История, вероучение, культ зороастризма, индуизма.




Особенности национальных религий.

В период разложения родового общества и разделения труда происходит выделение особой категории лиц, занимающихся отправлением культа (шаманы, колдуны).

Изменяется и содержание религиозных воззрений. Многочисленные духи наделяются именами и функциями; зарождаются представления о богах (духовных сущностях).

Формируется институт жречества, возникает храмовый культ и получает закрепление практика жертвоприношений и пышных похоронных обрядов. Жречество становится значительной силой в экономической и политической сфере. Таким образом, социальная роль религии приобретает новый характер.

Национальные религии - один из исторических типов религии, чье возникновение и развитие связано с формированием классового общества.

Основные характеристики национальных религий:

1. Принадлежность к той или иной религии было обусловлено национальностью и гражданством.

2. Национальные религии древнего мира иногда называют локально ограниченными: они развивались одновременно с формированием этнических общностей (племенных союзов, протоэтносов), которые еще не являлись нациями в современном смысле этого слова. Некоторые из религий дожили до наших дней (индуизм, синтоизм, иудаизм и др.). На протяжении столетий в них произошли изменения, другие же исчезли вместе с государствами (религии Древнего Египта и Междуречья, Эллады и Рима), оставив значительный след в мировой культуре.

Характерные черты национальных религий:

1. Детально разработанный кодекс поведения.

2. Строго регламентированная обрядность.

3. Система религиозных предписаний.

4. Объектом культа в религиях являются уже не природные силы, а социальные структуры и отношения, получившие воплощение в образах богов; их иерархии в политеизме является отражением структуры общества.

5. Национальные религии могут быть как политеистическими, так и монотеистическими.

Переход к монотеизму явился отражением определенного этапа развития общества и был связан с утверждением монархии. Процесс этот осуществляется в несколько этапов:

- формирование пантеона богов,

- выделение верховного бога,

- постепенное наделение его статусом единственного и всемогущего.

В качестве переходной ступени от политеизма к монотеизму можно выделить генотеизм - признание существования множества богов, считая своим покровителем одного бога и поклонение только ему. Генотеистическая стадия характерна для верований некоторых семитских народов.

История, вероучение, культ зороастризма, индуизма.

Зороастри́зм - самая древняя из сохранившихся монотеистических религий, основанная пророком Заратуштрой. Дата его жизни точно не установлена. Различные исследователи относят её к началу второго тысячелетия до нашей эры. Священная книга - Авеста, написанная на авестийском языке, близком древнеперсидскому и санскриту.

Зороастризм возник в среде арийских народов, живших в Иране и Афганистане. Согласно его учению, свет - это образ Бога в физическом мире. Поэтому обращаясь к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету. Огонь - наиболее важный и доступный для человека источник света и тепла. Он пронизывает всё бытие как духовное, так и телесное.

Иерархия огней:

- Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура Маздой в раю;

- Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах людей и животных;

- Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях;

- Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии;

- Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь;

- Варахрам (Победоносный) - тот, что горит в храмах.

Учение Заратуштры было одним из первых, где говорилось о личной ответственности души за совершённые деяния в земной жизни.

Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень - дом, где пребывает Сам Бог. Ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и «Дом Лжи».

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 спасителя. Первые два должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний спаситель. В результате битвы все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен. Все мёртвые - праведники и грешники - воскреснут для последнего суда (испытания огнём). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Священная книга зороастрийцев называется Авеста - собрание текстов, на древнеиранском языке.

Главным символом приверженца учения Заратуштры - это нижняя белая рубаха, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани. Ношение священной одежды является долгом заратуштрийца.

Другим символом зороастризма является огонь.

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет - цвет чистоты, а во многих обрядах также цвет зелёный - символ процветания и возрождения.

Индуизм. Термин «индуизм» был введен европейцами в XIX в. для обозначения совокупности верований, зародившихся в Индии. Индуизм представляет собой комплекс религиозно-мифологических, социально-правовых и этических воззрений и обрядов индийского народа.

Всего насчитывается около 750 млн. последователей индуизма. В Индии (где его исповедует приблизительно 83 % населения) и Непале он имеет статус национальной религии; распространен также в Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш, на о. Бали в Индонезии, в Юго-Восточной Азии.

К концу I тыс. до н. э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, сложилась религиозно-философская система – брахманизм. Дальнейшее развитие брахманизма привело к формированию новой религии – индуизм.

Основы индуистского вероучения:

1. В нем нет догм, организованной церкви, совокупности религиозных представлений, обычаев.

2. В его основе - учение о перевоплощении душ (реинкарнация).

3. Согласно универсальному закону кармы, любая деятельность, праведная либо греховная, влечет за собой последствия, которые все больше втягивают человека в круговорот рождения и смерти.

4. Только акарма (бездействие), преданное служение богу, не имеет кармических последствий.

Основные направления индуизма:

Вишнуизм - признает в качестве верховного бога Вишну.

Шиваизм - утверждает верховенство и всемогущество Шивы. Долгое время сохранялись кровавые жертвоприношения. В рамках этого течения существует множество сект.

Бхакти (преданность) - религиозно-сектантское движение, сторонники которого отрицали разделение на касты, необходимость жрецов и обрядов.

Индуистское священное писание – Веды, написанные на древнем языке санскрит.

Веды (знания) включают тексты:

- Ригведа («Веда гимнов»)

- Атхарваведа («Веда мелодий»)

- Самаведа («Веда жертвоприношений»)

- Яджурведа («Веда заклинаний»)

Религиозно-философские воззрения индуизма нашли свое выражение в литературе индийского народа, эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата», излагающая философские основы индуистского учения).

Особенности индуистских обрядов:

1. Основой культа являются жертвоприношения - сезонные, ежемесячные, искупительные, или же совершаемые по обету. В качестве даров выступают цветы, фрукты, злаки, деньги; в некоторых случаях возможно принесение в жертву животных (в частности, в шиваизме).

2. Проведение обрядов осуществляется в храмах, у домашних алтарей, в священных местах.

Индуисты поклоняются изображениям богов, принимающих различные формы — истинный облик бога непостижим.

Языком храмового культа является санскрит.

В целом индуизм отличается стабильностью развития. Несмотря на противостояние со стороны ислама и христианства, он сохранил свои позиции в Индии в качестве государственной религии.

Это обусловлено: 1) гибкостью собственного вероучения; 2) терпимостью по отношению к другим религиям (к примеру, Будда и Христос вошли в пантеон индуизма в качестве воплощений Вишну).

Контрольные вопросы:

1. Ранние формы религии.

2. Тотемизм как ранняя форма религии.

3. Магия и религия. Формы магии.

4. Шаманство: особенности ритуальной практики.

СРС:

1.Происхождение и ранние формы религии [1] том 1, Стр 107. Доклад

2. В каком направлении изменяются представления древних людей о Боге? [1] том 1, Стр 113. Доклад

СРСП:

Мифология и религия. [1] том 1, Стр. 116. Доклад

 

ГЛОССАРИЙ

На русском языке На казахском языке На английском языке
цивилизация өркениет civilization
племя тайпа tribe
памятник ескерткіш monument
образ животных жануар бейнесі character of animals
религиозное значение діни мағына religious value
храм ғибадатхана temple
ремесленные изделия қолөнер бұйымдары handicraft wares
творческая активность шығармашылық белсенділік creative activity
духовный рухани spiritual
древние религии ежелгі діндер ancient religions

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2012 г.

Дополнительная литература

1. Апанасенок А.В. Религии народов мира. Учебное пособие. - М, «Альфа-М»: НИЦ Инфра-М, 2012 г.

2. Иванов Ю.Н. Религии мира. Православие. - Минск, «Книжный дом», 2009 г.

3. Грицанов А.А. Религии мира. Индуизм. - Минск, «Книжный дом», 2006 г.

4. Грицанов А.А. Религии мира. Католичество. - Минск, «Книжный дом», 2006 г.

5. Грицанов А.А. Религии мира. Христианство. - Минск, «Книжный дом», 2006 г.

6. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: