Класс.
Знания о физической культуре
Вы узнаете:
· об основных направлениях физической культуры
· какое направление подходит вам больше остальных.
Наиболее популярным направлением физической культуры, знакомым практически каждому человеку с детства, является физкультурно-оздоровительное направление.
Давайте вспомним, что оно включает в себя:
- утреннюю зарядку;
- оздоровительный бег;
- физкультпаузы и физкультминутки;
- прогулки на открытом воздухе;
- специальные упражнения, направленные на профилактику или коррекцию нарушений осанки или формирование стройной фигуры;
- активный отдых в выходные дни.
Запомните: физкультурно-оздоровительная деятельность человека направлена на его всестороннее физическое развитие, предупреждение разного рода заболеваний, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса.
Второе направление физической культуры, как вы уже знаете, - спортивное.
Оно состоит из таких видов занятий, как:
- общефизическая подготовка, целью которой является развитие основных физических качеств, необходимых для повышения спортивных результатов;
- техническая подготовка, целью которой является освоение и отработка правильных движений, составляющих основу того или иного спортивного приема;
- специальная физическая подготовка, целью которой является освоение техники соревновательных действий.
Запомните: на уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как гимнастика, футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, плавание, спортивные игры и некоторые другие.
Рассмотрим третье, прикладное, направление физической культуры.
Оно включает в себя такие виды занятий, как:
- профессионально-прикладная физическая культура, направленная на развитие физических качеств, которые помогут овладеть будущей профессией;
- военно-прикладная физическая культура, предполагающая развитие различных личностных и физических качеств
- адаптивная физическая культура, применяемая для лечения многих заболеваний
- лечебная физическая культура, предназначенная для людей, имеющих нарушения в работе органов зрения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Запомните: прикладное направление физической культуры (в зависимости от его вида) связано или с подготовкой человека ко взрослой жизни, успешным существованием в выбранной профессии, или с улучшением качества жизни.
История физической культуры
Вы узнаете:
· как зародились и развивались физическая культура
· об истории олимпийского движения в России.
На территории нашей страны, как и в остальном мире, физические упражнения возникли в глубокой древности – ещё при первобытно-общинном строе. Естественно, что понятия «физическая культура» тогда не существовало, а сами упражнения являлись отражением бытовой и военной деятельности человека.
Зачатки системы физического воспитания стали формироваться в IX–XVII вв. Она носила яркий, самобытный народный характер: большой популярностью пользовались такие виды физической деятельности, как борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой, а зимой – езда на упряжках, салазках, упражнения в ходьбе на лыжах.
Реформы XVII–XVIII вв. коснулись и физического воспитания. Это отразилось в первую очередь на армии, в которой была создана система военно-физической подготовки. Она была нацелена на решение двух основных задач – развитие у солдата физических качеств (силы, выносливости, ловкости), а также воспитание силы духа, смелости, способности быстро принять правильное решение.
В развитие системы военно-физической подготовки в России большой вклад внесли такие исторические личности, как Пётр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Пётр Иванович Багратион.
В конце XIX – начале XX в. был поднят вопрос о необходимости внедрения в систему школьного образования научно обоснованного подхода к физическому воспитанию учащихся. Произошло это с подачи известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова.
В этот же период научная и исследовательская деятельность русских физиологов Ивана Михайловича Сеченова, Николая Евгеньевича Веденского, Ивана Петровича Павлова имела большое значение для развития и становления физического воспитания и спорта.
Основоположник отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский придерживался твердого убеждения, что образование и воспитание, в том числе физическое, должны основываться на знании особенностей физиологического, анатомического и психологического развития детей и подростков.
А Пётр Францевич Лесгафт явился создателем первой отечественной системы физического образования детей и молодежи. Он сформулировал и научно обосновал цели, задачи, основы и принципы физического воспитания, а также разработал методику подготовки специалистов для работы в этой области
В то же время – в конце XIX – начале XX в. В России стали создаваться частные школы, в которых уроки физической культуры были обязательными. Кроме того, появилось и довольно быстро стало набирать обороты общественно-физкультурное движение, пропагандирующее здоровый образ жизни, занятия спортом, туризмом.
Помимо развития физической культуры, рубеж XIX–XX веков ознаменован зарождением современных видов спорта, таких как конькобежный спорт, греко-римская борьба, лёгкая и тяжёлая атлетика, лыжный спорт, велосипедный спорт, футбол, стрельба, фигурное катание. В этот период активно создаются Всероссийские спортивные организации. По всем этим видам спорта проводятся национальные первенства.
Россия стала активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Так, например, в состав первого Международного олимпийского комитета вошел русский генерал Алексей Дмитриевич Бутовский, который был хорошо знаком с Пьером де Кубертеном и восхищал его своей высокой эрудицией в области физического воспитания и спорта. Как член МОК, Бутовский участвовал в организации I Олимпийских игр современности, которые проходили в Греции в 1896 г.
Несмотря на усилия Бутовского, олимпийский спорт в России поначалу не получил широкого распространения: в первых трёх олимпиадах российские спортсмены не принимали участия.
Первый, неофициальный, выход наших спортсменов на олимпийскую арену состоялся в 1908 г., а официальный – в 1912 г. в Лондоне. Участие России в Олимпиаде стало возможным лишь после создания в нашей стране Национального олимпийского комитета. А это произошло в 1911 г.
Первым и единственным дореволюционным олимпийским чемпионом стал фигурист Николай Александрович Панин-Коломенкин, ученик Алексея Павловича Лебедева, основоположника русской школы фигурного катания.
Серебряную медаль на Олимпийских играх 1912 г. завоевала команда российских стрелков.
В 20-30-е годы прошлого столетия развитие спорта происходило стремительными темпами: образовывались добровольные спортивные организации, такие как «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Трудовые резервы» и многие другие, образовывались всесоюзные федерации по видам спорта, проводились многочисленные соревнования.
Война 1941-1945 гг. внесла свои коррективы и в спортивную жизни страны. Однако по ее окончании государство посчитало необходимым вложить материально-технические и финансовые средства в спорт, что не замедлило дать свои плоды. Именно в этот период наиболее интенсивно начал развиваться спорт высших достижений. Советские спортивные организации вступали в Международные спортивные федерации по видам спорта, в 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, советские спортсмены стали принимать участие в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.
Сложившаяся в начале 1950-х гг. система подготовки спортсменов высокого класса просуществовала до 1990-х годов и дала миру, а в первую очередь нашей стране, сильнейших спортсменов практически во всех видах спорта.
На летних Олимпийских играх с 1952 по 1988 г. советская олимпийская сборная 6 раз занимала первые места и 3 раза вторые. На зимних играх с 1956 по 1988 г. 7 раз наши спортсмены занимали первые места и 2 раза – вторые.
Величайшим событием для нашей страны стала Олимпиада 1980 г., которая состоялась в Москве. Она ознаменовалась огромным количеством рекордов – 36 мировых, 74 олимпийских и 39 европейских.
После распада СССР начиная с 1992 г. в России были созданы новые структуры государственного управления физической культурой и спортом. Всероссийский олимпийский комитет, созданный в 1989 г., в 1992 г. был переименован в Олимпийский комитет России.
С 1994 г. Россия стала выступать отдельной командой на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. И хотя российские спортсмены показывали на них высокие результаты, передовые позиции на летних олимпийских играх были отданы командам Китая и США, а на зимних (до 2014 г.) – спортсменам Германии, Норвегии, Австрии и Канады.
В 2014 г. Россия впервые за всю свою историю проводила зимнюю Олимпиаду в Сочи, на которой спортсмены российской сборной достигли выдающихся результатов и завоевали в общей сложности 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.
Контрольная работа
Задание 1
Определите, что из перечисленного не является формами занятий оздоровительной физической культуры:
1) утренняя зарядка
2) оздоровительный бег
3) техническая подготовка
4) физкультпаузы
5) общефизическая подготовка
Задание 2
____________________ деятельность человека направлена на его всестороннее физическое развитие, предупреждение разного рода __________________, укрепление здоровья, повышение ___________________.
1) спортивная
2) физкультурно-оздоровительная
3) прикладная
4) заболеваний
5) травм
6) успеваемости,
7) жизненного тонуса
Задание 3
Установите соответствие между направлениями физической культуры и занятиями, входящими в каждое из них.
1) физкультурно-оздоровительное направление
2) спортивное направление
3) прикладное направление
а) активный отдых в выходные дни
б) адаптивная физическая культура
в) техническая подготовка
Задание 4
Целью специальной физической подготовки является _______________________________________________.
1) профилактика заболеваний
2) подготовка к выбранной профессии
3) освоение техники соревновательных действий, укрепление здоровья
Задание 5
Адаптивная физическая культура применяется для:
1) лечения многих заболеваний
2) подготовки к соревнованиям
3) подготовки к трудовой деятельности
4) развития основных физических качеств
Задание 6
Во время урока, если накопилась усталость, учитель может предложить классу:
1) устроить спортивное соревнование
2) провести физкультминутку
3) прогуляться на свежем воздухе
4) осуществить оздоровительный бег
Задание 7
Профессионально-прикладная физическая культура направлена на развитие ____________________ качеств человека, которые способствуют успешному освоению им ________________________________..
1) физических
2) творческих
3) техники двигательных действий
4) азов выбранной профессии
Задание 8
На уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как
1) плавание
2) гимнастика
3) волейбол
Задание 9
Физкультурно-оздоровительная деятельность человека направлена на _________________________ разного рода заболеваний.
1) предупреждение
2) лечение
Задание 10
Соотнесите направление физической культуры с той целью, на достижение которой оно ориентировано.
1) Прикладное направление
2) спортивное направление
3) физкультурно-оздоровительное направление
а) подготовка к выбранной профессии
б) отработка двигательных действий
в) всестороннее физическое развитие
Задание 11
На уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как
1) лыжные гонки
2) тяжёлая атлетика
3) футбол
4) спортивные игры
Задание 12
Адаптивная физическая культура направлена на _________________________ разного рода заболеваний.
1) предупреждение
2) лечение
Задание 13
Соотнесите направление физической культуры с той целью, на достижение которой оно ориентировано
1) спортивное направление
2) прикладное направление
3) физкультурно-оздоровительное направление
а) улучшение здоровья
б) профилактика заболеваний
в) отработка техники соревновательных упражнений
Задание 14. Заполни пропуск.
На территории нашей страны, как и в остальном мире, первые физические упражнения возникли в _____________________________.
1) Средние века,
2) Древнем мире
Задание 15. Заполни пропуск.
Первые физические упражнения были отражением бытовой и ____________________________ деятельности.
1) общественной
2) военной
Задание 16. Соотнесите исторический период и этап развития физической культуры:
1) XVII-XVIII века
2) конец XIX – начало XX века
3) первая половина XX века
а) создание частных школ, в которых физкультура была обязательным предметом
б) создание добровольных спортивных организаций
в) создание системы военно-физической подготовки
Задание17. Заполни пропуск.
Реформы XVII-XVIII вв., коснувшиеся физического воспитания, отразились, прежде всего на ____________________________.
1) армии
2) крестьянстве
Задание18. Выбери верный ответ.
Зачатки системы физического воспитания начали формироваться в:
1) Древнем мире
2) в IX-XVII вв.
3) в XIX в.
4) в XX в.
Задание19. Выбери верные ответы.
В развитие системы военно-физической подготовки в России в период XVII-XVIII вв. внесли:
1) М. И. Кутузов
2) Н. Е. Веденский
3) П. И. Багратион
4) И. П. Павлов
Задание20. Выбери верный ответ.
Спорт высших достижений наиболее активно начал развиваться:
1) в конце XIX - начале XX века
2) в 20-30-е гг. XX века
3) после Великой отечественной войны
4) в конце XX - начале XXI века
Задание21. Заполни пропуск.
Создателем первой отечественной системы физического образования детей и молодёжи был _______________________.
1) К. Д. Ушинский,
2) П. Ф. Лесгафт
Задание 22. Выбери верный ответ.
Вопрос о необходимости введения научно обоснованного подхода к физическому воспитанию учащихся впервые поднял:
1) Пётр I
2) А. В. Суворов
3) Н. И. Пирогов
4) И. М. Сеченов
Задание23. Заполни пропуск.
В возрождении Олимпийских игр в России принимал участие __________________________________.
1) Пьер де Кубертен
2) А. Д. Бутовский
Задание24. Соотнесите фамилию педагога и тот вклад, который он внес в систему физического воспитания в России.
1) К. Д. Ушинский
2) П. Ф. Лесгафт
а) научно обосновал цели, задачи, основы и принципы физического воспитания, разработал методику подготовки преподавателей физкультуры
б) доказал, что физическое воспитание должно основываться на знании особенностей физиологического, анатомического и психологического развития детей
Задание 25. Выбери верный ответ.
Олимпиада 1980 года состоялась в:
1) Москве
2) Ленинграде
3) Великом Новгороде
4) Сочи