный кодекс поведения.
2. Строго регламентированная обрядность.
3. Система религиозных предписаний.
4. Объектом культа в религиях являются уже не природные силы, а социальные структуры и отношения, получившие воплощение в образах богов; их иерархии в политеизме является отражением структуры общества.
5. Национальные религии могут быть как политеистическими, так и монотеистическими.
Переход к монотеизму явился отражением определенного этапа развития общества и был связан с утверждением монархии. Процесс этот осуществляется в несколько этапов:
- формирование пантеона богов,
- выделение верховного бога,
- постепенное наделение его статусом единственного и всемогущего.
В качестве переходной ступени от политеизма к монотеизму можно выделить генотеизм - признание существования множества богов, считая своим покровителем одного бога и поклонение только ему. Генотеистическая стадия характерна для верований некоторых семитских народов.
История, вероучение, культ зороастризма, индуизма.
Зороастри́зм - самая древняя из сохранившихся монотеистических религий, основанная пророком Заратуштрой. Дата его жизни точно не установлена. Различные исследователи относят её к началу второго тысячелетия до нашей эры. Священная книга - Авеста, написанная на авестийском языке, близком древнеперсидскому и санскриту.
Зороастризм возник в среде арийских народов, живших в Иране и Афганистане. Согласно его учению, свет - это образ Бога в физическом мире. Поэтому обращаясь к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету. Огонь - наиболее важный и доступный для человека источник света и тепла. Он пронизывает всё бытие как духовное, так и телесное.
Иерархия огней:
- Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура Маздой в раю;
- Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах людей и животных;
- Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях;
- Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии;
- Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь;
- Варахрам (Победоносный) - тот, что горит в храмах.
Учение Заратуштры было одним из первых, где говорилось о личной ответственности души за совершённые деяния в земной жизни.
Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень - дом, где пребывает Сам Бог. Ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и «Дом Лжи».
Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 спасителя. Первые два должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний спаситель. В результате битвы все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен. Все мёртвые - праведники и грешники - воскреснут для последнего суда (испытания огнём). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.
Священная книга зороастрийцев называется Авеста - собрание текстов, на древнеиранском языке.
Главным символом приверженца учения Заратуштры - это нижняя белая рубаха, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани. Ношение священной одежды является долгом заратуштрийца.
Другим символом зороастризма является огонь.
Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет - цвет чистоты, а во многих обрядах также цвет зелёный - символ процветания и возрождения.
Индуизм. Термин «индуизм» был введен европейцами в XIX в. для обозначения совокупности верований, зародившихся в Индии. Индуизм представляет собой комплекс религиозно-мифологических, социально-правовых и этических воззрений и обрядов индийского народа.
Всего насчитывается около 750 млн. последователей индуизма. В Индии (где его исповедует приблизительно 83 % населения) и Непале он имеет статус национальной религии; распространен также в Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш, на о. Бали в Индонезии, в Юго-Восточной Азии.
К концу I тыс. до н. э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, сложилась религиозно-философская система – брахманизм. Дальнейшее развитие брахманизма привело к формированию новой религии – индуизм.
Основы индуистского вероучения:
1. В нем нет догм, организованной церкви, совокупности религиозных представлений, обычаев.
2. В его основе - учение о перевоплощении душ (реинкарнация).
3. Согласно универсальному закону кармы, любая деятельность, праведная либо греховная, влечет за собой последствия, которые все больше втягивают человека в круговорот рождения и смерти.
4. Только акарма (бездействие), преданное служение богу, не имеет кармических последствий.
Основные направления индуизма:
Вишнуизм - признает в качестве верховного бога Вишну.
Шиваизм - утверждает верховенство и всемогущество Шивы. Долгое время сохранялись кровавые жертвоприношения. В рамках этого течения существует множество сект.
Бхакти (преданность) - религиозно-сектантское движение, сторонники которого отрицали разделение на касты, необходимость жрецов и обрядов.
Индуистское священное писание – Веды, написанные на древнем языке санскрит.
Веды (знания) включают тексты:
- Ригведа («Веда гимнов»)
- Атхарваведа («Веда мелодий»)
- Самаведа («Веда жертвоприношений»)
- Яджурведа («Веда заклинаний»)
Религиозно-философские воззрения индуизма нашли свое выражение в литературе индийского народа, эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата», излагающая философские основы индуистского учения).
Особенности индуистских обрядов:
1. Основой культа являются жертвоприношения - сезонные, ежемесячные, искупительные, или же совершаемые по обету. В качестве даров выступают цветы, фрукты, злаки, деньги; в некоторых случаях возможно принесение в жертву животных (в частности, в шиваизме).
2. Проведение обрядов осуществляется в храмах, у домашних алтарей, в священных местах.
Индуисты поклоняются изображениям богов, принимающих различные формы — истинный облик бога непостижим.
Языком храмового культа является санскрит.
В целом индуизм отличается стабильностью развития. Несмотря на противостояние со стороны ислама и христианства, он сохранил свои позиции в Индии в качестве государственной религии.
Это обусловлено: 1) гибкостью собственного вероучения; 2) терпимостью по отношению к другим религиям (к примеру, Будда и Христос вошли в пантеон индуизма в качестве воплощений Вишну).
Контрольные вопросы:
1. Ранние формы религии.
2. Тотемизм как ранняя форма религии.
3. Магия и религия. Формы магии.
4. Шаманство: особенности ритуальной практики.
СРС:
1.Происхождение и ранние формы религии [1] том 1, Стр 107. Доклад
2. В каком направлении изменяются представления древних людей о Боге? [1] том 1, Стр 113. Доклад
СРСП:
Мифология и религия. [1] том 1, Стр. 116. Доклад
ГЛОССАРИЙ
На русском языке | На казахском языке | На английском языке |
цивилизация | өркениет | civilization |
племя | тайпа | tribe |
памятник | ескерткіш | monument |
образ животных | жануар бейнесі | character of animals |
религиозное значение | діни мағына | religious value |
храм | ғибадатхана | temple |
ремесленные изделия | қолөнер бұйымдары | handicraft wares |
творческая активность | шығармашылық белсенділік | creative activity |
духовный | рухани | spiritual |
древние религии | ежелгі діндер | ancient religions |
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2012 г. |
Дополнительная литература
1. Апанасенок А.В. Религии народов мира. Учебное пособие. - М, «Альфа-М»: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
2. Иванов Ю.Н. Религии мира. Православие. - Минск, «Книжный дом», 2009 г.
3. Грицанов А.А. Религии мира. Индуизм. - Минск, «Книжный дом», 2006 г.
4. Грицанов А.А. Религии мира. Католичество. - Минск, «Книжный дом», 2006 г.
5. Грицанов А.А. Религии мира. Христианство. - Минск, «Книжный дом», 2006 г.
6. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006 г.