История физической культуры




Класс.

Знания о физической культуре

Вы узнаете:

· об основных направлениях физической культуры

· какое направление подходит вам больше остальных.

Наиболее популярным направлением физической культуры, знакомым практически каждому человеку с детства, является физкультурно-оздоровительное направление.

Давайте вспомним, что оно включает в себя:

- утреннюю зарядку;

- оздоровительный бег;

- физкультпаузы и физкультминутки;

- прогулки на открытом воздухе;

- специальные упражнения, направленные на профилактику или коррекцию нарушений осанки или формирование стройной фигуры;

- активный отдых в выходные дни.

Запомните: физкультурно-оздоровительная деятельность человека направлена на его всестороннее физическое развитие, предупреждение разного рода заболеваний, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса.

Второе направление физической культуры, как вы уже знаете, - спортивное.

Оно состоит из таких видов занятий, как:

- общефизическая подготовка, целью которой является развитие основных физических качеств, необходимых для повышения спортивных результатов;

- техническая подготовка, целью которой является освоение и отработка правильных движений, составляющих основу того или иного спортивного приема;

- специальная физическая подготовка, целью которой является освоение техники соревновательных действий.

Запомните: на уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как гимнастика, футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, плавание, спортивные игры и некоторые другие.

Рассмотрим третье, прикладное, направление физической культуры.

Оно включает в себя такие виды занятий, как:

- профессионально-прикладная физическая культура, направленная на развитие физических качеств, которые помогут овладеть будущей профессией;

- военно-прикладная физическая культура, предполагающая развитие различных личностных и физических качеств

- адаптивная физическая культура, применяемая для лечения многих заболеваний

- лечебная физическая культура, предназначенная для людей, имеющих нарушения в работе органов зрения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Запомните: прикладное направление физической культуры (в зависимости от его вида) связано или с подготовкой человека ко взрослой жизни, успешным существованием в выбранной профессии, или с улучшением качества жизни.

История физической культуры

Вы узнаете:

· как зародились и развивались физическая культура

· об истории олимпийского движения в России.

На территории нашей страны, как и в остальном мире, физические упражнения возникли в глубокой древности – ещё при первобытно-общинном строе. Естественно, что понятия «физическая культура» тогда не существовало, а сами упражнения являлись отражением бытовой и военной деятельности человека.

Зачатки системы физического воспитания стали формироваться в IX–XVII вв. Она носила яркий, самобытный народный характер: большой популярностью пользовались такие виды физической деятельности, как борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой, а зимой – езда на упряжках, салазках, упражнения в ходьбе на лыжах.

Реформы XVII–XVIII вв. коснулись и физического воспитания. Это отразилось в первую очередь на армии, в которой была создана система военно-физической подготовки. Она была нацелена на решение двух основных задач – развитие у солдата физических качеств (силы, выносливости, ловкости), а также воспитание силы духа, смелости, способности быстро принять правильное решение.

В развитие системы военно-физической подготовки в России большой вклад внесли такие исторические личности, как Пётр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Пётр Иванович Багратион.

В конце XIX – начале XX в. был поднят вопрос о необходимости внедрения в систему школьного образования научно обоснованного подхода к физическому воспитанию учащихся. Произошло это с подачи известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова.

В этот же период научная и исследовательская деятельность русских физиологов Ивана Михайловича Сеченова, Николая Евгеньевича Веденского, Ивана Петровича Павлова имела большое значение для развития и становления физического воспитания и спорта.

Основоположник отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский придерживался твердого убеждения, что образование и воспитание, в том числе физическое, должны основываться на знании особенностей физиологического, анатомического и психологического развития детей и подростков.

А Пётр Францевич Лесгафт явился создателем первой отечественной системы физического образования детей и молодежи. Он сформулировал и научно обосновал цели, задачи, основы и принципы физического воспитания, а также разработал методику подготовки специалистов для работы в этой области

В то же время – в конце XIX – начале XX в. В России стали создаваться частные школы, в которых уроки физической культуры были обязательными. Кроме того, появилось и довольно быстро стало набирать обороты общественно-физкультурное движение, пропагандирующее здоровый образ жизни, занятия спортом, туризмом.

Помимо развития физической культуры, рубеж XIX–XX веков ознаменован зарождением современных видов спорта, таких как конькобежный спорт, греко-римская борьба, лёгкая и тяжёлая атлетика, лыжный спорт, велосипедный спорт, футбол, стрельба, фигурное катание. В этот период активно создаются Всероссийские спортивные организации. По всем этим видам спорта проводятся национальные первенства.

Россия стала активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Так, например, в состав первого Международного олимпийского комитета вошел русский генерал Алексей Дмитриевич Бутовский, который был хорошо знаком с Пьером де Кубертеном и восхищал его своей высокой эрудицией в области физического воспитания и спорта. Как член МОК, Бутовский участвовал в организации I Олимпийских игр современности, которые проходили в Греции в 1896 г.

Несмотря на усилия Бутовского, олимпийский спорт в России поначалу не получил широкого распространения: в первых трёх олимпиадах российские спортсмены не принимали участия.

Первый, неофициальный, выход наших спортсменов на олимпийскую арену состоялся в 1908 г., а официальный – в 1912 г. в Лондоне. Участие России в Олимпиаде стало возможным лишь после создания в нашей стране Национального олимпийского комитета. А это произошло в 1911 г.

Первым и единственным дореволюционным олимпийским чемпионом стал фигурист Николай Александрович Панин-Коломенкин, ученик Алексея Павловича Лебедева, основоположника русской школы фигурного катания.

Серебряную медаль на Олимпийских играх 1912 г. завоевала команда российских стрелков.

В 20-30-е годы прошлого столетия развитие спорта происходило стремительными темпами: образовывались добровольные спортивные организации, такие как «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Трудовые резервы» и многие другие, образовывались всесоюзные федерации по видам спорта, проводились многочисленные соревнования.

Война 1941-1945 гг. внесла свои коррективы и в спортивную жизни страны. Однако по ее окончании государство посчитало необходимым вложить материально-технические и финансовые средства в спорт, что не замедлило дать свои плоды. Именно в этот период наиболее интенсивно начал развиваться спорт высших достижений. Советские спортивные организации вступали в Международные спортивные федерации по видам спорта, в 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, советские спортсмены стали принимать участие в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Сложившаяся в начале 1950-х гг. система подготовки спортсменов высокого класса просуществовала до 1990-х годов и дала миру, а в первую очередь нашей стране, сильнейших спортсменов практически во всех видах спорта.

На летних Олимпийских играх с 1952 по 1988 г. советская олимпийская сборная 6 раз занимала первые места и 3 раза вторые. На зимних играх с 1956 по 1988 г. 7 раз наши спортсмены занимали первые места и 2 раза – вторые.

Величайшим событием для нашей страны стала Олимпиада 1980 г., которая состоялась в Москве. Она ознаменовалась огромным количеством рекордов – 36 мировых, 74 олимпийских и 39 европейских.

После распада СССР начиная с 1992 г. в России были созданы новые структуры государственного управления физической культурой и спортом. Всероссийский олимпийский комитет, созданный в 1989 г., в 1992 г. был переименован в Олимпийский комитет России.

С 1994 г. Россия стала выступать отдельной командой на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. И хотя российские спортсмены показывали на них высокие результаты, передовые позиции на летних олимпийских играх были отданы командам Китая и США, а на зимних (до 2014 г.) – спортсменам Германии, Норвегии, Австрии и Канады.

В 2014 г. Россия впервые за всю свою историю проводила зимнюю Олимпиаду в Сочи, на которой спортсмены российской сборной достигли выдающихся результатов и завоевали в общей сложности 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.

 

Контрольная работа

Задание 1

Определите, что из перечисленного не является формами занятий оздоровительной физической культуры:

1) утренняя зарядка

2) оздоровительный бег

3) техническая подготовка

4) физкультпаузы

5) общефизическая подготовка

 

Задание 2

____________________ деятельность человека направлена на его всестороннее физическое развитие, предупреждение разного рода __________________, укрепление здоровья, повышение ___________________.

1) спортивная

2) физкультурно-оздоровительная

3) прикладная

4) заболеваний

5) травм

6) успеваемости,

7) жизненного тонуса

 

Задание 3

Установите соответствие между направлениями физической культуры и занятиями, входящими в каждое из них.

1) физкультурно-оздоровительное направление

2) спортивное направление

3) прикладное направление

а) активный отдых в выходные дни

б) адаптивная физическая культура

в) техническая подготовка

 

Задание 4

Целью специальной физической подготовки является _______________________________________________.

1) профилактика заболеваний

2) подготовка к выбранной профессии

3) освоение техники соревновательных действий, укрепление здоровья

 

Задание 5

Адаптивная физическая культура применяется для:

1) лечения многих заболеваний

2) подготовки к соревнованиям

3) подготовки к трудовой деятельности

4) развития основных физических качеств

 

Задание 6

Во время урока, если накопилась усталость, учитель может предложить классу:

1) устроить спортивное соревнование

2) провести физкультминутку

3) прогуляться на свежем воздухе

4) осуществить оздоровительный бег

 

Задание 7

Профессионально-прикладная физическая культура направлена на развитие ____________________ качеств человека, которые способствуют успешному освоению им ________________________________..

1) физических

2) творческих

3) техники двигательных действий

4) азов выбранной профессии

Задание 8

На уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как

1) плавание

2) гимнастика

3) волейбол

Задание 9

Физкультурно-оздоровительная деятельность человека направлена на _________________________ разного рода заболеваний.

1) предупреждение

2) лечение

 

Задание 10

Соотнесите направление физической культуры с той целью, на достижение которой оно ориентировано.

1) Прикладное направление

2) спортивное направление

3) физкультурно-оздоровительное направление

 

а) подготовка к выбранной профессии

б) отработка двигательных действий

в) всестороннее физическое развитие

 

Задание 11

На уроках физической культуры в школе осваиваются технические действия таких видов спорта, как

1) лыжные гонки

2) тяжёлая атлетика

3) футбол

4) спортивные игры

 

Задание 12

Адаптивная физическая культура направлена на _________________________ разного рода заболеваний.

1) предупреждение

2) лечение

 

Задание 13

Соотнесите направление физической культуры с той целью, на достижение которой оно ориентировано

1) спортивное направление

2) прикладное направление

3) физкультурно-оздоровительное направление

а) улучшение здоровья

б) профилактика заболеваний

в) отработка техники соревновательных упражнений

 

Задание 14. Заполни пропуск.

На территории нашей страны, как и в остальном мире, первые физические упражнения возникли в _____________________________.

1) Средние века,

2) Древнем мире

 

Задание 15. Заполни пропуск.

Первые физические упражнения были отражением бытовой и ____________________________ деятельности.

1) общественной

2) военной

 

Задание 16. Соотнесите исторический период и этап развития физической культуры:

1) XVII-XVIII века

2) конец XIX – начало XX века

3) первая половина XX века

а) создание частных школ, в которых физкультура была обязательным предметом

б) создание добровольных спортивных организаций

в) создание системы военно-физической подготовки

 

Задание17. Заполни пропуск.

Реформы XVII-XVIII вв., коснувшиеся физического воспитания, отразились, прежде всего на ____________________________.

1) армии

2) крестьянстве

 

Задание18. Выбери верный ответ.

Зачатки системы физического воспитания начали формироваться в:

1) Древнем мире

2) в IX-XVII вв.

3) в XIX в.

4) в XX в.

 

Задание19. Выбери верные ответы.

В развитие системы военно-физической подготовки в России в период XVII-XVIII вв. внесли:

1) М. И. Кутузов

2) Н. Е. Веденский

3) П. И. Багратион

4) И. П. Павлов

 

Задание20. Выбери верный ответ.

Спорт высших достижений наиболее активно начал развиваться:

1) в конце XIX - начале XX века

2) в 20-30-е гг. XX века

3) после Великой отечественной войны

4) в конце XX - начале XXI века

 

Задание21. Заполни пропуск.

Создателем первой отечественной системы физического образования детей и молодёжи был _______________________.

1) К. Д. Ушинский,

2) П. Ф. Лесгафт

 

Задание 22. Выбери верный ответ.

Вопрос о необходимости введения научно обоснованного подхода к физическому воспитанию учащихся впервые поднял:

1) Пётр I

2) А. В. Суворов

3) Н. И. Пирогов

4) И. М. Сеченов

 

Задание23. Заполни пропуск.

В возрождении Олимпийских игр в России принимал участие __________________________________.

1) Пьер де Кубертен

2) А. Д. Бутовский

Задание24. Соотнесите фамилию педагога и тот вклад, который он внес в систему физического воспитания в России.

1) К. Д. Ушинский

2) П. Ф. Лесгафт

а) научно обосновал цели, задачи, основы и принципы физического воспитания, разработал методику подготовки преподавателей физкультуры

б) доказал, что физическое воспитание должно основываться на знании особенностей физиологического, анатомического и психологического развития детей

 

Задание 25. Выбери верный ответ.

Олимпиада 1980 года состоялась в:

1) Москве

2) Ленинграде

3) Великом Новгороде

4) Сочи

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: