Правовое положение безработных граждан.




Тема №3-1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

 

Организация занятости и трудоустройства населения в России.

Государственную политику в сфере занятости и трудоустройства осуществляет Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

  • анализ и прогнозирование состояние рынка труда;
  • информирование о состоянии рынка труда;
  • ведение учета свободных мест и граждан, ищущих работу;
  • информирование граждан и работодателей о наличии свободных мест и свободной рабочей силы;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
  • регистрация безработных граждан;
  • участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;
  • назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным.

Услуги по трудоустройству могут оказывать негосударственные организации, являющиеся только юридическими лицами, действующими на основании соответствующей лицензии.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения занятости и трудоустройства, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в российской Федерации».

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору;
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
  • выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера;
  • являющиеся членами производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу;
  • проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;
  • являющиеся учредителями организаций.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы:

1. гарантии в реализации права граждан на труд;

2. дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (военнослужащих, инвалидов);

3. гарантии социальной поддержки безработных (выплата пособий, материальной помощи, профессиональное обучение).

Правовое положение безработных граждан.

Безработными признаются трудоспособные граждане (граждане от 16 до 60 лет (женщины) и до 65 лет (мужчины), не признанные инвалидами I или II группы), которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработным гражданам государство гарантирует:

  • бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;
  • обеспечение социальной поддержки (выплата пособия, материальное помощи);
  • бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и обучение;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Статус безработного приобретается при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в службе занятости и предоставления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа об образовании (удостоверяющего профессиональную квалификацию), справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Подходящая работа – это такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки; условиям последнего места работы; состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места.

Подходящей считается и иная оплачиваемая работа для следующих категорий граждан:

  • впервые ищущих работу;
  • не имеющих профессии;
  • уволенных более одного раза в течение последнего года за нарушение трудовой дисциплины;
  • ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

1. она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2. условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (при высоком заработке – не ниже величины прожиточного минимума).

Признав гражданина безработным, ему назначается пособие по безработице.

Размер пособия по безработице определяется в зависимости от категории безработных:

1. для граждан, уволенных в течение года и имевших оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель:

  • в первые 3 месяца – 75 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие 4 месяца – 60%;
  • в дальнейшем – 45 %.

Однако размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины, но, во всяком случае, не должен быть ниже 100 рублей.

1. иным гражданам (в т.ч. ранее не работавшим) –20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до 1 месяца или приостановлен на срок до 3 месяцев в следующих случаях: неявка на перерегистрацию; явка в состоянии опьянения; отказ от двух вариантов подходящей работы; увольнение с работы за нарушение трудовой дисциплины и т.д.

Гражданам, уволенным из организации в связи с ее ликвидацией или сокращением численности штата, в течение определенного периода (2-3 месяцев) сохраняется средняя заработная плата, а затем выплачивается пособие по безработице.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

После в случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20% величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность;
  • получения пособия обманным путем;
  • осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: